Что боярин, что холоп...

Мирон Веклюк
 Две тысячи лет тому древние греки создали множество удивительных мифов, воспевающих могучую благодать земли.  И другие народы внесли свою свою лепту в  создание мифов о нашей природе и матушке земле. Древние русины, живущие в центре Европы, создали необычный миф о том, что град, выпадающий на нашу землю, куется в небе небесными жителями над высочайшей горой русинских Карпат — Говерлой. Поразительно, но миф дожил до наших дней.
  В те далекие времена и славяне относились к природе, как к носительнице жизни, как к Божьему промыслу.  Нам следует удивляться прозорливости наших «неграмотных» предков. Им так же, как и современному человеку,  приходилось  воздействовать на природу,  чтобы получить от нее хотя бы какую-то пищу, но они не вторгались в нее, не насиловали ее,  как это делают современные люди. Во время вспашки, сева и периода вызревания урожая наши предки взывали к божественной мощи земли, обращались к различным рощениям, священным колодцам и полям. Такое отношение к  природе-матери имело огромное значение не только для людей того времени, но и для нас. Современный человек получил природу и землю в первозданном ее виде. И не последнюю роль в этом вопросе сыграл тот факт, что в прошлые века любое неразумное обращение с природой считалось святотатством.
  Уважительное  отношение к природе, покоившееся на религиозном веровании, отразилось на многих законах государств, в том числе и государства Российского.
  Статья 220-я Уложения царя Алексея Михайловича предусматривала штрафы за незаконную  порубку деревьев: «А будет кто помещик или вотченник в чьем угодье насильством  посечет лес и в том на него будут челобитники, и с суда сыщется про то допряжа, что он такие насильства учинил и на нем велети истцу за посеченный лес доправити деньги по указанной цене.»  То же Уложение, Алексея Михайловича, запрещало строить мельницы, если после их строительства будут затоплены луга и пашни «выше по течи».
  Не предполагал царь-батюшка Алексей Михайлович, что ослушаются его неразумные потомки, пренебрегут его Уложением и столько бед натворят...
  Во времена Петра I законы об охране природных ресурсов стали еще строже.  Массовая самовольная «посечка хорошего леса» каралась вплоть до смертной казни.
  Но и в более отдаленные времена, оказывается, тоже существовали законы, охраняющие природу. Задолго до монгольского нашествия на Руси в Уставе Ярославичей были предусмотрены статьи об ответственности за  различного рода непозволительные действия  по отношению к земле, лесам и диким животным.  И нет сомнения в том, что перед теми законами были все равны: что боярин, что холоп. Как же нелепо и кощунственно, на фоне этого мировоззрения выглядят наши современные рассуждения о том, что человек — царь природы.