Церковная история Сократа Схоластика...

Кудряшов Николай
  «Церковная история» Сократа Схоластика, как исторический источник этимологии термина «Русь»


 Введение в научный оборот новых или давно забытых исторических письменных источников сопряжено рядом трудностей, таких как: время проис-хождения источника, его авторизация, правильность перевода. Как правило, все ведущие концепции исторического развития основаны только на исторически достоверных письменных, археологических и других материальных источников человечества. Вещественные и письменные источники, имеющие двойное, а то и большое толкование подвергаются долгой и серьёзной проверке. Нередко затем изымаются из научного оборота, в силу своей противоречивости. Именно такой практике в совсем недавнее время был подвергнут ряд письменных источников явно не согласующихся с концепцией образования Древнерусского государства Киевская Русь и происхождением термина «Русь». Одним из таких письменных источников является трактат восточно-римского христианского историка Сократа Схоластика «Церковная история» .
   Сократ родился в Константинополе, в начале царствования Феодосия Великого, около 380 года. Его учителями в обучении были известные в то время наставники Аммоний и Гелладий, бывшие ранее жрецами при языческих капищах в Александрии. Затем Сократ посещал, известную школу софиста Троила. Прозвище Схоластик, Сократ получил из-за того что имел адвокатскую практику, а как правило несостоявшихся адвокатов и практикующих в Восточно-Римской империи называли схоластами. Схоластик у древних римлян учитель красноречия.
   Свою историю Сократ начал писать с того места, с которого закончил свою Евсевий Кесарийский – прекращением диоклитианова гонения на христиан. Кроме того Сократ ещё дополняет собственными сведениями период Константинова царствования. И в целом «Церковная история» охватывает время с 306 до 439 года, всего сто тридцать четыре года. История Сократа подкупает тем, что написана лёгким и доступным языком, и не имеет явных приукрашиваний. Повествуя о делах церкви, автор говорит, что он ничего не писал, пока сам не удостоверялся в истине события. Так же он не отрицает, что его история составлена частью на основании сочинений, написанных другими писателями. Но в любом случае неоспоримой заслугой трактата Сократа является наличие в нём достоверных памятников истории христианства, таких как, письменные постановления Соборов, послания Соборов к императорам. Авторство Сократа, вряд ли у кого сейчас вызывает сомнение. Её временем написания считают начало 440-х годов, т.е. временем написания автором последних событий в своём труде. История Сократа на своём оригинальном – греческом языке, была напечатана только один раз, в 1544 году, в Париже , вместе с историями Евсевия, Феодорита, Эвагрия и Созомена. Правда, в начале XVI века, т.е. ещё ранее, был напечатан латинский перевод сделанный Епифаном Схоластиком. Что касается переводов Истории Сократа на русский язык, то впервые она была напечатана совместно с Историей Евсевия Памфила в первой половине XIX века, более точных данных нет. Затем она была отдельно напечатана в 1850 году в Санкт-Петербурге в типографии Фишера. Следующее издание «Церковной Истории» было выпущено в Саратове в 1911 году, и наконец, самое последнее в 1996 году в Москве.
   «Церковная история» как исторический источник используется в изучении истории Византии и истории церкви уже очень давно. Сократ повествует о делах церкви, в ряде случаев касается и светской истории становления Восточно-Римской империи, или как привычней Византии. Так же он касается в своём описании и окружающих Византию народов. Для Сократа они слиты в одном названии – Варвары, хотя среди  них он  различает – готов, бургундов, аллеманов, франков, сарматов и гуннов. Весь остальной мир за исключением Западной Римской империи, а также Парфии и стран Малой Азии, является по Сократу миром варваров.
   У Сократа Схоластика территория Причерноморья упоминается только в связи с нашествием гуннов на эти земли и вытеснением оттуда готов, которые «как саранча стали наползать» на Византию и подчинённые её территории. И только Указ Валента  376 года о позволении вестготам теснимым гуннами селиться на территории Фракии в Мёзии убавил напряжённость, но ненадолго. В 378 году от рук готов император и погиб.
   «Церковную историю» уже давно не рассматривали как письменный источник происхождения термина «русь». В связи, с чем в труде Сократа интересны два момента: упоминание епархии Росской и упоминание Фригийского города Мир.
   Упоминание епархии Росской встречается у Сократа в связи с собравшимся Собором в сирийской Антиохии (существовала также Антиохия Фригийская) в 362-363 гг..  Собор составил послание к императору Йовиану (римский император в 363 – 364 гг.) осуждавшее арианское учение и подтверждавшее никейское вероисповедание. В конце послания следует перечисление собравшихся священнослужителей – это Мелетий, епископ антиохийский, Евсевий самосатский, Эвагрий сикемийский, Ураний апамийский, Зоил ларисский, Акакий кесарийский, среди них названо имя – Антипатр росский .
   Выяснить местонахождение епархии Росской оказалось достаточно трудным делом. Антипатр в греческом языке означает – начальник области, имени такого связанного с церковью найти не удалось. Однако исходя из того что сторонники никейской веры в рассматриваемое время преобладали в странах Черноморского бассейна, кроме Северного Причерноморья, можно заключить что епархия росская находилась  где-то здесь. Интересно отметить, что большинство европейских епархий, в первую очередь её Западного и Центрального регионов, а также епархии Северного Причерноморья и Прикарпатья придерживались арианского вероучения. В IV – V веках никейское и арианское вероучения являлись ведущими в христианском мире и соперничали между собой, причём у арианства было больше шансов стать основным и «единственно правильным» учением. Однако увлечённость ариан искать своих приверженцев среди варварского европейского мира, сыграло для них негативную роль. Ведущая в то время мировая держава Восточно-Римская империя постоянно подвергалась набегам варварских племён, к тому же только что новоиспечённых приверженцев арианства. Угроза варваров была настолько серьёзна, что восточно-римским императорам пришлось начать борьбу с ними и на мировоззренческом уровне. Византия поддержала никейское вероисповедание, придерживавшееся более древних традиций и более консервативного к любым нововведениям, поставив, таким образом, ариан в положение еретиков.
   Известно, что Антиохия находилась на территории Сирии, Самосата в Каппадокии, Кесарии в Палестине, все остальные указанные в списке епархии также располагались в Малоазийском регионе. Кария, Лидия, Мисия, Фригия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Пафлагония, Галатия, Армения – вот местоположение указанных епархий, а заодно форпоста никейского вероисповедания. Следовательно, в этих же районах или рядом следует искать и епархию Росскую. И находим, она располагалась в пределах Сирии и Киликии.  Сократ, возможно даже косвенно и указывал о её местонахождении: «Когда росоносый хор весёлых нимф остановится на богато-украшенных улицах города, и стена сделается жалкою оградою бани; тогда бесчисленные племена кочующих народов, дикие, блестящие, наделённые буйною силой, перейдут с мечом прекрасные воды Истра и опустошат страну Скифскую и поля Миссийские, но достигнув Фракии – с надеждою показать над нею своё неистовство, найдут там конец своей жизни, и судьба их свершиться». Эта надпись была на одном из камней разрушенного императором Валентом Халкидона, стоявшего, напротив, через пролив, Константинополя. Валент после разрушения Халкидона камни велел перевезти в Константинополь для постройки общественных бань. И что самое интересное в этом предсказании, оно сбылось: спустя некоторое  время Валент устроил водопровод в банях, в обилии появилась вода и как раз вслед за этим на Византию двинулись полчища варваров. Пятый век время, когда начинают появляться первые, правда туманные, сведения о новой волне варваров, под которыми можно предположить: как славян, так и аваров. Готы вроде, как и разбиты, их военный потенциал ослаблен сильно. Они вытеснены из Причерноморья гуннами, которые уже вторглись в пределы Европы и кое-где осели; авары придут позже в VI веке, но их экспансия на соседние с ними народы уже началась. В Поднепровье заканчивалось оформление одной из самых варварских ветвей славянства: перемешанной по крови с готами и ираноязычными народами. Эти, по существу дикие племена уже перешли на стадию агрессивного соседства и становились реальной угрозой для Византии. Однако возвращаясь к епархии Росской отметим, Халкидон находился на территории Антиохии Фригийской. В то же время известно, что в XI - XIV веках существовало государство  - Киликийское Армянское царство . Киликия древнейшая область Малой Азии, в древности входила в Хеттское государство, т.е. это историческая область всё время находившаяся на перекрёстке исторических событий. И найти что-то здесь новое чрезвычайно трудно, но на территории Киликии существовал город Росос (Hros os), именно с ним и связывается епархия Росская. Также известно об упоминании народа Hros в VI веке на территории Северного Причерноморья Псевдо-Захарием . Что это за народ, и связан ли каким образом с городом Росос неизвестно, но то, что самих хеттов в древности называли русенами известно. И даже если предположить что малоазийские русены или их потомки, связанные с городом Росос оказались в Причерноморье, они в любом случае не могли стать основоположниками славянского племени под названием рось (русь). Самое вероятное, что могло произойти в действительности – это передача племенного названия одному из славянских племён ассимилировавшему русенов.
   Упоминание у Сократа города Мир интересно тем, что позже у славян, также как и у германцев, понятие мир ассоциировалось с земледельческой крестьянской общиной со своими законами и правилами.
   На этом собственно говоря можно и завершить исследование «Церковной истории» Сократа Схоластика, но вопросы в любом случае остаются и требуют дальнейшего изучения.

                28.05.2011.               
                Николай Кудряшов

1.  2.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/33057/
3.  В данном случае автор (Н. Кудряшов) не имеет точных сведений за последние    двадцать лет об изданиях книги на языке оригинала. И будет благодарен читателям за информацию.
4.  http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
5. 
6.  http://www.proza.ru/2010/06/27/501
7.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
8.  http://www.rudata.ru/w/index.php?title=