Исповедь моего американского друга

Ольга Виттингтон
Что  нужно человеку для счастья - любовь, деньги, успех? Нет однозначного ответа, хотя для себя я давно сформулировала фразу. Позвольте привести мне её на английском языке:  “ Money can’t give you happiness, but you can get a freedom”! Мой опыт жизни в СССР, России и США подтвердил и подтверждает правильность моего взгляда на жизнь. 

Я познакомилась с Ариэлем несколько лет назад. Владелец небольшого довольно успешного бизнеса по ремонту автомобилей, грек по национальности, поджарый с прекрасными грустными глазами, обрамлёнными густыми ресницами и классическим  овалом лица. Он ремонтировал наши с мужем машины, а после его смерти взял опёку над ними. Мой кабриолет, моя “ принцесса” требовала  постоянного ухода и Ариэл всегда откликался на мои звонки, забирал машину в ремонт, давал мне скидку.

Вдруг он оставил мне сообщение на автоответчике: “ Ольга, мне нужно переговорить с тобой, позвони или приезжай в мастерскую”.
Я примчалась и услышала неприятную новость:  у моей “принцессы” сломалась какая-то важная часть в моторе и нужна его полная замена.
Немедленно отреагировала: “ Ариэл, можно ли продать мою машину в таком состоянии и поможешь ли ты мне?”
“ Ольга, конечно, я помогу тебе , ты приняла верное решение, мне нужны  документы на машину”,- ответил он.

Я не нашла никаких документов на машину, сделала несколько звонков и совершила две поездки на другой конец Хьюстона. Смешная сумма и время - 5 долларов 65 центов, 5 минут и бумаги на руках.
Уважают граждан и их время в Соединённых Штатах!
Для себя решила, если машина не продастся за месяц, передам благотворительной организации “ Армия спасения” и получу скидку по налогам на следующий год.

Через два дня Ариэл позвонил мне.
- У меня есть покупатель за 1000 долл наличными, согласна ли ты?
- Счастлива!
- В какое время я могу привезти тебе деньги?
Мы договорились встретиться на следующий день.

Ариэл приехал в точно условленное время ко мне домой, передал деньги, стал распрашивать меня о доме: восхищаясь чистотой, порядком, цветущими розами перед домом и буйством эелени, цветов на заднем дворе.

И вдруг он начал рассказ о себе. Говорил он неторопливо, смотря в окно , изредка поворачивая лицо в мою сторону, задавая немой вопрос: “ Что делать?” Как будто я могла ответить на него и такая тоска и грусть была в его глазах, что мое сердце сжималось от боли.

-  Я приехал в США 37 лет назад . Я  был молод, полон энергии, сил. Женился, у меня 4 детей - две дочки и два сына, внучки. Жена никогда не работала.
Каждый день 37 лет , почему-то он повторял эту цифру несколько раз, я вставал и уходил на работу. Сначала работал на других, сейчас работаю на себя, у меня обширная клиентура. Я мог бы стать миллионером, но я не хотел рисковать и я любил свою семью. Я покупал и покупаю всем “ nice things”.
Ольга, ты понимаешь, что такое “ nice things” - машины, одежду, оплачивал все счета моих взрослых детей, расходы на внучек.
-Я устал,- внезапно сказал он - и у меня нет дома.

-Ариэл, о чём ты говоришь? Я видела твоего сына Пита, он работает с тобой, приятный молодой человек. У тебя есть жена, дом, внучки.

- Я никому не нужен, нужны только мои деньги. Я прихожу домой, нет обеда, нет еды. Я много не ем. Кофе по утрам и хороший обед вечером. Моя грязная одежда будет лежать неделями, пока моя жена постирает её.  Мне так мало нужно, а главное нет уважения ко мне, нет любви.
- Ты говоришь, Пит - хороший парень, но я не могу оставить его ни на один день   руководить бизнесом. Через месяц у меня не будет клиентуры и денег, он тратит их на себя и не умеет обращаться с клиентами.

Вдруг его глаза посветлели.
- Моя любимая младшая сестра живёт в Греции. Она зовёт меня  домой, говорит, чтобы я бросил всё и приехал к ней.
- Как я могу оставить жену? Она же пропадёт без меня! Как они будут питаться? А внучки? Они - моя кровь!
-Ариэл, тебе нужно поговорить с женой, обьяснить ей.
- Говорил, объяснял, убирал её подпись с моей чековой  книжки, увольнял сына, переставал давать деньги детям.  Обещали и через месяц всё становилось по-прежнему.

Он  встал.
- Пора домой.
- Дай я посмотрю твой трак.
- Через два месяца приезжай , я заменю масло. 16000 миль. Хорошая машина.
Уходя, он грустно улыбнулся.
- Спасибо, что выслушала, ты другая, спасибо, что ты есть!

Я не встречала Ариэля несколько недель и вряд ли встречу до “замены масла”.
Он также будет сидеть за столиком в своём небольшом офисе, смотреть на меня печальными глазами и выписывать счёт со скидкой для друга.

Что может быть ценнее человеческого общения, умения молчать, уважать выбор и взгляды других людей?

P.S.Американские мужчины считают самым лучшим и счастливым возрастом жизни - возраст от 50 до 75 лет.