Школа бати

Дозвуковик
-У тебя отец-мать были, было за счёт кого учиться, а мне кто помогал? Я сам пробивался. За 8-й, 9-й и 10-й классы платить надо было по 150 рублей, а где их взять в колхозе?
-Первый раз об этом слышу.
-Го-го-го, пришел директор: Так, всем должникам выйти. Я сижу, я ж ходил за 11 километров в школу, а брата Петра ранило, контузило.
-Он воевал?
-Да, 3 медали за отвагу имел, пулемётчиком был. При отступлении он оставался до последнего. С самолёта бомбу кинули, его ранило и оглушило. Он 2 месяца совсем не разговаривал, контуженный был. В отпуск после госпиталя пришёл, кусочек сахара сэкономленный привёз. Я как вспоминаю, невольно слёзы наворачиваются. Брат говорит: Как ни тяжело, учись, потом легче будет жить.
    Директор мне:
-А ты почему не выходишь?
-Мои в колхозе, где мне денег взять? Брат обещал после госпиталя насобирать.
-Дежурные, вывести из класса.
    Подошли ко мне, схватили. Я как вцеплюсь за парту, как закричу на всю школу "Я хочу учиться!". Учитель, старый немец, сказал:
-Вы хуже фашистов! Ребенок учится, старается, издали ходит. Где ему денег взять? Держите, я заплачу.
    Дрожащей рукой полез в карман, достал деньги, хоть и очень бедно жил. Потом брат насобирал, я рассчитался. Так я и закончил школу. Государство о учёбе не сильно заботилось, рабочих рук не хватало. Другие должники даже обрадовались, что пойдут в тракторную бригаду.