Ура!!!

Павел Патрикац
               

  Когда из-под пера Николая Васильевича Гоголя выходили страницы «Ревизора», классик себе и представить не мог, как развитие сюжета найдет отражение в отдельных событиях внутренней жизни Военно-Морского флота.
Монолог  «К нам едет ревизор!» звучит на корабле вместе с командой:
; К вам проверка!
А проверять корабли любят. Проверять значительно легче, чем служить.
Служба - это железо, техника, море, качка,  утраченное здоровье,
любимый личный состав, внезапное «Прости, уходим в море!»
Цифры статистики расскажут Вам, дорогой читатель, многое. На кораблях  Военно-Морского  флота служит всего 38% от моряков всего морского состава. Остальные 62% «помогают» служить во всевозможных тыловых частях, службах обеспечения, береговых базах и т.п. Поэтому самая бесполезная помощь – это проверка. Проверяющие офицеры прибывают из штабов:
; дивизионов,
; бригад,
; дивизий,
; эскадр,
; флота,
; Военно-морского флота,
; всевозможных тылов и служб обеспечения...

Проверяет и Генеральный Штаб Вооруженных Сил, но проверяет реже (надо ведь дать возможность проверить нижестоящим штабам).
Проверяют все.
Проверяют утром, при подъеме личного состава:
; А как Вы почивали?
Проверяют при проведении утренней физзарядки:
; А как Вы оздоравливаете себя с утра?
Проверяют при подъеме Военно-Морского Флага :
; А правильно ли вы подняли Военно-Морской Флаг?
Проверяют при осмотре и проверке оружия и технических средств, организацию проведения занятий по специальности, правильность проведения политических занятий, политических  информаций. Проверяют полноту закладки пищи в котел (воруют продукты, «не доносят» в котел нахально ). 
Проверяют  досуг, отбой, проверяют всегда и везде...
«Изучают!» -- это новое определение, как магическая «перестройка», как «актуальное, литературное»  новообразование, дурящее мозги социуму.
Копают!
Главное – находят!
Находят даже то, что невозможно найти:
; Что!?...
; Нашли!?...
; Что нашли?...
; Вот это?...
; Да как же?...
; Да как?...
; Да кто?...
; Не может быть?...
; Вы не могли это найти, оно было надежно спрятано...
Обреченность в глазах у провинившихся хранителей перед проверяющими:
; Нашли, ну ладно, пишите акт...
После акта проверки каждому воздается «по ранжиру, по весу и по жиру». Бывает, по результатам актовой оценки и с должности снимают. Следует заметить, что проверяющие лица даже не чувствуют своей личной причастности и ответственности за проверяемый «свой» объект. Проверяют с приподнятым,  праздничным настроением. Цель – обвинить своих подопечных в недостатках. Проверяют, чтобы снять бремя должностной ответственности с себя. Проверяют, чтобы переложить свои организационные, специальные, технические упущения на плечи своих подчиненных. Проверяют, чтобы прикрыть свою безразмерную лень, тупость и бездарность.
... Написал такое, что сродни «классике рассуждений» о существующей в Военно-Морских силах системе проверок...
   Особенно это кощунственно звучит после гибели в 2004 году офицеров  в корпусе подводной лодки буксируемой в заводской утиль. Главнокомандующий Военно-Морским флотом  в обвинительной речи говорил с телеэкрана о том, что Северный флот «отличился в очередной раз». «Отличился в очередной раз»  и сам Главнокомандующий, должностное лицо, обличенное государственной властью, не понимает своей персональной ответственности за состояние дел в Военно-Морском флоте.
Виноваты все:
; командующий Северным флотом,
; командующий флотилией,
; виноват погибший экипаж,
не виновен только Главнокомандующий флотом.
Глядя на это откормленное лицо на экране телевизора, я подумал, что вот именно такие  «единоначальники» и создали такую систему проверок. Они видят в системе проверок свое спасительное, холеное, безбедное, безответственное существование в  должности. Есть бумажка в виде «акта проверки» - есть имитация своей работоспособности, своей  показательной работы.
Но... Я о другом.
1980-е годы. Дивизия  морских десантных сил. Корабли ошвартованы у причала в две группы, по два корпуса. До штаба флота -- рукой подать, метров восемьсот – девятьсот. Именно поэтому «в гости к нам, на корабли» идут с постоянными проверками. Очень удобно: далеко ходить не нужно. Темы проверок самые прозаические:
; А как там у вас с вопросом борьбы за живучесть?
; А как там у вас несение дежурства по противовоздушной обороне?
; А как там у вас  ...?
Да мало ли: « Как...?»...
Да мало ли: « Что тут у нас...?»...
Особая проверка – это проверка политического управления флота, вдумчивая, внимательная и с воспитательным оттенком. Ее всегда сопровождают самые гуманные идеи и цели. В Москве, столице нашей Родины, начал свою работу очередной Пленум ЦК КПСС. И как следствие этого -- мгновенная реакция проверяющих:
; А давайте мы изучим организацию просмотра личным составом кораблей информационной программы  «Время». А как личный состав рассажен перед экраном  телевизора? Работает ли вообще телевизор? А определен ли старший офицер во время просмотра программы?
-Изучим!
-Разъясним!
-Поможем!
-Подскажем!
Еще одна  инициатива, подкупающая своей новизной:
; Давайте напишем отзывы личного состава о  благодарном отношении к работе  Пленума Центрального Комитета партии. Отзывы необходимо систематизировать по категориям:
- матросы,
- старшины,
- мичманы,
- младшие офицеры,
- старшие офицеры;
- по корабельным специальностям  (картину представить в % соотношении):
; штурманская боевая часть,
; электромеханическая боевая часть,
; минеры,
; артиллеристы,
; химики,
; боцманская команда,
; служба снабжения,
; служба радиотехнической связи...
Дальше – больше. По нациям и народностям, населяющим нашу Великую Родину. Ведь у нас только на одном корабле в экипаже служат матросы пятнадцати  национальностей  (не в пример нынешнему национальному составу).
 По принципу партийной принадлежности:
; члены КПСС,
; кандидаты в  члены КПСС,
; члены ВЛКСМ,
-   беспартийные...
П-р-о-в-е-р-я-е-м ...
Как личный состав относится к решениям Пленума?...
21.00.
По деревянной лестнице от здания штаба флота  легкой, игривой походкой идет интеллигентный политработник. Его фигура уверенно движется в направлении причального флота, где расположены корабли. Он обладатель погон капитана 1 ранга. Важна не должность, которую он занимает; важны не битвы, в которых он принимал участие; важно, что  он сегодня проверяющий. Неискушенному читателю, по какой-либо уважительной причине не служившему, считаю необходимым донести следующую информацию: в Уставе Внутренней Службы Вооруженных Сил в ст.ст. 293, 305, в Корабельном Уставе ВМФ 1978 года, в инструкции, предписанной дежурному по кораблю, записано о том, что дежурный по прибытии на корабль старших офицеров, начальников не своего соединения производит доклад по форме. Форма доклада носит представительно-уведомительный характер, например:
; Дежурный по кораблю  (воинское звание и фамилия). Кому и как о Вас доложить?
Обратите внимание на вторую часть доклада,  вопросительную: «Кому и как о Вас доложить?», именно она и становится камнем преткновения в нашей истории. По кораблю звучат сигнальные звонки вахтенного у трапа. Дежурный по кораблю вызывается к трапу. Дежурный сломя голову несется по длинным коридорам. По ходу передвижения несколько раз поправляет ненавистную портупею,  утяжеленную наличием «Макарова», и повязку, свидетельствующую об исполнении дежурных обязанностей. Последняя дверь задраена клинкетом*. Умелыми движениями она открывается.
   Хороший вечер. Звезды на низко сидящем небосклоне приветствуют  дежурного. Теплый пьянящий воздух. Тишина. Только бакланы парят над поверхностью залива и надстройками корабля. На шкафуте* группа матросов из пяти-шести человек.
- Почему не на просмотре информационной программы «Время» ?
Но это уже вопрос скорее к самому себе, чем к виновникам. Фамилии зазевавшихся воинов будут отмечены в акте проверки. Они не успели удалиться в помещение столовой, где установлен телевизор.
  Капитан 1 ранга перед трапом. Первые шаги по трапу. Рука к козырьку фуражки с «дубами». На корабельной  палубе проверяющему представляется  служивый:
; Товарищ  капитан 1 ранга, дежурный по кораблю мичман Амельков!
Старший офицер - на расстоянии двух метров от дежурного, рядом - вахтенный у трапа. Группа нарушителей также вытянулась в «строевую стойку». Проверяющий, демонстративно осмотрев внешний вид дежурного, не опуская руки от козырька, говорит:
; А дальше?...
В этой фразе он задает наводящий вопрос дежурному:
«Кому и как о Вас доложить?. Я отвечу, зачем я прибыл, и мы пройдем в чрево боевого корабля вершить проверку».
 В ответ - непонимающий взгляд дежурного. Диалог между проверяющим и дежурным с первых секунд общения не состоялся. Совершенно растерянный и бледный вид у вахтенного. Ожидание на лицах провинившихся матросов...
  Затянувшаяся пауза.
Амельков, критически оценивая происходящее,  внезапно осознает, что его доклад не звучит. Легкие мичмана натружено набирают двойную норму морского воздуха, и  на полном выдохе он выдает  «заученный до дыр» доклад:
; Дежурный по кораблю мичман Амельков!
Эффект тот же...
Из-за  чрезмерного волнения, не произносится важная часть доклада. А именно ее ждет каперанг*.
 Еще пауза… Спокойно, невозмутимо проверяющий налегает:
; Ну а дальше?
«Дуэль» набирает силу.
Вояки, стоя друг против друга, четко и уверенно держат  ладони у козырька фуражек. Из пересыхающей  гортани  звучит ответ дежурного:
; Дежурный по кораблю мичман Амельков!
 Четкий доклад повисает над вечерним рейдом, эхом проносится над  грозными корпусами десантных кораблей.
 Звучит лаконичное и безапелляционное:
; Ну, а дальше?
Ставших невольными свидетелями этой сцены матросов и старшин  пронизывает оцепенение.
  Крамольные мысли, загадочные рассуждения прожигают мозг дежурного. Перевернуто все его представление об устоях дежурно-вахтенной службы. Что-то не так. Но что не так? Где оно это «что»?
Офицер выжил из ума?
«Чип» отказал?
Безысходность. Дело проверки, еще не начавшись,  заходит в тупик.
Может, выпрыгнуть за борт корабля вместе с этой ненавистной повязкой, портупеей и пистолетом?
Может, пустить себе пулю в лоб? Тем самым поддержать престиж родного корабля.
Нервно, предательски  дрожит ладонь у козырька.
Тело тяжелеет от «строевой стойки».
Выход?...
Выход?...
Затяжная пауза...
И выход найден!
Он (выход)  вырывается  гортанным ... возгласом:
; У-р-р-а!
 Это протяжное радостное восклицание -- символ вековой гордости славянского служаки, символ лихого и отважного порыва в атаке! Многократное эхо подхватывает радость дежурного: « У-р-р-а! У-р-а-а!»,
оно разносит его по всей акватории рейда.  Хохот «растерзал тела» матросов и старшин. Не удерживается от смеха и проверяющий капитан 1 ранга.
  Проверка прошла с оценкой «хорошо».
Это свидетельствует о том, что личный состав десантного корабля правильно понимает решения Пленума Центрального Комитета КПСС и готов к выполнению боевых задач в море.