Мечта и Черновик

Ксения Смыкова
Приходилось ли вам мечтать? Конечно, да. И вам, и мне, и главному герою короткометражного фильма Артёма Антонова «Мечта», блестяще сыгранного руководителем и режиссёром юношеского театра при лицее искусств "Санкт-Петербург" Валерием Дьяченко, которого большая часть россиян знают в лицо по «Тайнам следствия» и «Агенту национальной безопасности», Фильм получил награды за лучшее игровое кино и за лучшую режиссуру на трёх разных фестивалях, как в Санкт-Петербурге, так и за границей. Именуемый «Медвежонком» в записках -напоминаниях «купи-принеси», оставленных невидимой «Рыбкой», главный герой пытается воплотить свой сон ну хоть в какую-то реальность: хрупкий макет гоночной машины в натуральную величину, лобовое стекло которого через старую видеоплёнку переносит героя в мир лихих виражей. А чтобы уйти ещё дальше от своего черно-белого быта, от вечно пьющей чай перед телевизором «мамы» с консервативным пучком на голове и от пуделька (он и рад бы сам себя выгулять, но...) придумывает ещё одну фишку: включает в качестве фона запись звука стремительно мчащихся по гоночной трассе шин — достояние не сколько его, сколько звукорежиссёра (Ника Патина), умеющего убедить нас в правдоподобности происходящего на экране. Только у одинокого дома не слышна реклама из соседней комнаты, не тявкает собака... Обстановка квартиры на экране также заставляет поверить в её существование. Такие детали, как развешенное бельё, пустые банки (предположительно) из под варенья подтверждают наличие в квартире пожилой «мамы», а по авоське, с которой, гремя пустыми бутылками из под молока, герой поднимется на свой этаж, можно предположить, что действие происходит в «совковое» время, в одной из тысячи таких же квартир, где живут «маленькие» люди, за чьими дверями скрываются далёкие мечты, никогда не угасающие до конца.К слову, достоверность — один из плюсов данного фильма, который делает происходящее на экране столь близким для тысяч зрителей, узнающих себя во впавшим в детство «Медвежонке». Видимо для тотального самовнушения горе-шумахер даже достаёт для своего «Jordan Ford» настоящий номерной знак, любовно упакованный в коробку из под конфет «Мечта». Ну как ещё они могли называться? А почему любовно, да так, что нам, зрителям, кажется, будто это он любимой «Рыбке» принёс? Да потому что, награждая своё детище знаком отличия, внутри черепной коробки он на самом деле, пусть и на короткие мгновенья, воплощает свою мечту. Однако мечта так и остаётся мечтой, видео лента на месте лобового стекла ,увы, муляжной машины, заканчивается и за ней следуют бесконечные гремящие трамвайные рельсы, по которым водитель трамвая, коим на самом деле оказывается несчастный «Медвежонок», изо дня в день проходит один и тот же маршрут, загоняющий его в рутину. Через финальное выражение лица, с которым мы прощаемся с героем, уныние и неизбежность наступающих в конце любого веселья, для каждого своих, ежедневных рельс, передаётся и нам.Подытоживая сказанное, «Мечта» Артёма Антонова повествует не только о конкретной фантазии конкретного героя — обычного рабочего мужчины средних лет. Это фильм о тысячах таких же, как он.
Другое настроение несёт картина Тимофея Жалнина «Черновик». Фильм идёт 19 минут. Именно столько времени потребовалось Ирине (Ирина Фёдорова), главной героине и обладательнице аристократических черт лица, чтобы записать видео для Московского актёрского конкурса. На фоне лабиринта, нарисованного на простыне, она пытается произнести, наконец, эти несколько строчек из стихотворения, но будто сама судьба упорствует: то простенькая декорация спадёт, обнажив книжный шкаф, то мама (Мария Лавченко) начнёт докучать с ненужными вопросами и напоминаниями («а почта-то, почта скоро закрывается!»), то сосед не вовремя припрётся, всё будто на зло... «Как дымно здесь...» (автор — поэт Дмитрий Воденников) продолжает повторять Ира, «Как дымно здесь...», и понемногу теряет надежду и нервы. Дом Ирины похож на большой муравейник — постоянно что-то двигается, но, по большому счёту, не происходит ничего. Это только усугубляет её желание вырваться их «Мухосранска». Оно — желание, мечта — заставляет её не сдаваться и раз за разом пробовать продолжить начатое. Кстати, для нас, зрителей, он может послужить хорошим примером сильной личности, вспоминая про существование которой стыдно распускать нюни и забираться с чашечкой чая под под плед, ища утешение в разжёвывании соплей. Судя по пометке перед началом титров, мечта героини сбылась и она в настоящее время и правда работает в театре, а значит Ирина играла саму себя, что не могло не пойти в плюс к её отменной игре. Но только ли одна мечта помогла ей достичь цели? Как же та самая докучливая мама, ежеминутно напоминающая о почте, а, значит, волнующаяся за дочь и вместе с ней. Только младшее поколение не способно понять своих родителей куда реже, чем они нас, вот и злилась Ирина. А мама, тем временем смогла загасить конфликт таким простым... но одним из самых сложных для человек поступков. Попросила прощения. Вот и ещё один пример для подражания: не стремитесь скрывать чувства и (главное, чтобы они были искренними) всё неприменно уладится. Разве гордость (да и вообще что-то) может быть важнее любви и спокойствия близких? К тому времени, как в комнате будущей актрисы собирается без малого весь дом, желающий помочь, Ирина бросает затею... Но тут за её мечту вступаются все те, на кого она кричала и злилась. За десять минут до закрытия почты кассету с видеозаписью успевают отправить. Глядя на экран можно почувствовать себя членом жури того самого актёрского конкурса, на который Ирина возлагала надежды, и, представив, легко понять, почему её всё таки выбрали (и, даже, кажется мне, без лишних споров). Нам свойственно отождествлять себя с протагонистами. Это связано с человеческими исканиями самих себя. В каждом новом герое нам хочется найти ответ — что, если он такой же, как и я? Иногда так и случается, но что неизбежно, так это опыт и то настроение, с которым мы пробуждаемся от просмотра и остаёмся лицом к лицу с отрезающими нас от остального мира титрами — последней станцией, на которой начинаешь осознавать, что у тебя теперь осталось. В случае с картиной Тимофея Жалнина, это лёгкое чувство надежды, радости не сколько за героиню, сколько за самих себя: у неё получилось — получится и у меня.
Однако, чем же всё таки связаны эти две работы: Артёма Антонова и Тимофея Жалнина? Явно не стилем исполнения, но темой. Мечта, испокон веков объединяющая и дающая силы. Сравнивая два эпизода из жизни простых людей, истории, которые могли случиться с чьим угодно соседом по лестничной площадке, понимаешь, что оба фильма показывают лучшее, что есть в людях — и это главное. А по сему хочется надеяться, что она — мечта — не пройдёт мимо.