Классификация систем образования

Игорь Бестужев-Лада
 Все системы образования в мире всегда были классовыми. Одни школы – для детей знати (по-нынешнему, элиты), другие – для простонародья, третьи – для «среднего класса». Барьером обычно служил размер платы за учебу. Но иногда  придумывалось нечто более хитроумное. Например, латынь и греческий, нужные потом менее чем 1% выпускников, преподавались в царских гимназиях исключительно с целью отпугнуть «кухаркиных детей», которым эта абракадабра была изначально ни к чему.
Социализм предполагал в будущем бесклассовое общество. И стало быть, бесклассовое образование. Мало того, при коммунизме как бы сами собой должны были исчезнуть недоумки с незаконченным высшим образованием, не говоря уже о пережитках прошлого с неполным средним и начальным. Образно говоря, все население поголовно, до последнего дебила включительно, должно было сплошь состоять из выпускников физфака МГУ и ГИТИСа. А меж тем в СССР 20-х годов была отчаянная нехватка дипломированных специалистов. Достаточно сказать, что из каждых пяти инженеров – а их всего то насчитывалось несколько тысяч – одного приходилось выписывать на золото из Германии и США, а еще трое доживали последние дни в качестве недобитой «гнилой интеллигенции» прошлого. Вот и строй с такими коммунизм!
Вот почему созданная в те годы – и сохраняющаяся в своих основных чертах по сей день  - так называемая общеобразовательная средняя школа была и остается целиком ориентированной на подготовку дипломированных специалистов. Еще раз (последний!) образно говоря, все, что там преподают, к будущей жизни выпускника не имеет никакого отношения. Все нацелено на приемный экзамен в вуз, после чего тут же забывается как кошмарный сон.
Да, выпускник средней школы обязан знать, что такое математика, физика, химия, биология, история, литература, вообще искусство и еще много чего. Но ведь математиками,
физиками, химиками, биологами , историками и т.д. становятся в каждом случае доли процента миллионной армии абитуриентов! Тогда зачем же изо дня в день часами сотни упражнений по алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, химии, зачем тысячи тут же забываемых имен и дат по истории, бесконечные «образы Евгения Онегина,», на всю жизнь внушающие отвращение к литературе (и ныне прочно внушившие его всему подрастающему поколению)? Ведь это все равно, что все двадцать миллионов школьников поставить к балетному станку и десять лет подряд с утра до вечера готовить из них балерин …
Два конкретных результата получила  советская школа на этом пути. Во первых, «напекли» десятки миллионов дипломированных специалистов, в значительной своей части «липовых». А их папаш и мамаш отправили на пенсию. Получился переизбыток плохих «дипломированных» и растущий дефицит «недипломированных». И если раньше мало-грамотный шофер ценой 60 р. в месяц вез инженера, врача, педагога ценой в 120 р.,, то с 70-х годов  тех же пассажиров с той же зарплатой  шофер повез уже за 300 р. Тогда миллионы «дипломированных» кинулись на рабочие места «недипломированных». И система образования зашла в тупик. Начиная с 1974 г. стали все громче раздаваться голоса о необходимости «серьезного совершенствования образовательной системы». Во вторых, предлагаемая средней школой программа ориентации на вуз оказалась по зубам самое большее 20% учеников. Остальные 80% - кстати, вполне нормальные люди, хорошие в будущем рабочие и служащие – не вылезали из унизительных двоек-троек и бесконечных «вызовов родителей». Ясно, что они начали протестовать всеми доступными им средствами. Постепенно школа сделалась вторым по масштабам (после неблагополучной семьи) … социальным источником преступности. Дальше было ехать некуда. Заговорили о школьной реформе.
А теперь поставьте себя на место министра образования РФ и попробуйте предложить что-нибудь радикальное в этой области. При условии, что учителя, ученики и родители – вот они, и других долго еще не будет. При условии, что каждый родитель страстно желает, чтобы его отпрыск закончил любой вуз – желательно, возможно более престижный. С этой целью именно родители создали специальный «черный рынок приема в вуз», - самый гнусный из всех «черных рынков» страны,, где шагу не ступишь без сотенной или тысячной взятки. И не беда, что треть проскочивших приемные экзамены быстро отсеивается по профнепригодности. Не беда, что по специальности идут работать лишь считанные проценты выпускников вузов. Главное, чтобы ребенок возможно скорее пересел со школьной скамьи на студенческую и возможно дольше просидел бы на ней – желательно, до его, ребенка, собственной пенсии.
Ясно, что при таких условиях любое предложение об изменениях существующего вполне идиотского положения было и будет гласом вопиющего в пустыне. И любой министр не может этого не понимать. Поэтому и предлагается 12 лет все того же самого вместо имеющихся  десяти.
Ну. а вы, дорогой читатель, вы то сами что могли бы предложить на месте  министра образования, вице-премьера, премьера или даже самого президента?
Какие новые задачи перед системой народного образования  СНО  поставлены самой жизнью?

1-1. Вообще-то задач было и остается четыре:
1) Родитель 2) Гражданин 3) Работник 4) Личность
В 70-х годах, в связи с массовым переходом населения СССР от сельского к городскому образу жизни, все четыре задачи кардинально изменили содержание, потому что стала исчезать «домашняя школа», которой является по сути каждая нормальная сельская семья и которая готовила адекватные контингенты для начальной, средней и высшей школы. Это подразумевало:
а) наследование профессии родителя (или ученичество «в людях», настолько  эффективное, что молодой человек к 15 годам был полноценным крестьянином или ремесленником (иногда даже рабочим).
б) наследование мировоззрения родителя (вне конкуренции СМИ), так что к 15 годам молодой человек был таким же сознательным, как и окружавшие его взрослые люди
в) наследование стереотипов сознания и поведения, так что и к 15 годам молодой человек был полноценным членом своей национальной общины.
г) В 15 лет человек был полностью подготовлен  к роли матери или соответственно отца семейства.
В связи с этим, заниматься такими предметами в школе представлялось излишним. Школа была (и остается) целиком ориентированной на подготовку дипломированных специалистов (проще говоря – на сдачу экзаменов  в вуз) В 20 гг это было оправдано т.к. был дефицит дипломированных спецов: каждого пятого инженера приходилось выписывать на золото из Германии и США. Но к 70 гг этот дефицит был формально изжит: на 130 млн работников наготовили 35 млн дипломов (из них 6 млн «инженеров», на 9/10 фиктивных – против 1,9 млн в США, вдвое больше врачей на 100 насел. (треть не могла пройти элементарной аттестации т.е. являлась врачами тоже фиктивно). С другой стороны каждый год на пенсию уходили опытные недипломированные работники, без которых вставала работа. И если еще в 50-х годах шофер с 60-тью рублевой зарплатой вез инженера со 120 -рублевой зарплатой, то к 70 гг зарплата «дипломированных» осталась на прежнем уровне, а у дефицитных «недипломированных» поднялась в несколько раз. Тогда семь млрд «дипломированных» (20%) побежали на места «недипломированных».
Школа зашла в тупик.
При этом профессия родителей в массе перестала передаваться по наследству, старое (патриархальные) мировоззрение стало разваливаться, а новое (коммунистическое) складывалось с трудом и охватывало лишь часть городской молодежи. Рухнули старые традиции, нравы, обычаи. Началась деморализация населения. Наконец, стала разваливаться семья – основа общества.
К изучению проблемной ситуации были привлечены тысячи специалистов, и на XXYI съезде партии (1976 г) было констатировано, что «наша общеобразовательная система нуждается в серьезном совершенствовании», было принято решение о кардинальной школьной реформе. Однако концепция реформы так и осталась не выработанной. Единственное предложение: одного из четверых 8-классников – в 9 класс или техникум, а затем в ВУЗ, остальных 3 – в ПТУ, это грозило социальным взрывом и осталось не реализовано.
В 2002 г вопрос о школьной реформе был официально закрыт на уровне министра образования, остался дискуссионным только вопрос о 12-летке (через несколько лет). Задача не решена до сих пор.
Между тем изучение вопроса выявило новые проблемы.
Выяснилось, что есть огромная социальная группа маргиналов (несколько млн «промежуточных» в разной мере между дебилами и нормальными). Строго говоря здесь требуется,  как и у всех инвалидов, коррекционная педагогика и соответствующие спецшколы. Но их не хватает, и маргиналов полегче рассовывают по обычным классам, что, мягко говоря, не оптимально для всех.
С другой стороны, примерно такой же по величине группе одаренных детей учиться скучно и КПД падает.
Но главное, основная масса учеников (до 80%) не собирается в ВУЗ и не способна к нему. Это ожесточает их и порождает массовую деморализацию. Школа становится вторым по масштабам (после неблагополучной семьи) социальным источником преступности.
Общий итог: школа неудовлетворительно справляется со своими 4-мя основными функциями:
- она не готовит ни родителя, ни работника, ни гражданина, ни личность (по крайней мере в нужных параметрах).
К этому добавляется развал школы на элитную (платную для 10-20%) и прочую (тоже платную но дешевле и без перспектив). Платность становиться тотальной независимо от того, частная школа или государственная. По сути вся система образования буквально за несколько лет целиком – от детсада до докторантуры – превратилась в одну из самых гнусный разновидностей черного рынка, что соответственно определяет облик и учащихся и преподавателей. При такой явственной катастрофе естественна поляризация: на одном полюсе создаются очень дорогие «островки» -  туземные и зарубежные, где выпускнику гарантировано «приличное место». Здесь формируется будущая кастовая элита страны, сильно коррумпированная и тесно связанная с мафией (поскольку «без крыши» в этой сфере невозможно существовать. С другой стороны из школы по нарастающей бегут миллионы (из 20 млн) – от будущих разнорабочих школьного возраста до просто беспризорников.
К этому добавляется развал семьи и депопуляция (вырождение и вымирание населения  со скоростью1млн чел/год и прогрессирующей разнообразной ущербностью в каждом поколении каждый год.
Таковы условия, в которых жизнь сегодня (2003 г.) ставит новые задачи перед системой народного образования (СНО).
1-2 Новых задач соответственно шесть:
1-2-1 С учетом глобализации, усиливающей потоки мигрантов, необходим конкурентноспособный работник  на общемировом уровне т.е. способный обращаться с быстро модернизирующейся техникой (прежде всего с компьютером + знание английского языка). К
 этому добавлена гражданственность (как минимум гарантия насчет добросовестности , пьянства  и воровства). Очень желательно проявление  нестандартной – в положительном   
   смысле - личности – русских особенно ценят именно за это. Совсем хорошо, если удалось воспитать хоть какие-то зачатки матримониальности   - повышается шансперехода от беспорядочного конкубината   к упорядоченному, в идеале – к прочной семье.
1-2-2 Задача усложняется тем, что чем лучше будет подготовлен такой работник, тем больше шансов, что он переедет в более цивилизованные страны (где тоже вырождение и вымирание, так что требуется постоянный приток иммигрантов).Следовательно, необходимо усиление  стимулов остаться в стране – не только материальных, но и гуманитарных.
Это в основном,  при прочих     равных условиях, вопрос воспитания.
1-2-3  Сложившиеся международные условия заставляют давать каждому будущему работнику (независимо от пола) основательную военную подготовку, хотя бы на уровне самообороны, включая самопомощь. Иначе страна может оказаться беззащитной в условиях насилия при международных кризисах.
1-2-4  Во имя стабилизации страны не должно быть допущено высокого уровня безработицы трудоспособных при любом уровне компьютеризации производства. Это может быть сделано 2-мя способами: возможно более краткой рабочей недели (например: модель 32ч+32ч на двоих в неделю, или даже меньше + 4 – 6 месяцев совокупного летнего и зимнего отпуска, чтобы разместить на одном рабочем месте возможно больше желающих), с другой, распространение практики социальной работы в образовании (помощник учителя для внеклассной работы с детьми), в здравоохранении (брат и сестра милосердия), в сфере досуга (организатор клубов по интересам), в экологии (Армия спасения природы). Все это требует овладения в школе профессией социального работника и культуры досуга.
1-2-5 Особую задачу составляет обучение все более сложному програмированнию. Здесь ожидает своего рода соревнование между человеком и компьютером. Если человек, как машина-шахматист начнет систематически проигрывать компьютеру, то он окажется не нужным и останется в лучшем случае на периферии   мира киборгов (как, скажем, шимпанзе в мире высших приматов).
1-2-6 В сфере одной только науки человек имеет много шансов проиграть компьютеру,  но позиции компьютера гораздо слабее, в сфере остальных 6 форм общественного сознания (философия, искусство, религия, мораль, право, политика). Таким образом на уровне метофизики человек может бесконечно долго сохранять превосходство своего творческого потенциала над компьютером.
2. На какие вопросы должен иметь ответы любой реформатор образования?
2-1 Положение страны, определяющий ее потребности и потребности СНО
2-2 Потребности страны в продукции СНО
2-3 Потребности самой СНО в удовлетворении потребностей страны
2-4 Разрыв между потребностями СНО и возможностями их удовлетворения (проблема)
2-5 Пути оптимального решения проблемы
2-6 Неизбежные последствия тех или иных изменений в результате решения проблемы – положительных, и наряду, с этим, всегда отрицательных.
2-7 Пути минимизации негативных проблем
2-8 Влияние изменений в СНО на смежные области

2-1 Положение страны определяется ее поражением в третьей («холодной») мировой войне 1946-89 гг., крахом ее социально-экон. и политической системы, ее развалом ,упадком уровня и качества жизни основной (до 80%) массы населения и уменьшением возможности ее развития вообще, школы в особенности.
Плюс чудовищной пятерной дани, которой обложены побежденные:
А) прямая дань победителю (сырье, включая людей, по пониженным ценам)
Б) Искусственно утроенный курс $
В) Открытый грабеж страны своими компрадорами
Г) Дань уголовному и чиновному рэкету
Д) Повальное воровство сверху до низу.
2-2 Потребности страны в продукции СНО можно разделить на инстантные, указанные выше в пункте 1, и чрезвычайные – восстановление ее разрушенного положения.
2-3 Потребности самой СНО
1) Контингент 6-7 лет, подготовленный к школе
2) Зарплата как минимум равная средней по стране, а желательно выше (в идеале, как у госчиновника)
3) Амортизация всей материальной части, начиная со зданий и кончая учебниками, наглядными пособиями и пр.
2-4 Конкретная или хотя бы приблизительная общая динамика развала системы (например только что был 21 млн школьников, через 5 лет останется 14)
2-5 В прогностике принято выражать это в диапозоне прогнозных сценариев (инерционный, для сравнения, оптимизационный, желательно, идеализационный, для ориентации).
2-6 Не бывает так, чтобы какое то бы ни было изменение к лучшему не влекло за собой, или хотя бы не грозило какими-то негативными последствиями.
2-7 Важно прояснить, каких негативных последствий можно избежать, а какие – только мининимизовать
2-8 Влияние изменений СНО всегда тотально, надо вычленить лишь ключевые, иначе утонешь в море информации.
3. Какие элементы реформирования образования могут оказаться для него фатальными?
3-1 Один элемент стихийной реформации уже оказался фатальным: вся СНО при переходе от репрессивно-казарменной системы к рынку знаний оказалась превращенной в разновидность «теневой экономики» - нередко просто «черного рынка» самого наглого вымогательства с родителей определенных, установленных негласной таксой  сумм от 10 руб. нянечке в детском саду до 5-25 тыс. долларов канцелярии ректора престижного университета, оплачивается поступление, все дополнительные услуги, каждый экзамен по установленному тарифу, особо - фиктивность оценок и любых документов.)
Фатальность выражается, с одной стороны, в деморализации – прямо таки моральном разложении преподавательского корпуса (квазиморадерства), с другой стороны   происходит соответствующее воспитание подрастающего поколения, которое ведь видит, что происходит.
3-2 Второй элемент – фикция реформирования: Она лишь дезориентирует управление, приближая развал и делая его крупномасштабным.
3-3  В конце 70-х годов сообразили (в ЦК КПСС), что если делать школьную реформу прямолинейно (одного из 4-х – почти во всех случаях отпрыска номенклатуры – в 9 класс остальных 3-их в ПТУ) , то слишком большим оказывается риск социального взрыва. Теперь все тоже самое делают тихой сапой: одну подсистему для 10-20% родителей представителей высше среднего класса (у высшего -  свои проблемы), другую для 80-90% похуже всякого самого плохого ПТУ. При дестабилизации страны это может явиться детонатором социального взрыва.
3-4 Несчастная мысль скопировать образование какой бы то ни было страны, может привести к последствиям, аналогичным доктринерству Е. Гайдара в 1992 г.
3-5 В условиях интернета   фатальным окажется отсечение от школы детей до 6-7 лет – наиболее динамичных элементов приобщения к Интернету.
3-6 Фатальным для молодежи явится анахроничный выпуск из школы 16-18 летних. Раньше это объяснялось просто: парни – в армию, девушки – замуж. Теперь туда и туда идут лишь считанные проценты 18 летних. Именно поэтому родители стремятся удержать их на скамье  -  все равно на какой, лишь бы подальше от скамьи подсудимых и именно за это их обкладывает данью «черный рынок» школы.
3-7 К фикции СНО относится выдача пожизненных аттестатов и дипломов, тогда как известно, что все полученные знания стареют ныне за 3-7 лет.
3-8 В принципе фатальным может оказаться неадекватность любой из 9 основных подсистем СНО: образование родителей, дошкольное образование, начальная, средняя и высшая школы (включая среднюю специальную), подсистема повышения квалификации и переподготовки кадров, общее самообразование взрослых, подсистема дополнительного образования.
4. Проблемы с которыми может столкнуться человечество в своем увлечении информационными технологиями.
4-1 Аналогия: Если перевести пищеварительную систему человека на сколь угодно эффективные питательные таблетки (мечта многих футурологов 50-100 лет назад), то неизбежно атрофирование отдельных  элементов системы и ее конечная деформация, с адаптацией к новым условиям.
4-2 Техника считывания любых изображений от наскальных рисунков, иероглифов, до клинописи и букв формируют в коре головного мозга, участки, которые отвечают за преобразование изображения в образы, которыми руководствуется человек в своем сознании и поведении. Если заменить эту технику, скажем клиповым воспроизведением информации (мы абстагируемся здесь от чисто спекулятивного пока теоретического введения «прямой» информации в мозг человека, то получиться человек иначе мыслящий и действующий. Японцы утверждают, что люди конфуцианской цивилизации отличаются от людей западной цивилизации, главным образом тем, что одни мыслят образами –иероглифами, другие – значками – буквами.
4-3 Опыт показывает, что чем сложнее информационные технологии, тем эффективнее с ней справится компьютер. Но компьютер машина, которой свойственно предельная рациональность. Машине не доступны такие чисто человеческие понятия, как милосердие, любовь, наслаждение ради наслаждения и т.д. Если машина обслуживает популяцию (безразлично какую), то она будет отсекать от нее все нежелательные мутации (до инвалидов и неработоспособных включительно).
4-4 Суперпроблема: Как оптимально совместить неизбежное сохранение информационных технологии с максимальным сохранением человечности пользователей ими.
5 Какая судьба ждет книгу?
5-1 Книгой удобнее пользоваться, чем аналогичной информацией расположенной на стационарных носителях, в свитках или любом другом виде, кроме монитора.
Кроме того книге требуется трудоемкий уход и она ветшает, причем основанная на древесном сырье, выдерживает не более 60 чтений и не более 150-200 лет хранения даже в оптимальных условиях. Поэтому как носитель информации в перспективе она не способна конкурировать с экраном монитора.
5-2 Однако за прошедшее время из простого носителя информации книга успела превратиться в произведение искусства – такой же, скажем, как ваза, скульптура, картина, любая разновидность декоративно-прикладного искусства. В этом качестве она сохраняет функцию украшения интерьера (что разумеется не исключает пользование ею) и коллекционирования (музейного экспоната).
5-3 В этой связи выпуск книг необходимо сочетать с появлением все более удобных мониторов (в том числе портативных).
5-4 Из накопленного книжного фонда все, что не пойдет в макулатуру, должно быть сохранено в книжных музеях (это судьба библиотек) и в домашних коллекциях.
6. Останется ли член нашего общества «человеком читающим»
6-1 Если говорить о рудиментах советского общества, то наверное останутся читающие «островки- пережитки» - нечто вроде вязальщиц.
6-2 Но то, что основная масса молодежи отходит от чтения -  это факт. И дело здесь не в читателе, а в писателе. Раньше писатель был сказителем, пророком, квазимессией, это была экзотика, теперь – это массовое ремесленничество – массовей былых холодных сапожников. Он может развлечь меня или чему то научить, но никак не стать моим «гуру» как раньше. «Я сам так умею» – сказал Марк Захаров, объясняя свое равнодушие к современной беллетристике. Мне тоже безразлично, что написал тот или иной из 10 тысяч бывших членов союза писателей или 2 тысяч поэтов.
Скорее уж мы возвращаемся во времена античности, ждем мыслителей и пророков (модных).
6-3 Что касается мира в целом, то он никогда и не был «читающим», Восток еще не дорос до такого состояния. Запад давно перерос его. СССР прошел этот путь за несколько десятилетий, оказавшись в искусственном настрое (ажиотаже) и будучи зверски обкраден по части других источников информации. Теперь он возвращается к общемировому стандарту.
7. Чьи прогнозы нужны, чтобы обосновать реформу.
7-1 Демография (включая иммиграцию): сколько и каких людей будет на земле
7-2 Производственно-профессиональная структура, в том числе  безработица
7-3 Уровень и структура культурных запросов
7-4 Физиология и психология (болезни и настроения)
7-5 Нравственность и преступность
8 Утечка кадров за рубеж
8-1 Само по себе это нормально, с учетом процесса глобализации. Это – как товар, и в этом смысле ученые ничем не отличаются от проститутки. Раз свои неконкурентоспособны – выписывают русских.
8-2 Это плохо лишь, когда таким способом обескровливают страну, образно говоря, грабят ее, делают беднее, «опускают» в рейтинге стран мира и в конце концов убирают с переднего края цивилизации.
8-3 Запреты тут не помогут (как с абортами или проституцией). Надо создавать условия при которых человеку было бы лучше на родине или хотя бы не хуже, чем в любой среднеразвитой стране.
8-4 То же относится к работе на другого работодателя, ведь это же рынок труда, тут только 2 выхода: казарма (приказ – уклонение) или рынок (спрос – предложение), который можно и должно регулировать.
8-5 Реформа системы трудоустройства:
8-5-1 Производственная ориентация родителей и учащихся (кто требуется)
8-5-2 Профессиональная ориентация (склонность и способность)
8-5-3 Контракт, жестко ограниченный социальным трудовым законодательством
8-5-4 Свобода перемещения рабочих рук
8-5-5 Социальное трудоустройство (от общественных работ до 100% охвата всех профилей социального работника).