По ком звонит колокол?

Мирон Веклюк
  Мы, живущие на рубеже столетий, в большинстве своем осознаем, что век минувший был невероятно сложным и жестоким, и все, что в нем произошло — совершено людьми. А память наша, если ее потревожить воспоминаниями,  всегда найдет то, что нами уже многократно переосмыслено, осознано и не позволит совершить нам то, что противно нашей совести и нашему сознанию. 
  Как-то случайно довелось услышать передачу по радио. Сейчас трудно вспомнить дословное ее название , но хорошо помню ее содержание -  речь там шла об охране кладбищ — памятников истории народа.
  Невольно вспомнил, как несколько лет тому назад гостил у родных на родине. Побывал я и на кладбище,  где похоронены мои родители, многие родственники, и как это не прискорбно, уже многие друзья, одноклассники, и близкие знакомые.
  Многое там изменилось за прошедшие годы: построена новая церковь, рядом добротный дом для священника, мини-котельная, забетонированы просторная площадка у храма и  дорога к дому священника.
   У этой дороги я остановился словно вкопанный. Я точно помню, здесь когда-то были старые, почти сровнявшиеся с землей могилы.
  «Куда подевали прах строители?» - спросил я у сестры. Ведь там, где сейчас забетонирована   площадка и проложена дорога, покоились усопшие. Судя по всему, это безвестные строители нашего православного храма и основатели нашего поселка.
  -А никуда, - ответила мне сестра, - могилы почти сровнялись с землей, поросли травой, кресты сгнили Бог весть когда.»
  Я был поражен посмертным унижением наших предков: в суровое время, в трудах и молитвах осваивавших наш край.
  Особенно удручало то, что посмертное унижение и поражение в правах было совершено по инициативе священников. Наши предки с миром покоились на прицерковном кладбище многие годы, и они представить не могли, что потомкам придет в голову кощунственная мысль  проложить по их последнему пристанищу дорогу к  дому священника.
  В странах Европы до сих пор охраняют могилы иностранцев, в том числе русских и малороссов, скончавшихся там еще в 18 — 19 веках.
  Около четырехсот лет тому назад Оксфордскому университету в Англии, тамошние судебные власти передавали тела казненных убийц для анатомирования в целях медицинской науки. Там же за забором университета в заброшенном овраге  их впоследствии и хоронили. Захоронений было чуть более двадцати. Прошли столетия, овраг исчез под следами цивилизации. Во второй половине двадцатого века этот участок  земли был выделен, какому-то учреждению для постройки  гаражей. Перед началом строительства останки казненных были бережно извлечены из-под четырехметрового слоя и перезахоронены после тщательного исследования археологами и другими учеными.
  В Англии, в те далекие времена, убийцам отказывали в христианских обрядах при захоронении.
  В наши дни религиозные каноны стали более лояльными и перезахоронение  было произведено по христианскому обряду.
  Бросилось в глаза еще одно новшество введенное святым отцом — это срубленные деревца, посаженные родственниками на могилах, в память об усопших  родных. Попала под топор и калина посаженная в память о маме...
  На погосте думается как-то по-особенному. Повседневное состояние суеты, сменяется чувством умиротворения и грусти. Возможно, невидимые нами флюиды соединяют нас в такие минуты с душами предков и дают нам поддержку, и правильный вектор в будущее.
Кто-то из выдающихся людей сказал: «Перед прошлым нужно снять шляпу, а перед будущим засучить рукава».  Я снимаю шляпу перед автором этих слов...
   Вдруг я пришел к мысли, что вся наша жизнь — это путь домой. И очень важно, чтоб этот путь , даже если он пролегает от храма и до вашего дома, не пролегал  по могилам наших   предков.
 
  Фото из интернета.