Забытый танк

Михаил Горелов
  Этот танк не оставил заметного следа в истории, хотя был относительно удачным. Он довольно известен среди людей сведующих в военном деле и историии, но почти неизвестен среди обычной публики. Причин тут несколько, но главная из них - это существование такого всемирно известного танка, как Т-34, который и пришёл на смену Т-28, о котором мы  и хотим здесь рассказать.
    На рубеже тридцатых годов в СССР был взят курс на создание мощных танкоых войск. Если прототипы танкетки Т-27 (танкетка Карден-Ллойд, Англия),  лёгкого танка Т-26 (Виккерс шеститонный, Англия), танка БТ-2 (танк конструктора Кристи, США) удалось приобрести без особого труда, то с прототипами средних и тяжёлых танков вышла заминка. В качестве образца для среднего танка нами был выбран Виккерс шестнадцатитонный, с тремя башнями. В ту пору выбор был крайне ограничен. Средний танк мог быть или английский или французский, остальные страны ( их тоже было мало, по пальцам пересчитать) выпускали только лёгкие танки. Конструкция Виккерса шестнадцатитонного представлялась нашим специалистам наиболее подходящей, но неожиданно переговоры о его приобретении зашли в тупик. Уж слишком большую цену запросили несговорчивые британцы, слишком неприемлимые выдвинули условия.  Пришлось нашим конструкторам создавать танк самостоятельно, как и Т-35, хотя и с максимальным использованием опыта английских коллег. Танк, в отличие от Т-35, получился довольно удачным. Надо отметить, что Т-28  был отнюдь не первым советским средним танкомю Первым был ныне совершенно забытый Т-24. Этот танк имел своеобычную, больше не встречавшуюся у нас конструкцию. Маленькая пулемётная башня монтировалась сверху на орудийной! Танк выпускался серийно, но выпуск составил всего два с половиной десятка штук! Скоро от выпуска этой неудачной машины отказались в пользу лёгкого БТ-2, а Харьковский паровозостроительный завод перешёл на выпуск БТ и его дальнейших модификаций. Другим интересным примером разработки среднего танка стала работа приглашённого к нам  немецкого инженера Гротте. Увы! Разработанный им очень интересный средний танк в серию по ряду причин не пошёл, но оставил заметный след в истории отечественного танкостроения.
     Создание нового среднего танка поручили сразу двум коллективам. На рубеже тридцатых годов мы взяли курс на формирование мощной танковой армады Создание нового среднего ( и тяжёлого)  танка вписывалось в эти планы. Однако, если образцы лёгких танков были закуплены за рубежом, над конструированием более тяжёлых машин пришлось повозится. Образец нового среднего танка, который получил обозначение Т-28 создавался параллельно в двух КБ. Такое параллельное проектироввание имело свои плюсы и минусы. Это позволяло выбрать более удачную конструкцию, или отказаться от заведомо неудачной. ( к сожалению, келейность, отстствие гласности, ведомственные интересы приводят к тому, что у нас начинают выпускать и победившую и проигравшую машину. яркий пример тому    вертолёты КА-50 и МИ-28. Четверть века идут споры, а толком не выпускается ни та, ни другая машина. Если конечно принять, что главная задача - максимальное ослабление вооружённых сил России, то тогда всё становится на свои места...).
   Новый танк был построен в  1932 году. Начались испытания. Считается, что руководил созданием танка известный конструктор Гинзбург, хотя иногда называют фактически руководящего работами Цейца. Забегая вперёд скажем, что Гинзбург в Великую Отечественную погиб на фронте, что не характерно для танковых контрукторов. За какую-то провинность он был направлен в войска зампотехом полка и в 1943 году, в возрасте 43 лет сложил голову. Вечная ему память и всем его кровным братьям!
    При создании танка, заказчики, т.е. военные потребовали... установки на нём (уже тогда!) дизельного двигателя. Увы, в то время такая попытка оказалась невозможной((. На танк установили обычный карбюраторный авиационный М-17, представляющий из себя лицензионный немецкий авиационный мотор БМВ. Этот мощный мотор широко применялся на наших танках. Кроме Т-28, его ставили на БТ-7, а также на Т-35. В начальный период Войны, когда не хватало дизелей В-2, отмечены случаи его установки на КВ и Т-34. В качестве вооружения, наряду с несколькими пулемётами ДТ, на новый танк устанавливали 76,2 мм короткоствольную пушку КТ-28 (Кировская танковая-28 года), представляющая собой укороченны вариант обычной армейской пушки). По тем временам это было мощное танковое орудие. Ведь тогда основным танковым оружием была слабенькая  37 мм пушка и только-только стали вооружать танки 45 миллиметровым орудием. Кстати на опытном Т-28 стояло 37мм орудие. Новый танк получился довольно удачным, хотя, разумеется и недостатков у новой машины хватало. Начали серийный выпуск нового танка на Ленинградском заводе "Красный путиловец", бывшем Путиловском заводе. После убийства Кирова, он стал называтся Кировским, и поныне так зовётся. На майском параде 1933 года танки Т-28 впервые были показаны широкой публике и произвели весьма благоприятное впечатление. С тех пор до самой Войны Т-28 участвовали в парадах в Москве, Ленинграде и Киеве. Танк производился серийно на Кировском заводе в Ленинграде более семи лет.Танк был относительно дорогим. Его стоимость достигала четверти миллиона рублей.  Во многом из-за этого выпуск этой машины составил 503 штуки (по другим данным было построено 523 машины). Выпуск лёгких танков у нас измерялся тысячами штук. Например, Т-26 и БТ выпустили до двух десятков тысяч штук. Ни одна страна в мире в ту пору такого гигантского танкового парка не имела. Хотя основу этого парка составляли  лёгкие машины,  средним танкам тоже нашлось дело. Т-28 пришлось поучаствовать в освободительном походе на Западную Украину и Западную  Белоруссию в сентябре 1939 года, хотя в боевых действиях почти не довелось учавствовать. Однако самое известное применение нашёл этот танк во время советско-финской войны. Эта  война в советское время была очень не популярной. Да и сейчас её не очень любят вспоминать.
     Прежде всего потому, что СССР выступил в ней, как агрессор. Основной аргумент  наших: граница проходит в 32 километрах от Ленинграда. Уберите её подальше! А мы вам нарежем в два раза большую территорию на неосвоенном Карельском перешейке. Финны заартачились, хотя предложили пойти на уступки. Обычно в таких случаях продолжают вести переговоры, но наши предпочли войну. Началась она 30 ноября 1939 года. Советская агрессия вызвала негативную реакцию во всём мире. СССР исключили из Лиги наций. Англия и Франция всеръёз подумывали начать боевые действия против нас, хотя в то время номинально воевали с Германией.(Это могло толкнуть нас к союзу с Германией и чем бы всё кончилось Бог весть!). Сталин планировал закончить войну быстро и легко, но не тут то было! Война затянулась, а количество жертв у нас в несколько раз превысило финские. Исход войны был ясен. СССР по числу жителей превосходил Финляндию в двадцать с лишним раз, но упорное сопротивление  финнов сделало нашу победу пирровой. Германия, которая с некоторой опаской смотрела на нашу страну , после  такой победы, окончательно решила напасть на СССР, посчитав его "колоссом на глиняных ногах".
    Именно в Финской войне Т-28 сумел показать себя с самой хорошей стороны, хотя в этой войне участвовала только одна бригада. вооружённая этими танками. В немалой степени этому способствовала близость Кировского завода, выпустившего эти танки, где производился их ремонт. Хорошая производственная база,  большой выбор любых запчастей позволяли производить ремонт быстро и качественно и возвращать танки в строй. Некоторые танки, получавшие повреждения в боях, ремонтировались по пять раз! Война выявила и некоторые недостатки, основным из которых являлось недостаточное бронирование. Это привело к тому, что Т-28 стали дополнительно бронировать. Дополнительные броневые листы сильно повысили стойкость против 37мм противотанкового снаряда, основного противотанкового средства финнов. Однако при этом масса танка выросла до 32 тонн и несколько ухудшилась его подвижность.Танк показал хорошую проходимость, неплохие эксплуатационные качества, высокую огневую мощь. Из всех видов бронетехники его применение было наиболее удачным.
    Совсем другая картина наблюдалась в Великую Отечественную войну. Разгром. Катастрофический, почти полный разгром. На фоне этого разгрома как-то неприметно сгинули Т-28, составлявшие лишь около трёх процентов танкового парка.нашей страны. В немалой степени этому способстовала катастрофическая слабость ремонтной базы.  За несколько месяцев СССР лишился 85% своего гигантского танкового парка. Впрочем,  на относительно спокойном фронте под Ленинградом  небольшое количество Т-28 прослужило до 1944 года.
 
    Характерной особенностью танка Т-28 является трёхбашенная конструкция. В главной  башне располагалось основное оружие танка - пушка.  В двух маленьких башнях, расположенных по бокам у основания главной башни размешались пулемёты ДТ.  Эти башенки были такими же, как и у   танка Т-35. Сектор обстрела пулемёта в этих башнях составлял 165 градусов. Т-28 не был перегружен оружием, как Т-35, что позволяло использовать его более рационально. Танк был в два раза легче, чем Т-35 и при том же двигателе имел хорошую подвижность. Следует отметить, что авиационный М-17 был очень прожорлив и расходовал бензина (обычно авиационный б-70) до 1,5 - 2л на 1км пути. При этом запас хода до 190 км был вполне удоволетворительным. Масса танка первоначально состаляла более 25,4   тонн, что делало танк по тем временам одним из самых тяжёлых в мире. Габариты тоже были весьма велики. Длина танка составляла 7.37м, ширина 2,87м, высота 2,65м, клиренс 500мм. Бронирование противопульное. Толщина брони достигала 30мм.  Дополнительное экранирование позволило противостоять 37мм противотанковым снарядам. Мощность двигателя М-17Т достигала 450л.с(максимальная до 500л.с.)., что обеспечивало неплохую энерговооружённость до 17.7 л.с. на тонну. Максималная скорость танка была очень приличной - 42 км в час. Существовал вариант с улучшенными динамическими характеристиками, который развивал до 46 км в час, а по шоссе  аж до  56 км в час. Правда танков этого варианта изготовили всего 52 штуки. Был построен и опытный вариант, способный развивать по шоссе 65 км в час! На танковом полигоне в Кубинке был построен и успешно испытан вариант для подводного вождения (!), способный преодоллевать по дну водные преграды до 4м глубиной, при том, что обычный Т-28 преодолевал брод глубиной в 1м. К сожалению, работы по этому танку разития не получили. Танки со шноркелем, способные двигаться по дну появились у нас на вооружении гораздо позже.                Танк был способен брать подъём в 37 градусов! Напомним, что обычная лестница имеет крутизну 30 градусов. Способен он был и преодолевать стенку высотой 1м и  ров длиной до З.25м, что было не под силу другим нашим танкам. Экипаж танка составлял 6 чел. (включая стрелков пулемётнх башен). Интересно, что в экипаж входило восемь человек, но двое в бою не участвовали! На базе танка было создано много опытовых машин и САУ, которые, к сожалению, в серию не пошли. Был создан также очень интересный автономный броневагон.Танк постоянно модернизировали. За годы выпуска в него внесли свыше 600 изменений. В частности, стали ставить на него пушку Л-10, с длиной ствола 26 калибров, имевшую неплохие противотанковые возможности. На базе этого танка был построен колёсно-гусеничный Т-29, которого намеревались выпускать серийно, но потом передумали. Т-28, хотя и не снискал такой славы как его знаменитый собрат Т-34, но всё же оставил очень заметный след в истории советского танкостроения.