Улдис Ваздикс

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

27 мая 1941 — 5 мая 2006

Самый «уютный», самый «домашний» из прибалтийских актеров. Может быть, благодаря пышной бороде и либеральной комплекции эдакого компанейского увальня, рубахи-парня... Но перво-наперво, все-таки неуловимо притягательное личное обаяние. Иной раз так и кажется: человек из пивнушки, с таким под кружечку можно долго и по-доброму калякать на любую тему. Потому как интеллект тоже налицо… на лице то есть. И может, даже шире самого лица.

Помню, как в премьерный день «Незаконченного ужина» покатывался над «не нашенским» юмором то ли шведов-авторов (Валё и Шевалл), то ли латышей-постановщиков.

Хотя в юношеской памяти «борода» засветилась задолго до того, и не раз. В той же «Долгой дороге в дюнах»… Герой Ваздикса там здоровенный такой, надежный рыбак. Сразу выламывается из общей толпы. Это его отличительная черта – даже издали существовать на особинку.

Еще в детстве ухахатывался над ужимками его бугая-обжоры – баронского отпрыска («Слуги дьявола на Чертовой мельнице»). Список можно длить и длить: «В клешнях Черного рака», «Последняя реликвия», «Братья Рико», «Дуплет»… В сущности,  ни один хороший рижский боевик не мог обойтись без его «плечистой рамы» с умным, добродушным и в меру лукавым лицом, забранным в пушистый «воротник».

А еще Улдис Ваздикс почему-то ассоциировался у меня с инспектором Капелькой на советский лад (при том, что советских инспекторов, кажется, не играл). Капелька - это такой популярный громила-бородач из венгерского комического боевика про мафию в «витринных» республиках СЭВ («Без паники, майор Кардош», «Языческая мадонна»).

И вообще, Улдис Ваздикс – это, если хотите, персонификация гостевой вывески рижской киностудии: «Добро пожаловать. И приятного вам просмотра». Широкая такая вывеска! И оттуда так тихо-тихо, сквозь бороду: «Со мною не соскучишься»...
Давно соскучились…