Генеральская сказка. 2005 год

I.Pismenny
Конный полицейский разогнал свою лошадь и направил ее в гущу подростков. Молодые ребята и девушки, еще не достигшие совершеннолетия, выросшие в годы, когда человечество привыкло иметь дело с мотоциклами и автомобилями, не знали, что им делать: отступать не хотелось, а с такими четвероногими двухголовыми зверями они еще никогда не сталкивались.
Неожиданно, когда до детей осталось всего два метра, и полицейский начнет топтать их копытами коня, наперерез ему бросился неизвестный пожилой человек. Откуда он появился, показания были разноречивыми: полицейские утверждали, что из-под земли, дети - что сгустился из воздуха. Он схватил лошадь за узду и повис на ней, пытаясь удержать. Разгоряченный страж порядка замахнулся на человека нагайкой.
И тогда случилось непредвиденное. Человек перехватил руку с нагайкой и рванул ее на себя. Полицейский упал с лошади. Остальные стражи порядка немедленно набросились на  неизвестного старика, повалили, надели наручники и поволокли.
Но больше никто из них не посмел ни разгонять лошадей на ребят, ни стегать их нагайками.

… В тесной и душной камере находилось 10 подростков.
- Интересно, что будут знать люди о нашей борьбе за свою землю, за свои дома, синагоги и кладбища через триста лет?  - спросил самый молодой и мечтательный.
Как у большинства ребят, его голова была покрыта кипой - признак того, что он или верующий, или соблюдающий традиции своих предков.
- Ну, ты и хватил! Что будут знать о нас через двести или даже сто лет? - возразили ему другие.
- Они будут знать правду, если вы сами об этом напишете, и искаженную картину, вместо правды, если вы этого не сделаете, -  сказал арестованный вместе с ними неизвестный старик.
- Правильно, - поддержал его самый старший, - поэтому я все записываю.
- Почитай нам, что ты написал, - попросили его товарищи.
Парнишка полез в задний карман джинсов и вытащил несколько мятых листков.
- Слушайте, что я записал, - и он прочел:

Сокращенное изложение событий размежевания.

Если бы это произошло с евреями в любой европейской стране, израильские журналисты обвинили бы правительство этой страны в антисемитизме.
Если бы это произошло с арабами в Израиле, журналисты всех стран обвинили бы правительство Израиля в расизме.
Но поскольку это происходило с евреями в Израиле, журналисты всех стран и правительства всех стран молчали, словно набрали в рот воды, и спокойно взирали на то, как в еврейском государстве еврейское правительство изгоняло евреев из их домов. И использовало при этом армию еврейского государства.
Приказал Премьер-министр выселить всех евреев, проживавших в Газе, Иудее и Самарии в другие места их малюсенькой страны. И назвал все это размежеванием с соседями.
В ответ на вопросы о том, зачем это нужно, Премьер только криво ухмылялся. Привыкшие верить своему вождю наивные граждане страны считали, что движут им высшие стратегические соображения, и послушно повиновались.
Но не все. Многие не пожелали оставить поселения, где они жили, женились, рожали детей, хоронили родных,  выращивали фрукты и овощи.
Размежевание началось в ночь с 14 на 15 августа 2005 года. Сектор Газа был объявлен военной зоной. КПП (контрольно-пропускной пункт) на шоссе Кисуфим закрыт, проход для гражданских лиц запрещён.   
16 августа в Неве-Дкалим произошли столкновения после того, как жители перекрыли въезд для трейлеров с контейнерами, предназначенных для транспортировки имущества. Протестующие жители установили на дороге мусорные баки и подожгли их. Полицейские и солдаты взломали центральные ворота поселения. Около пятидесяти человек были задержаны полицией.
17 августа началась принудительная эвакуация из крупных населенных пунктов — Неве-Дкалим, Ацмоны, Мораг, Шират-ям. Параллельно выводились жители более мелких поселений. Имело место несколько случаев драк между полицейскими и противниками эвакуации. Солдаты и офицеры выслушивают в свой адрес оскорбления.
Израильские военные начали выводить противников эвакуации из синагоги в поселении Мораг. Поселенцы отказывались передвигаться самостоятельно. Военные были вынуждены выносить их на руках. Жителей перенесли в автобус, который вывез их из сектора Газа.  Завершилось выселение жителей поселения Ганей-Таль в Гуш-Катиф. В более чем 1.500 домах и синагогах по-прежнему находятся поселенцы и противники эвакуации, не являющиеся жителями сектора Газа. Жители были вынуждены оставить поселения Тель-Катиф, Ацмона, Мораг, Ганей Таль и Бдолах.
По заявлениям военного командования, армия и полиция успешно справились со своей задачей.  В приемные покои больницы «Сорока» в Беэр-Шеве были доставлены 20 человек, пострадавших в результате различных инцидентов. Среди пострадавших военнослужащие, полицейские, мирные граждане Израиля и иностранный турист. Состояние двоих пострадавших тяжелое, остальные ранены легко.
18 августа армия и полиция завершили вывод жителей из Кфар-Даром и Неве-Дкалим. В этих поселениях им было оказано наибольшее сопротивление. Жители и люди, приехавшие к ним на поддержку, забаррикадировались в общественных зданиях и синагогах. В поселении Кфар-Даром они применили против солдат краску и растворы моющих средств. Военно-политическое руководство страны выразило удовлетворение ходом эвакуации.
19 августа эвакуировали населенный пункт Гадид в Гуш-Катифе. Противники выселения устроили баррикады и подожгли автопокрышки, чтобы помешать полицейским и военным проникнуть в населенный пункт. Бульдозер освободил дорогу, солдаты и полицейские приступили к принудительному выселению. Им пришлось применить силу, так как жители поселения и им сочувствующие забаррикадировались в здании синагоги и забрались на крыши домов. Из поселения были вывезены 162 человека. Пострадала одна девушка, сорвавшаяся с крыши синагоги. Она госпитализирована. Легкие ранения получила также одна полицейская.
21 августа эвакуация поселений сектора Газа продолжается. 15 молившихся в синагоге поселения Элей-Синай были силой выведены наружу сотрудниками полиции и рассажены по автобусам. Жители поселения Ацмона завершили последнюю молитву в поселении. Жители Нисанит оставили поселение. Военная техника приступила к сносу жилых домов.
22 августа проведено выселение жителей из последнего еврейского поселения в секторе Газа — Нецарим. Эвакуация жителей еврейских поселений сектора Газы завершилась.
23 августа инженерные части ЦАХАЛ приступили к разрушению жилых домов и общественных зданий в поселении Ганим (северная Самария). Применялись тяжёлые армейские бульдозеры. Солдаты начали снос домов, эвакуацию синагог и кладбищ и в других эвакуированных поселениях.
За сутки в Самарии были арестованы более 150 поселенцев и противников программы размежевания. В промышленной зоне Кдумим во время подготовки шествия в Са-Нур и Хомеш арестованы 100 человек. Ещё около ста человек были задержаны для допроса. Сотрудники полиции и военнослужащие ЦАХАЛ вынуждены были выносить на руках подростков из здания ешивы в Хомеше. Подростки сцепившись руками и ногами создали «живой ковер» на полу ешивы.
Завершилась эвакуация религиозного колледжа в Са-Нур. Протестующих против размежевания, находившихся  на крыше здания, спустили вниз в специальном контейнере.
Несколько девушек забаррикадировались в одном из зданий Хомеша и из окон поливали солдат и полицейских маслом. Они были арестованы и препровождены в наручниках к автобусам, вывозящим поселенцев. Около ста человек были задержаны для допроса.

- Все правильно. Молодец! - похвалил его старик, оказавшийся с ними в одной камере. - Но есть одно обстоятельство: тебя будут обыскивать и отберут твои записи.
- Пусть отбирают. Не страшно. Все, что я записываю, я автоматически запоминаю.
- Отлично, для наших современников твой рассказ подойдет. Но надо сделать так, чтобы и через двести или триста лет людям было интересно узнать об этом.
- Как же это сделать?
- Вы слышали про Трою? - вопросом на вопрос ответил взрослый.
- Слышали.
-  А почему спустя тысячи лет люди знают о ней, вы подумали?
- Я думаю, потому, что о ней рассказал Гомер, - сказал один из подростков.
- Правильно! И о вас тоже будут знать и через тысячу лет. Но при одном условии: если среди вас найдется хотя бы один поэт. Не человек, умеющий подбирать рифмы, а настоящий поэт. Такой, как Гомер, Эклезиаст, цари Давид и Шломо… 
- А кто такой Эклезиаст?
- Так христиане называют нашего Когелета.
- Как же мы найдем такого поэта?
- А не надо искать! Давайте сами будем сочинять эту сказку. Вы расскажете ее своим детям и внукам, а те своим. Ее будут пересказывать из поколения в поколение. При каждом пересказе эта сказка будет становиться лучше и лучше. Если согласны, то я начну, а вы подхватите мой рассказ.
- Давайте! - обрадовались ребята.
И вот что из этого получилось:

Современная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве...
Нет, не так!
Совсем не в царстве, а в одной очень демократической республике жил да был один очень храбрый генерал.
Вообще-то он не сразу родился генералом, но быстро продвинулся, a так как его страна была вынуждена часто воевать, защищаясь от многочисленных врагов, то он, благодаря своей храбрости, таланту, умелости, амбиции, проходимости, пробиваемости и многим еще другим качествам, о которых знают только профессиональные военные, еще в сравнительно молодые годы стал полным генералом. Полным не в смысле фигуры, а в смысле звезд на погонах. Полный набор, больше не бывает. Хотя и в смысле фигуры он тоже стал полным генералом. Только не сразу, а с годами.
А когда храбрый генерал ушел на пенсию, он решил не зарывать свой талант в землю, то есть разводить цветочки, а послужить своей стране самым наилучшим образом. И тут ему снова повезло. Поскольку жил он не в царстве, где, как известно, государственный строй монархический, на троне сидит монарх, трон передается по наследству, и нет никакой возможности занять его место демократическим образом.
Ему повезло, поскольку он родился в демократической республике, где, благодаря всеобщей любви народа, моральной и материальной поддержке влиятельных и состоятельных друзей, умным советникам, талантливым консультантам по разным вопросам, а также средствам массовой информации, консолидации и агитации, сумел он победить на выборах в парламент всех своих конкурентов. Поэтому на законных основаниях он стал Президентом своего государства, Премьер-министром своего правительства, военным и морским министром и кем-то еще, но я забыл, кем.… Кажется, министром без портфеля. Очень, между прочим, лакомая должность: зарплата капает, а делать ничего не надо, поскольку раз нет портфеля, то нет и министерства, за работу которого надо отвечать. Но за точность я не ручаюсь.

Как только наш генерал стал Президентом, Премьер-министром, военным и морским министром, то тут же получил поздравления от целого множества Президентов, Премьер-министров, военных и морских министров… Из других государств, разумеется. Генерал поблагодарил всех за поздравления и начал с ними всеми переписываться, перезваниваться и общаться воочию. А также с королями, султанами, эмирами и даже шахами.
Одна только беда: не знает он и даже не догадывается, когда кого из них следует поздравлять и с чем. Ну, там, с днями рождения, годовщинами восшествия на престол или каким-либо национальным праздником иностранного государства. Спасло его то, что в канцеляриях и Президента страны, и Премьер-министра, военного и даже морского министров оказались специальные советники по этим датам, которые не только вели учет всех знаменательных дат, но еще имели сверхсекретные документы о том, насколько тепло кого надо поздравлять. И даже сверх этого: каким количеством строк поздравления надо в каждом конкретном случае ограничиваться. Ну и так далее.
А вскоре он привык, что всюду его принимают, как равного, называют братом. Ездят к нему в гости и его приглашают в гости к себе. И при каждом удобном случае  превозносят его военные заслуги и душевные качества. И прежде всего - его широкую душу и щедрость.

И намекают ему, что будут любить его еще больше и еще чаще приглашать его в гости, если он вернет соседям те спорные территории, которые сам же когда-то победно завоевал.
Хотя многие граждане его страны призывали не забывать историю своей страны, историю, по которой эта земля издавна была землей этой страны, о чем свидетельствовали древние памятники и исторические документы.
А кое-кто из историков набрался наглости и даже стал утверждать, что эти территории он не сам отвоевал, что были и другие генералы, а также смелые офицеры и самоотверженные рядовые солдаты.  Но и короли, и султан, и эмир и даже шах говорили Генералу, что признают великими только его победы, поскольку все солдаты и офицеры подчинялись ему лично, выполняли его волю и стратегические планы, а другие генералы ему только мешали победно воевать.
Несмотря на то, что приятно было Генералу общаться с королями, султанами, эмирами, шахами и Президентами и быть для них любимым братом, не поддался им Генерал и не согласился уступить им землю своего государства.
Не успокоились короли, султаны, эмиры и шахи. Стали искать они слабое место у Генерала и нашли его. Больше всего на свете любил Генерал своего единственного сына.
Дождались враги, когда, единственный сын Генерала попался на финансовых махинациях и взяточничестве, и в полиции завели на него уголовное дело, по которому сыну Генерала грозили суд и тюремное заключение. Хотел Генерал прикрыть это дело, но ему объяснили политики и журналисты, что живет он в демократической стране, где все люди равны: и сын простого человека, и сын самого Генерала.
Долго страдал Генерал от того, что любимому сыну придется сесть в тюрьму. А потом по секретным каналам ему сообщили, что следователи закроют уголовное дело Генеральского сына. Если только вернет Генерал соседям завоеванные им же спорные территории.
И согласился Генерал отдать соседям спорные территории. А министрам, парламенту и газетам объяснил, что делает это из стратегических соображений. Но не хотели жители покидать свои дома, оставлять на поругание кладбища, где похоронены их близкие, синагоги и ешивы (религиозные школы), плодоносящие сады и поля, в которые они превратили пустыню.
Всех взрослых жителей страны генерал и его помощники сумели парализовать: кого подкупить, кого запугать. А большей частью обмануть.
И совершил Генерал доселе невиданное - приказал солдатам выполнять карательные функции против своего же народа. Генерал послал армию, прославившуюся в боях с врагами своей страны, против жителей своей же страны. И армия стала выселять людей из их же домов, из поселений, где они превратили пустыню в сады, где они родились и где похоронили своих родителей.
И только юноши, девушки и  подростки - почти дети не поверили генералу и не испугались.
 Решили они защитить свои дома от солдат своей страны, которых Генерал послал выселять людей из их домов.
И стали тогда дети тайком пробираться к своим домам. По тропинкам и бездорожью. Ночью и в сумерках.
Потому что на дорогах стояли армейские посты.
Ребят хватали полицейские и солдаты, чтобы заключить их в тюрьмы...

- А что будет дальше? - спросил тревожно кто-то из ребят.
- С нами, сидящими в этой камере, или вообще с поселениями?
- Со всеми поселенцами и поселениями. Кто знает? - спросил самый молодой.
Ребята приумолкли, очевидно, не зная, что ответить.
- Предсказать будущее человек не может. Но предположить мы все же можем, - сказал тогда старик. - Исходя из предыдущего жизненного опыта.
- И что же мы можем предположить, исходя из жизненного опыта?
- Поселенцев обманным путем, лживыми обещаниями и силой насильно лишат всего. Обещаний своих, как всегда, правительство не выполнит. Положенных компенсаций выселенные люди не получат. Они останутся без жилья, без работы. Даже школьникам не будет, где учиться... 
- А что же тогда станет с Генералом? - неожиданно спросил кто-то из подростков.
- А Генерала накажет Всевышний! - ответили ему другие.
- Как же можно его наказывать? Ведь у Генерала большие военные заслуги перед страной.
- Вот за эти заслуги Всевышний не станет его убивать, но и править страной он ему больше не даст, - заявил старик.
- Как же он это сделает?
- Превратит в растение.
- А разве так бывает?
- Ну, во-первых, в сказках все возможно. А во-вторых, в греческой мифологии уже были подобные случаи.
- Но греки тогда были язычниками, - сказал близорукий мальчик с разбитыми очками.
- Ну и что с того, что язычниками? - удивились другие.
- А то, что у них было много богов, и те имели много времени, которого им хватало и для своих дел, и для того, чтобы постоянно вмешиваться в жизнь людей. А у нас Он один, и Он уже несколько тысячелетий не хочет вмешиваться в жизнь людей.
- Ничего, у нас ведь только сказка, а в сказках все бывает, - успокоил их старый человек.
- Кто знает, какие случаи были в греческой мифологии? Пусть расскажет нам о них, - попросил кто-то из ребят.
В большинстве своем задержанные полицией дети знали только древнюю историю своего народа, но не читали мифов и сказок других народов.
Но оказалось, что близорукий мальчик с разбитыми очками читал и греческие мифы, и русские былины... И мальчик начал рассказывать.

Первый его рассказ был о Фракийской принцессе Филлиде и Афаманте, сыне  греческого героя Тесея.
Они полюбили друг друга, но началась Троянская война, и  Афамант ушел воевать под стенами Трои. Когда Троя пала, и афинский флот стал возвращаться домой, Филлида стала ходить на берег моря, чтобы встретить  корабль своего возлюбленного. Но из-за течи в днище корабль Афаманта задержался. Девять раз Филлида приходила на берег моря - и все напрасно. Прибыли все корабли, а Афаманта все не было. С горя Филлида умерла. Богиня Афина превратила ее в миндальное дерево, а на следующий день приплыл корабль Афаманта. Юноше осталось только обнимать шершавый ствол этого дерева. В ответ на его ласку на ветвях распустились не листья, а цветы. Вот почему у миндального дерева такая особенность.

Второй его рассказ был о дочери лаконского царя по имени Кария.
Девушка была возлюбленной греческого бога Диониса, но неожиданно умерла. И тогда Дионис превратил ее в ореховое дерево. Богиня Артемида принесла эту весть лаконцам, и, когда те построили храм Артемиде, то колонны в нем были сделаны в виде женских статуй. Отсюда пошло слово "кариатида" - колонна в виде женской статуи.

Третий рассказ мальчика был об истории бога Аполлона и нимфы по имени Дафна.
Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде. Аполлон же вызывал у нее ужас. Словно нимфа сквозь ослепляющую красоту Аполлона увидела в нем свирепость волка. Когда Аполлон погнался за ней и начал ее догонять, девушка взмолилась к своему отцу речному богу Пенею о помощи:
- Отец! Помоги дочери! Спрячь меня или измени мой облик, чтобы меня не коснулся этот зверь!
Едва прозвучали эти слова, как Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю. Складки влажной от пота одежды превращаются в кору. Руки вытягиваются в ветви. Боги превратили Дафну в лавровое дерево.
В память об этой своей любви Аполлон украсил голову лавровым венком. Вот почему на всех статуях и картинах бог Аполлон изображен с лавровым венком.

- Миндаль, ореховое дерево, лавр... А в какое дерево превратится Генерал? - спросили дети старика. - Ведь все деревья уже имеют свои названия.
- Всемогущий превратит Генерала просто в растение.
- Что это значит?
- Генерал будет жить, но, как положено растению, не сможет ни двигаться, как животные, ни разговаривать, как люди...

Тут дверь камеры открылась, и старика вызвали на допрос.
- Ребята, - сказал он на прощание. - Не надо ничего бояться! Наша страна еще будет гордиться вами.

… Едва начался допрос, странный старик сделал следующее заявление:
- Я согласен давать показания только в присутствии адвоката. А поскольку своего адвоката у меня нет, то я настаиваю, чтобы назначенный мне адвокат хорошо говорил на идиш, поскольку в иврите я не силен и боюсь, что меня здесь могут не так понять.
- А у нас нет специально для тебя адвокатов, говорящих на идиш. Придется тебе подождать, пока мы для тебя его найдем... Посидишь пару деньков в тюрьме - не так еще запоешь.
- Подумаешь, пару деньков в тюрьме! И этим ты хочешь меня запугать? Я начал сидеть, когда твой прадед еще под стол пешком ходил! Я сидел в контрразведке у белых и в ЧК у красных, в гитлеровском концлагере и в сталинской тюрьме. При царе-батюшке и во времена развитого социализма. А ты угрожаешь мне тюрьмой в демократическом еврейском государстве! Да в ней сидеть одно удовольствие… Некоторые арабские террористы с кровью на руках, сидя там, ухитряются окончить университет и получить докторскую степень.
- Заруби на носу: поскольку ты еврей, получить докторскую степень мы тебе не позволим!
- Сопляк! - воскликнул задержанный. - Ты считаешь себя вправе что-либо мне позволять или запрещать?

Это был первый случай на моей памяти, когда Гершеле Острополер, великий мудрец и острослов, сказал крепкое слово. Скажу больше. Гершеле произнес не "сопляк", а "сморкач", как говорили когда-то в Украине. Но я набрался смелости и заменил в его ответе "сморкача" "сопляком", чтобы не смущать прекрасных девушек и юных дам.
Оскорбленный следователь тут же прекратил допрос и отправил немолодого подозреваемого (в чем подозреваемого, врядли было известно и самому следователю, поскольку Гершеле ничего не скрывал) в одиночную камеру. Там его покормили ужином, но дать добавку отказались.
Наутро в камере никого не оказалось. И все записи в деле Гершеле Острополера, подозреваемого невесть в чем, непонятным образом неизвестно куда улетучились. И само его дело пропало. Исчезли также его лицо и фигура со всех фотографий, сделанных агентами полиции во время размежевания. И - странное дело! - в памяти компьютеров тоже ничего о нем не осталось.

А вы говорите, что чудеса давно уже кончились...