А теперь обещанный в «Танец в бакинском небе» (http://www.proza.ru/2011/05/25/1428) рассказ о другом событии. Сразу же предупрежу, что информация о нем личная, какой-либо иной в Интернете так и не нашел. А искал очень долго! Так что публикация своего рода «пионерная». А верить этому повествованию или нет, дело – индивидуальное.
В начале 1967 года возвращался в институт после несостоявшихся занятий в волейбольной секции. Занятия проходили на стадионе ЦСКА, что на проспекте Нариманова. Основной костяк группы – студенты факультета «Экономика промышленности», со второго семестра стал обучаться в первую смену и график тренировок изменился. Исходя из этого, получается, что все происходило сразу же после зимней сессии, в феврале.
Времени до начала моей второй смены было очень много, погода стояла отличная, солнечная, и я решил прогуляться пешком до Коммунистической, до института. Спускаясь с этой нагорной части города по улицам троллейбусного маршрута №8, обратил внимание на непонятный гул моторов, доносившийся со стороны моря.
Это было не похоже на привычный звук поршневых моторов гидросамолета Бе-6, очень часто совершавшего посадки в Бакинской бухте. Ноющий звук больше смахивал на турбинный. Да и не было видно над головой бериевского охотника за подводными лодками. А его обычный маршрут полетов над городом был знаком еще с детства, с 50-х годов. Гул то усиливался, то стихал. Создавалось впечатление, что объект - источник звука движется по кругу.
И когда в просвете между зданиями передо мной открылась вся Бакинская бухта, все стало ясно. Над бухтой в районе поселков Говсаны и Зых (именно в этой последовательности) летел самолет. Сразу бросился в глаза его непривычный камуфляж. Это был, конечно же, не Бе-6 со своей однотонной темно-серой окраской. Тип самолета был необычным, мне незнакомым. За много лет занятий авиамоделизмом (а в аэроклубе занимались исключительно копиями самолетов) мы настолько хорошо изучили все советские самолеты, что не узнать их было невозможно. И однозначно было ясно, что самолет это не гражданской авиации, а военный.
Поэтому сразу же возникла мысль о проведении военных учений, с задействованием самолета нового типа... Далее вид бакинской бухты скрылся из виду, но гул еще долго был слышен.
Об этом интересном событии сразу же начал расспрашивать однокурсников. И поразился их неосведомленности, никто ничего об этом полете не знал, не видел и не слышал. Вот уж действительно, большое видно издалека. А в этом случае можно еще добавить песенные слова из «Небесного тихохода» - «Мне сверху видно все…». Так что, за отсутствием каких-либо разъяснений все произошедшее продолжил считать за учения.
Предположить, что над городом летает разведчик, такое и в голову прийти не могло! Тем более что на занятиях ГО (Гражданской обороны) нас пичкали оптимистическими сведениями о контроле Бакинским ПВО территории от Ирана на юге до Ростова на севере и от Красноводска до Черного моря. Нас заверяли, что каждый полет американских самолетов с иранских авиабаз контролируется и наблюдается нашими РЛС (радиолокационными станциями) с момента их взлета до посадки.
В дальнейшем вспомнил эту историю уже в начале 80-х годов в беседе с ветеранами войны, в которой прозвучала информация о нарушителях воздушных и водных границ в послевоенное время. Время одного из нарушений и моего наблюдения за «незнакомцем» приблизительно совпадало совпадало.
Поэтому сразу же, по горячим следам привлек к разбору этого наблюдения своего коллегу, целый год отслужившего в ракетных войсках на СНР (Станции наведения ракет, в шутку называемой ракетчиками Станцией непрерывного ремонта).
Так вот! После моего рассказа на вопрос о возможности незаметного проникновения самолета-разведчика и его барражирования непосредственно над Бакинской бухтой последовал краткий и категорический ответ: «Запросто!». Далее последовало разъяснение, что, пролетая низко над морем, самолет может находиться в так называемой «тени» для РЛС.
А просмотрев соответствующие страницы Интернета, испытал крайнее удивление, узнав о многочисленных попытках разведчиков исследовать бакинское небо.
Не желая сильно отвлекаться от темы статьи, приведу только информацию, что первый в мире таран на реактивном самолете был совершен именно над Каспием[1]:
«В 1973 г. подвиг в небе Закавказья совершил летчик 34-й ВА капитан Г.Н. Елисеев. Сейчас многое стало известно об этом бое. Итак, 28 ноября 1973 г. в р-не Муганской равнины (Азербайджанская ССР) границу нарушил самолет ВВС Ирана (по одному источнику это был F-4 Phantom, по другому, более достоверному – «спарка» типа Т-ЗЗ). На перехват с аэродрома Вазиани (Грузия) вылетел к-н Елисеев на истребителе МиГ-21СМ, единственном в полку пушечном варианте этой машины. Летчику удалось настигнуть нарушителя, когда до границы было совсем немного. С КП части требовали от пилота пресечь полет противника любой ценой, хотя видели, что у пилота уже нет времени на применение ракетного оружия. Возможно, Елисеев забыл, что его самолет вооружен пушкой, и принял роковое решение идти на таран, а может быть и «земля» дала такую команду. Крылом своего «МиГа» советский летчик ударил по хвостовому оперению «иранца», при столкновении произошел взрыв, и оба самолета обломками упали на землю. Елисеев погиб, а экипаж нарушителя уцелел (в составе его экипажа были иранский учлет и американский летчик-инструктор)».
Капитану Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза…
А «первопроходцами» полетов над Баку в послевоенное время стали англичане, чья «Canberra» еще в 1957 году беспрепятственно долетела до города…
Возвращаясь к «радиолокационной тени» отмечу, что у военных существует даже термин «radar shadow flight» - полёт в РЛ тени (рельефа местности).
Положение усугублялось разделением воздушного пространства Каспийского моря между ПВО Азербайджана и 12-ой отдельной армии ПВО, дислоцирующейся в Туркмении (На занятиях по ГО нам давалась явно неверная информация!).
Этим весьма успешно пользовались американские пилоты (осведомленные также об имеющихся проблемах в системе оповещения), искусно маневрируя между этими двумя зонами ПВО. Вылетевшие по тревоге советские самолеты-перехватчики, зачастую не находили цель в «своей зоне». Она уже уходила к югу к условной морской границе СССР-Иран (вопрос границ по Каспию не решен до сих пор) через воздушное пространство, контролируемое соседней ПВО.
В «эпоху Брежнева» был введен режим строжайшей секретности и жесточайшей цензуры на подобные инциденты. Не скрывалась только информация, которую невозможно было скрыть, т.е. опубликованная в зарубежной прессе.
Вот я и думаю, не наблюдал ли за одним из засекреченных полетов «незваного гостя»?
Как и в случае с «танцующими» зенитками незначительную долю сомнения привожу только для скептиков. Для себя же я все уже решил…
Помимо собственной информации использован источник:
А.Котлобовский, И.Сеидов. «Горячее небо «холодной войны», Ж-л Мир Авиации №2(10)'95 (http://www.airforce.ru/ )