Марго

Валерий Донсков
(одна незаконченная вещь)
 

  Западный Казахстан, Атырау. Я решил прогуляться по городу. Мать просит на обратном пути кое-что купить. Объясняет - где, чего, сколько. Даёт их деньги говорит, чтобы не перепутал, подсказывает какие цены, если вздумаю делать покупки для себя.

  Названия улиц, магазинов, мест – новые и странные, временами мне даже кажется они не казахские, а турецкие, но на старые русско-советские названия все реагируют нормально, раздражения на это никакого нет, и путаницы не возникает.

  Выхожу на улицу. Жарковато, но не очень, терпимо. Видны изменения, чувствуется, что теперь это заграница, хотя старый Гурьев (прежнее название) и его проблемы остались. Народу стало больше, движение интенсивнее, из общественного транспорта только маршрутки.

   Вот и первая встреча. Друг детства – Серёга. Надо же! Из всей нашей дворовой компании нас осталось трое. Он рванул на Дальний Восток, я в Москву. (Может поэтому, и встретились?) Ещё один из наших Владик остался здесь, но у него большие проблемы - поймать его просто нереально, в буквальном смысле. Он вечно скрывается. Остальных уже нет...

   Серега куда-то спешит, с ним три девушки или скорее три молодые женщины. Одна из них держит за руку девочку лет пяти. Обнялись.
 - Пойдём тут не далеко, там ещё кое-кого увидишь, там и поболтаем, – говорит он мне. Представляет мне своих спутниц, девочка протягивает мне руку, я беру её, так и идём - впереди Серёга, за ним две женщины друг за другом. Следом я и девочка с мамой. Идём, хохмим. Все смеются. Девочка не спешит. Мы отстаём.
  ...Серёга постарел. В молодости он был крупнее меня - сейчас наоборот. Кто эти женщины? Та, которая держит за другую руку девочку, наверное, свою дочку – вроде моложе Серёгиной жены. Да я и её почти не помню. Последний раз мы виделись лет десять назад, мало ли какие изменения в жизни произошли. Сейчас придём - всё расскажет.

   Первое потрясение. Подошли к новому дому. В подъезде нет лестничных маршей до самой крыши и нет лифта. Полуразобрана фасадная стена подъезда. Думал такое в принципе невозможно! В лифтовой шахте вертикальная лестница типа пожарной.
- Как?
Серёга лезет первым, по пути кричит:
- Дом сдали, а с лестницей какие-то проблемы, обещали заменить. Кто может, и успел - заехал. Тут не высоко - третий этаж.
 Мы - ржём. Как с ребёнком быть? Давайте я с ним полезу, - говорю. Девочка не хочет.
 
  Наконец одна дама решилась. Зажала заднюю часть подола между ног и полезла. От советов не было отбоя. На них на всех лёгкие светлые платья. Стройные фигуры. Следующие обе лезли, не зажимая подол и не стыдясь, как будто, так и должно быть. При этом делали движения как балерины у станка, рукой отводили в сторону край платья. Красивые ноги, белые трусики. Всё выглядело очень красиво и многообещающе. Хоть и сказал, смотреть не буду, но всё вышло так, будто они дурачились для зрителей, одним из которых был я. Пришлось аплодировать.

  Остались мы с маленькой девочкой. Она внимательно смотрит вверх.
- Будем ждать? – спрашиваю её, - может на руки, и я заберусь с тобой.
- Нет, я сама, только так как они не смогу, - говорит она, - мы поднимемся – отдохнём…, ещё поднимемся.
   Она лезет, я вместе с ней. Страхую. Её руки между моих рук. Делает правой ножкой шаг, перехватывается руками по очереди следующую ступеньку, и опять правой ножкой. Вот так - приставными следую вместе с ней. Сверху внимательно за нами следят. Поднялись на второй этаж. Сверху кричат - всё у вас получится, мы вас ждём, мы с вами! Серёга зачем-то лезет выше - на четвёртый этаж, слышен смех знакомые и незнакомые голоса, всё раздаётся гулко как в пустоте.
  Мы отдыхаем. Девочка, надувая щеки, усердно дует на ладошки, встряхивает руки, разводит их в стороны, как будто гимнастка перед выполнением упражнения, делает наклоны. Серьёзный подход! Смотреть на неё интересно.
- Как тебя зовут? - спрашиваю её.
- Маргарита – отвечает она.
- Рита или Марго, - говорю я.
- Можно так. Как тебе удобно, так и зови!
Интересная у неё мамаша, - думаю про себя - оставила её, сама куда-то полезла, молодая, рисковая. Каскадерская семейка! Иногда нас окликают, спрашивают, нужна ли помощь. По лестнице изредка кто-то поднимается или опускается. Я спросил у молодого парня-казаха с рюкзаком за спиной и пакетом в руках, который спускался:
- И чего во всех подъездах так лазают?
- Нет, везде всё нормально и даже лифты работают. Нам не повезло. Можно подняться в соседнем подъезде, там, через крышу и опять на эту лестницу.
 - ???  ...Здорово!

  На лестничных клетках в квартирах стоят железные двери, похоже, что где-то живут. Невероятно! Отдыхали долго, может полчаса, наконец, она решилась двигаться дальше. Вроде поднялись. Что-то никого нет и уже ничего не слышно. Стучу в двери – тишина.
 - Странно, –  говорил вроде что третий? Вроде он ещё выше на этаж поднимался. Давай и мы поднимемся – разговариваю сам с собой.
 Интересное кино? – Никого нет! Стал кричать и звать. Никто не откликается. Мужик, который поднялся по лестнице, крикнул сверху, что там тоже никого нет.
 Надо принимать решение. Ладно - куда они денутся, с подводной лодки! Спускаемся. Также медленно с перерывами. Марго очень устала. Говорит, что у неё болят ручки, и она хочет есть. Я уже злой. Перешли дорогу смотрю на окна дома. Никого не вижу. Шутки какие-то - дурацкие! Ладно, зайдём в магазин, потом я тебя покормлю и отведу к родителям Серёги.

  Зашли в магазинчик. Вытаскиваю из кармана деньги и вижу странную металлическую российскую пятирублёвку. Она помята, вытянута и изогнута, по форме как яйцо. Откуда она у меня в кармане? Продавщица – казашка - спрашивает, - что это у меня за деньги?
 – Это не ваши, это российские, - отвечаю ей.
 – Интересные у вас в России деньги….
Спрашиваю у неё яйца ещё что-то, беру для Марго воды и печенье. Попросил всё положить в пакет. У неё нет пакетов. Даёт небольшую коробку кладёт всё в неё. Выходим. Отошли недалеко. Продавщица выбегает из магазина и кричит нам вслед:
- Мужчина, Вы, где яйца брали?
У нас с Марго - нервный срыв. Смеёмся до слёз. Я кричу в ответ:
 - На базаре!
  Марго присела, разлила воду, разбросала по земле печенье, и хрипит захлёбываясь от смеха и слёз, повторяя одно и то же:
- Как будто мы на базар ходили?!
  Продавщица махнула рукой, видимо сказать она хотела что-то другое, у неё явно проблемы с «великим и могучим» - и скрылась внутри магазина. Наконец мы успокоились. Отряхнул ей платьице, вытер лицо. Беру коробку, идём дальше. Решил немного срезать. Небольшая канавка. Держу Марго за руку, перешагиваем. Поскальзываюсь и со всего размаху коробкой о землю! Пока встаю, Марго гладит меня по голове и шепчет:
- Бедненький, не ушибся?
 Словно сапёры открываем осторожно коробку и заглядываем внутрь.
 - А где яйца? – живо спрашивает меня Марго.
Яиц внутри нет! Всё есть – кроме яиц. Мне уже не до смеха. Правда изнутри он всё-таки прорывается коротким смешком и вздрагиванием. Ну, думаю – идиот! Но стараюсь сдержаться. Марго сама серьёзность. Спрашивает своим нежным голосом:
- Она забыла, да?

  Возвращаемся. Магазин закрыт. Зашибись! Никаких табличек. Когда открывается? Когда перерыв? Бредём домой к моим родителям.

  Мать с порога:
- А это кто у нас?
Говорю, что это Серёжкина дочка, рассказываю как все, было, прошу накормить нас, прошу позвонить Серёгиным родителям, чтобы не волновались. Девочка подтверждает мои слова, при этом хлопает себя по бокам и говорит:
- Взяли нас и бросили, а у меня ручки болят, – и показывает ладоши, на них начали образовываться мозоли. Телефона Серегиных предков не оказалось. Пока ели, Марго прямо над тарелкой стала клевать носом. Положили её спать.

  Приблизительно через час она проснулась. Пили чай, наступил вечер. Мы пошли по набережной в Жилгородок (так называется район) к Серёгиным родителям. По пути что-то ей рассказывал из нашего детства. Она внимательно меня слушала.
 - …А вот здесь мы с твоим отцом ставили полуахан. Это такая сетка с крупными ячейками - осетров ловить.
- Вот здесь? – переспрашивает она и показывает пальчиком, - А я знаю осётр это такая рыба большая.
  Всё время так получалось, что говорил с ней, как с абсолютно взрослым человеком, не сюсюкаясь.
 
   Наконец дошли. Сёрёгины родители узнали меня сразу, обрадовались.
- Да ты с дочкой?
…Немая сцена…
- Вы чего не узнаёте? Это ж ваша внучка Маргарита.
- Наши внуки во Владивостоке и у нас нет внучки Маргариты…
- …Это не моя бабушка – сиротливо вторит им Марго.
- Так! Не понял. Где Сергей?
- Уехал, мы только что вернулись, проводили его – волнуются старики.
- Куда?
- В Москву! …Оттуда сразу во Владик.
Присаживаюсь перед Марго и спрашиваю:
- Как зовут твою маму и папу?
- Мама-Лида, папа-Сергей.
- Марго… ты, где вообще живёшь? В Атырау?
- Нет, во Владике.
- Каком Владике? - со стоном вырывается у меня. Владикавказе? Владивостоке? У вас там… море есть? Или у вас там горы? – и я делаю волнообразное движение руками.
Она закрыла ладошками лицо и тихо, но чётко, так что все слышат, всхлипывая, говорит:
- У нас там океан, – через паузу, - И горы тоже есть….


 17.11.07  ValDao

(продолжение требуется)