О конкурсах, рейтингах и поэзии

Игорь Бестужев-Лада
Я очень не люблю соревнования. Ни социалистическое, ни капиталистическое. Ни с кем и ни в чем. Пусть каждый дышит в своем темпе - таков девиз моей жизни. А больше всего на свете я ненавижу конкурсы. Любые. И якобы “на вакантную должность”, и разных ног, бюстов, и, как выяснилось совсем недавно, стихов.
 
Как верный ученик Анатоля Франса, убежден, что каждая армия (женщина, писатель, поэт и т.д.) -  первая в мире. Ибо вторая погибла бы еще до первого выстрела. От сознания собственного ничтожества.

Особенно смешны столь популярные ныне “рейтинги” в мире искусства. Да, иногда конкурса не избежать. Лауреатством можно и должно гордиться, но постоянно хвастаться - стыдно. Когда-нибудь мы тоже поднимемся на сияющие вершины цивилизации, уже достигнутые многими народами, на которых не звание красит человека, а наоборот. На которых предосудительно объявлять сначала громко свой чин, а потом уж скороговоркой имя-фамилию. На которых достаточно фамилии - а все остальное суета сует.

Напомню в связи с этим, что Высоцкий по чинам-званиям-орденам был полностью равен нулю. А по имени-фамилии? Звезда первой величины.

Несколько дней назад я помимо своей воли столкнулся с конкурсом на Стихире, куда меня якобы приглашали быть арбитром. Чур меня! как говаривали мои деды и прадеды. Ибо, бегло ознакомившись не столько с произведениями, сколько с организаторами и идейными вдохновителями сего мероприятия, возблагодарил судьбу за то, что она уберегла меня от попадания в этот мир.

Всю жизнь пребывал в убеждении, что самая конфликтная и склочная среда – это среда  научная и не раз горевал о том, что меня туда занесло. И вот на старости лет с изумлением обнаружил, что сам не понимал своего счастья. В науке подставляют ножку, критикуют, интригуют и подличают, как правило, чрезвычайно воспитанно и с вежливой улыбкой. Что не делает ситуацию лучше, но хотя бы не вызывает немедленного рвотного рефлекса.

Здесь же поэты – поэты!!!! – ничтоже сумняшеся употребляют такие выражения, от которых покраснел бы любой боцман. Здесь за тень сомнения в гениальности произведения немедленно утопят в ведре отборных помоев, опять же не утруждая себя выбором выражений. Здесь... Здесь поэзия пропадает в ворохе постыдных перебранок по типу "а ты кто такой"?

Даже не знаю, благодарить мне дочь, которая открыла мне возможности Интернета, или проклясть ее, подлую, и лишить наследства за этот поступок. И не понимаю, как она может практически ежедневно окунаться в эту среду, причем добровольно и бесплатно. Лично я это сделал в первый и последний раз.

Знаю только, что Железный Век поэзии мы проскочили, не заметив, и теперь оказались в веке пещерном, где каждый за связку бус и статус "вождя племени мумба-юмба" готов перегрызть горло ближнему.

Во всяком случае, тот конкурс на Стихире, о котором я упомянул, очень ярко это иллюстрирует.

С печалью я гляжу на это поколенье…

P.S. Сознательно не называю конкурс и имен, ибо не хочу быть втянутым в омерзительные разборки. Умный - поймет