Незваный гость в бакинском небе?

Генадий Леонов
            А теперь обещанный  в «Танец в бакинском небе» (http://www.proza.ru/2011/05/25/1428) рассказ о другом событии. Сразу же предупрежу, что информация о нем  личная, какой-либо иной в  Интернете так и не нашел. А искал очень долго! Так что публикация  своего рода «пионерная». А верить этому повествованию или нет,  дело – индивидуальное.

            В начале 1967 года возвращался в институт после несостоявшихся занятий в волейбольной секции. Занятия проходили на стадионе ЦСКА, что на проспекте Нариманова.  Основной костяк группы – студенты факультета «Экономика промышленности»,  со второго семестра стал обучаться в первую смену  и график тренировок изменился.  Исходя из этого,  получается, что все происходило сразу же после зимней сессии, в феврале.

            Времени до  начала моей второй смены  было очень много, погода стояла отличная, солнечная, и я решил прогуляться пешком до Коммунистической, до института. Спускаясь с этой нагорной части города по улицам  троллейбусного маршрута №8, обратил внимание на непонятный гул моторов, доносившийся со стороны моря. 

            Это было не похоже на  привычный звук  поршневых моторов гидросамолета Бе-6, очень часто совершавшего  посадки в Бакинской бухте. Ноющий звук больше смахивал на турбинный.  Да и не было видно над головой бериевского  охотника за подводными лодками. А его обычный маршрут полетов над городом был знаком еще с детства, с  50-х годов. Гул то усиливался, то стихал. Создавалось впечатление, что объект - источник звука  движется по кругу.

            И когда в просвете между зданиями передо мной открылась вся Бакинская бухта, все стало ясно. Над бухтой  в районе  поселков Говсаны и Зых (именно в этой последовательности) летел самолет. Сразу бросился в глаза его непривычный камуфляж.  Это был, конечно же, не Бе-6 со своей однотонной темно-серой окраской. Тип самолета был необычным, мне незнакомым. За много лет занятий авиамоделизмом (а в аэроклубе занимались исключительно копиями самолетов) мы настолько хорошо изучили  все советские самолеты, что не узнать их было невозможно.  И однозначно было ясно, что самолет это не гражданской авиации, а военный.

            Поэтому сразу же возникла  мысль о проведении военных учений, с задействованием самолета нового типа... Далее вид бакинской бухты скрылся из виду, но гул еще долго был слышен.

            Об этом интересном событии  сразу же начал расспрашивать однокурсников. И поразился их неосведомленности, никто ничего об этом полете не знал, не видел и не слышал.  Вот уж действительно, большое видно издалека.  А в этом случае можно еще добавить песенные слова из «Небесного тихохода» - «Мне сверху видно все…». Так что, за отсутствием  каких-либо разъяснений все произошедшее продолжил считать  за учения.
 
            Предположить, что над городом летает разведчик, такое и в голову прийти не могло! Тем более что  на занятиях ГО (Гражданской обороны) нас  пичкали оптимистическими сведениями о контроле  Бакинским  ПВО  территории от Ирана на юге до Ростова на севере и от Красноводска  до Черного моря. Нас заверяли, что каждый полет  американских самолетов с иранских авиабаз контролируется и  наблюдается  нашими РЛС (радиолокационными станциями) с момента их  взлета до посадки.

            В дальнейшем вспомнил эту историю уже в начале 80-х годов в беседе с ветеранами войны, в которой прозвучала информация о нарушителях воздушных и водных границ в послевоенное время. Время одного из нарушений и моего наблюдения за «незнакомцем» приблизительно совпадало совпадало.

            Поэтому сразу же, по горячим следам привлек к разбору этого наблюдения  своего коллегу, целый год отслужившего в ракетных войсках  на СНР (Станции наведения ракет, в шутку называемой ракетчиками Станцией непрерывного ремонта).

            Так вот! После моего рассказа на  вопрос о возможности  незаметного проникновения  самолета-разведчика и его барражирования непосредственно над Бакинской бухтой  последовал краткий и категорический ответ: «Запросто!». Далее последовало разъяснение, что, пролетая низко над морем, самолет может находиться в так называемой «тени» для РЛС.

            А просмотрев соответствующие страницы Интернета, испытал крайнее удивление, узнав о многочисленных попытках разведчиков исследовать бакинское небо.

            Не желая сильно отвлекаться от темы статьи, приведу только информацию, что первый в мире таран на реактивном самолете был совершен именно над Каспием[1]:

            «В 1973 г. подвиг в небе Закавказья совершил летчик 34-й ВА капитан Г.Н. Елисеев. Сейчас многое стало известно об этом бое. Итак, 28 ноября 1973 г. в р-не Муганской равнины (Азербайджанская ССР) границу нарушил самолет ВВС Ирана (по одному источнику это был F-4 Phantom, по другому, более достоверному – «спарка» типа Т-ЗЗ). На перехват с аэродрома Вазиани (Грузия) вылетел к-н Елисеев на истребителе МиГ-21СМ, единственном в полку пушечном варианте этой машины. Летчику удалось настигнуть нарушителя, когда до границы было совсем немного. С КП части требовали от пилота пресечь полет противника любой ценой, хотя видели, что у пилота уже нет времени на применение ракетного оружия. Возможно, Елисеев забыл, что его самолет вооружен пушкой, и принял роковое решение идти на таран, а может быть и «земля» дала такую команду. Крылом своего «МиГа» советский летчик ударил по хвостовому оперению «иранца», при столкновении произошел взрыв, и оба самолета обломками упали на землю. Елисеев погиб, а экипаж нарушителя уцелел (в составе его экипажа были иранский учлет и американский летчик-инструктор)».

            Капитану Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза…

            А «первопроходцами» полетов над Баку в послевоенное время стали англичане, чья «Canberra» еще  в 1957 году беспрепятственно долетела до города…

            Возвращаясь к «радиолокационной тени» отмечу, что у  военных существует даже термин  «radar shadow flight» - полёт в РЛ тени (рельефа местности).

            Положение усугублялось разделением воздушного пространства Каспийского моря  между ПВО Азербайджана и 12-ой отдельной армии ПВО, дислоцирующейся в Туркмении (На занятиях по ГО нам  давалась явно неверная информация!). 

            Этим весьма  успешно пользовались американские пилоты (осведомленные также об имеющихся проблемах  в системе оповещения), искусно маневрируя между этими двумя зонами ПВО. Вылетевшие по тревоге советские самолеты-перехватчики, зачастую не находили цель в «своей зоне».  Она уже уходила к югу к условной морской границе СССР-Иран  (вопрос границ по Каспию не решен до сих пор)  через  воздушное пространство, контролируемое  соседней ПВО. 

            В «эпоху Брежнева» был введен  режим строжайшей секретности и  жесточайшей цензуры   на подобные инциденты.  Не скрывалась только информация, которую невозможно было скрыть, т.е. опубликованная в зарубежной  прессе.

            Вот я и думаю, не наблюдал ли за одним из засекреченных  полетов  «незваного гостя»?

            Как и в случае с «танцующими» зенитками незначительную долю сомнения привожу  только для скептиков. Для себя же я все уже решил…


Помимо собственной  информации  использован источник:
А.Котлобовский, И.Сеидов. «Горячее небо «холодной войны»,  Ж-л Мир Авиации №2(10)'95 (http://www.airforce.ru/ )