Оглянуться назад. 2 часть. Гл. 26

Людмила Волкова
                ГЛ.26.  ЗАВЕРШАЮЩАЯ
               
          Когда пытаешься оценить свою несозревшую личность с высоты нынешнего возраста, невольно обманываешь себя, то  излишне критикуя, то переоценивая  свои достоинства. Я отношусь к самоедам-самогрызам, в молодости  задавшими себе цель быть комильфо в самом главном, а потом убедившимся, что  для достижения этой цели, помимо желания, нужна еще уверенность в собственной правоте. А тут явные проблемы – с уверенностью.
          И получается, что, оглядываясь назад, я вижу четко только то, что поразило  мою душу и заставило ее страдать. Прочее – тени, оживленные моим воображением.
          Так, тенью прошел в моей жизни Юра Шишканов, бессловесный мальчик, через много лет оживший в Женьке, герое моей повести «Голубая полоска зари». Я дала этому Жене  Юрину внешность, неразделенную любовь, хрупкость характера,   слезы  читательского сочувствия. И хотя бы этим искупила свою невольную вину перед светлой личностью невыдуманного  мальчика – Юры.
           Но для этого Юре понадобилось умереть. И вся история болезни его отразилась в сюжете повести (многие ее считают самой лучшей среди прочих).
           Вот только  мама  героя  книжного  была  совсем другой. А Юрина…
           Я помню тот день, когда Женя Угаров пришел  вечером в подавленном настроении.
           – А Юрку в больницу положили. Представляешь, все по институтам скоро разбегутся, а он…
           Юра  получил золотую медаль и поступил в Горный институт (тогда очень популярный среди прочих) ) без экзаменов. Что он стал болеть непонятно чем, мы знали.
           – Мамаша его просто загоняла этой учебой, – сердился Вова Довнарович. – Не пускает на улицу даже вечером. При мне  шипела: «Не получишь золотую медаль – пойдешь работать! Я этого позора не переживу! Серебряная медаль нам не нужна».
           Словом, чтобы не позорить маму серебряной медалью, Юра учился, учился и еще раз учился, как завещал великий вождь в дуэте с его мамой. А так как в школу он пошел в шесть лет, то это был как раз самый опасный возраст для слабых  здоровьем. 16 лет. Он похудел,  побледнел, у него не хватало силенок физических. Но мальчик готов был порадовать маму именно золотой медалькой.
           Порадовал…
           - Давай к нему завтра сходим, –  надо поддержать, а то еще что-то навыдумывает  себе, – предложила я.
           - Люся, сначала ты сходи, потом я. То есть – по очереди. Может, ему хочется наедине с нами поговорить.
           Лето было в разгаре. Я как раз сдала последний  вступительный экзамен. Можно было гулять сколько влезет. Поступившие в институты бегали на Днепр мимо нашей улицы. Настроение свободы пьянило даже тех, кто завалил вступительные экзамены. Все равно: окончена школа, прощайте занудные учителя. Кто куда и как сдавал экзамены – эта тема пока не перегорела. 
           Короче, нам было о чем поговорить с Юрой помимо  его здоровья. Как раз от этого хотелось его отвлечь.
           Он лежал в больнице Мечникова, в диагностическом отделении. Юрина старшая сестра работала врачом в этой же клинике. Она прекрасно знала к этому времени, что у брата острая форма лейкемии.  Диагностическое отделение – явная  уловка скрыть от Юры настоящий диагноз. Вот, мол, устанавливаем, потерпите, молодой человек, может быть – у вас обычная  ангина. Горло болит? Температура зашкаливает? Ничего, вырежем гланды…
           Я вошла в палату, и мне сразу бросился в глаза   потрясающе яркий  румянец. На  белом фоне лба – пылающие щеки и горящие черные глаза. Как же, оказывается, красив этот наш друг!
           – Здравствуй, – заулыбался Юра, не называя меня по имени. – Я так рад! А я вот… умирать собрался.
           Я так и села на его постель:
           – Ты с ума сошел?! Ничего себе – настроение! С таким и точно…
           – Дураком меня считаете? – перебил меня Юра. – А я…смотри!
           Он приподнялся на подушках,  стал вытаскивать из-под них медицинские учебники, какие-то книги, брошюры.
           –  Мама принесла. – Я попросил, пока сестра на работе. Сказал, что буду изучать свою болезнь, чтобы лечиться, как положено. А то еще эти врачи что-то пропустят.
           Юра незнакомо улыбнулся – с хитринкой. Это вообще был другой Юра. Прежний старался не смотреть мне в глаза, этот – не спускал с меня горящего взгляда.
           – Ты пришла меня пожалеть?
           – Я пришла тебя навестить. Женя в скверике ждет. Я даже не знаю, чем ты болен, а ты на меня… напал.
           Он нежно улыбнулся, откинулся на подушки.
           – Женю я всегда найду, а тебя… У меня белокровие. Я все свои  анализы давно выучил и переписал. И сравнил с нормальными показателями. Сестра думает, что если я технарь по уму, то в гематологии не разберусь. Ха! Проще простого! Меня лечить бесполезно.
           Уж не помню, что я в ответ лепетала – утешительно-бодряческое.
           Запомнился конец свидания.
           – Ты меня поцелуй, а? Пока я живой. Только не в лоб.
           Я чмокнула его в щечку материнским поцелуем. А он вспыхнул так, как когда-то Женя Угаров.
           Ну и мальчики жили в наше время! Совершенно музейные экземпляры…
           Юра умер через  две недели после  моего визита. И похороны, и мое поведение на кладбище я описала в 36 главе  повести «Голубая полоска зари».
           Но я оставила при себе воспоминание о том, как пришла прощаться с Юрой, лежащим в гробу дома.
           Мама его встретила меня с воплями:
           – Люсенька пришла! Невесточка наша! Это тебя Юрочка любил! Не дождалась я, как вы поженитесь! Не пускала гулять! Все за уроками сидел и сидел!
           Женя с Вовой сигнализировали мне издали, чтобы я не вздумала разуверять несчастную маму, будто я не невеста. Поэтому мне пришлось идти в первых рядах за гробом и быть в центре внимания всех любопытствующих соседок, которым Юрина мама успела уже доложить о  первой любви своего сыночка.
           Думаю, если бы Юра, будучи здоровым, только заикнулся о женитьбе, она бы ему всыпала!
           Да, последний школьный год был насыщен чувствами до предела. Я получала от Иры Мониной чудные письма  – умные, грамотные, сдержанно-эмоциональные. Отвечала с удовольствием, и это заменило мне дневники.
           Мой Юра по-прежнему вел себя странно: то исчезал на пару недель, то появлялся, не объясняя причины исчезновения. Пока я не узнавала от кого-то случайно, что ездил он к маме во Львов. Мы не ссорились, не выясняли отношений. Я не хотела, чтобы он знал о моих сомнениях. А их хватало. Наверное, по законам физиологии любовь все-таки требовала чувственных проявлений. Тех же поцелуев, которые служили бы разрядкой или зарядкой. А мы по-прежнему «обжимались», как тогда говорили,  под деревом, изо всех сил сдерживая потребность большей близости. Мужская физиология для меня была тогда загадкой полной, а моя, женская, кроме поцелуев, ничего больше и не хотела. Ведь с Женей  Угаровым я уже целовалась, и знала, что это такое. Но проявлять инициативу девушке по тем временам считалось распутством. В нашем кругу. В другом, конечно, все происходило проще.
          Дядя Юры, у которого он прожил несколько лет, был доцентом в Транспортном институте и, конечно, предполагалось, что поступление туда племянника гарантировано. Тем более, что Юра учился без троек.
          Как случилось, что Юра  не поступил в институт, для меня осталось загадкой. Сейчас я думаю, что это дядя и постарался. Надоело ему это многолетнее  присутствие племянника своей жены  в его квартире. Ну не мог Юра провалиться на экзамене!  И в армию не мечтал уйти, а пришлось.
          Проводы на вокзале обошлись без прощального поцелуя. Стеснялся тетки и друзей? Может быть. Я вообще стояла в сторонке. Юра поверх  толпы провожающих  поглядывал на меня и махал ручкой. Подошел попрощаться, но даже не обнял. Сказал тихо, поправляя челку на  моей голове:
           – Я напишу, лохматая.
           Смотрел нежно своими черными медвежьими глазами.
           Зато первое же письмо было похоже на вопль отчаяния.
           «Звездочка моя синеглазая, – писал мой солдатик неизвестно из какой точки Советского Союза. – Я тебя люблю!!!!!! Я не могу жить без тебя!!!  Ты красивее всех, лучше и умнее!!!»
            Ну и так далее. Четыре страницы  текста, написанного мелким и аккуратным почерком, почти без ошибок. А в конце смешное: Я тебя ц…ю!»
            Спасибо, дорогой, за это детское «ц…ю!» Я его расшифровала. Только поздно. Твой поезд ушел, Юрочка!
            Я плакала над первым письмом, не подозревая, что оплакиваю первую любовь. А потом привыкла к « ц…ю», «звездочкам» и «ласточкам» и прочим мелким животным типа кошечки и белочки. Юра был далеко,  такой привычно-непонятный, вроде бы родной, но по-братски. От него шла нежность, но виртуальная, а живая страсть могла возникнуть в любой момент со стороны кого угодно.
            Юра свою любовь прошляпил. Он ее тихо удушил. Ей не хватило воздуха. Многолетняя переписка не обязывала меня к верности.
            После армии Юра поступил в Политехнический институт во Львове. Я приезжала туда знакомиться с мамой  ( это было после второго курса), там мы с Юрой впервые и целовались,  в Стрийском парке (я жила у сестры тети Дуси, жены моего дяди Натана). Меня уговаривали перевестись на факультет журналистики Львовского университета, и я даже побывала у ректора, в процессе беседы ( я – на русском, он – по-украински) пообещав ему, что подтяну украинский язык, на котором  шло обучение.
            За неделю пребывания в этом красивом и уютном городе я узнала о своем женихе больше, чем за несколько лет дружбы и переписки. Не таким уж и скромницей оказался мой Юрочка. Была у него в армии девочка по имени Люся, с которой он «занимался любовью». Дозанимался до ее беременности, но не женился. Был нагоняй от армейского руководства, скандал с родителями Люси. Что сталось с ее ребеночком, родился ли он на свет, не знаю.
            Не повезло девочке. Все было ясно: меня любил и берег, «боялся сорваться, потому и не целовал», а чужая Люся сыграла роль первой женщины в жизни Юрочки.
            Он не стал моей судьбой, ну и ладно. Я больше не вернулась во Львов, оборвав даже переписку, потому что на меня обрушилась очередная любовь с первого взгляда, которая длится  больше полувека.
            Семья накануне моего окончания школы жила все так же стабильно-скудно – в материальном  плане, но относительно спокойно во всех прочих. То есть – в привычном  режиме  постоянных мелких ссор между родителями и разногласия между нами, сестрами. Ната работала в крупном  институте – проектировала электроподстанции,  общалась с институтскими подружками, покупала книги из каждой зарплаты,  не имела  любимого (Гарик  женился в третий раз). Я  с новенькой язвой двенадцатиперстной кишки лежала в больнице больше месяца. Ляля кружила головы мальчикам в своей школе,  наконец-то ставшей смешанной. Мама постоянно болела, папа ворчал, что она себя не бережет, слишком много времени отдавая цветочкам в палисаднике и сил, чтобы нас обшить, а квартиру украсить вышивками.
        Папа  в своем университете числился самым образцово-показательным работником. Но за это денег к зарплате не прибавляли, так что по-прежнему мы питались однообразно – борщами, картошкой, селедкой и покупными пирожками с ливером. На праздники мама пекла  сдобу, на «заныканные» от  папы денежки покупала конфеты – на случай, если нагрянет гость. Конфеты прятались от нас, родных деток, потому что гости в доме – это святое, а детки могут слопать и хлеб с патокой. Эта гадость черного цвета продавалась в магазинах, и однажды обнаруженная папой, стала его любимым лакомством. Летом выручали дешевые яблоки, «пепинка». Клубничку в те годы никто еще не сажал, а  продается ли эта вкусная ягода на базаре, мы не знали. Рынок «Озерка» считался роскошью для семей, подобных нашей.
        На рынок ездила соседка, Анна  Павловна (Падлиха), чтобы дразнить наше обоняние, колдуя в общей кухне над изысканными мясными блюдами, как это и было раньше.
        Единственной доступной роскошью у нас были любимые мамой арбузы –  сочные, сахаристые,  с ярко-красной серединой, полосатенькие сверху.
        На выпускной вечер я не пошла – не было платья. Не было и туфель. Но четко помню, что  не рыдала, терзая мамимо сердце.  Просидела дома весь вечер, слушая радио, читая книгу.
        А мама поплакала – от жалости ко мне.
        Начинался новый  этап в моей жизни, и события пошли по нарастающей. Всего стало больше –  событий, людей, эмоций…
               Но это уже другая история.