Джеймс

Вячеслав Велиев
               
  В этой истории совершенно нет ничего необычного. Многое подзабылось, кое-что исказилось подсознанием. Но в целом я в состоянии воспроизвести все почти достоверно.
  В Ирландию из Англии перебрался где-то в начале лета. Вопрос с жильем решен заблаговременно, и Ритис прямо с автовокзала увозит меня в Лукан. Месяц ушел на поиски работы. Весь этот месяц до одури бегал по Дублину, сутками сидел у интернета, перечитал тысячи объявлений в газетах. Полная безнадега. И вот как-то вечером Ритис в одной из газет находит объявление – нужен человек для уборки парков. Выбирать не приходится. Звоню, договариваюсь и на следующий день выезжаю на работу. В условленном месте за рулем  грузовика встречает сам хозяин фирмы.. Привез меня на один из объектов, дали в руки метлу и шуфель. Жара неимоверная, асфальт плавиться, а мы метлами сметаем в кучи сухую пыль. Шуфелями собираем ее в мешки, завязываем и закидываем в идущий следом трактор. Бросать приходится очень высоко, пыль лезет под одежду, в нос, в уши... .И никакой спецодежды. Кто в чем приехал. Ну думаю, влип... .И бежать некуда... . Новичков трое. Я, эстонец и поляк. Остальные ирландцы. Как выяснилось, в этот день был аврал, и работали вместе с нами и супервайзеры, и сам Денис – хозяин фирмы. Основным же занятием был присмотр за парками. Работа не пыльная,на свежем воздухе. Но ее много. И часто тяжелая. Теперь все разбиты по группам, за каждой закреплены парки. Все строго по расписанию – сегодня одни парки, завтра – другие и т д. Нас трое: супервайзер, он же водила трактора , сын хозяина школьник Рори и я. На второй день работы узнаю имя своего начальника – тракториста. Джеймс. Джеймс Холланд. Протягивает веснушчатую руку, на лице блаженная улыбка, очки прилипли к носу. Стрижка под ноль, выпирающий живот. Джеймс. Джеймс Холланд. Вот так я познакомился со своим другом Джеймсом.Очень скоро остались вдвоем – начался учебный год и Рори отправился завершать образование. Джеймс трактором косит траву, я собираю в мешки мусор. Когда его немного, сажусь в кабину рядом с Джеймсом. Болтаем, смеемся... .Потом возвращаемся на базу. Очень скоро я стал бывать у Джеймса дома. Чаще всего в обеденный перерыв. Милая старушка мать, вежливая сестра. И жена Шерол – смуглая филиппинка на удивление маленького роста. И опять на работу. Постепенно Джеймс начал доверять мне трактор, научил пользоваться тяжеленной газонокосилкой. И так всю неделю Но вот пятница. Примерно часов с двенадцати никто из нас о работе не думает. Оба напряженно вглядываемся на дорогу, высматривая синий миниван. Джеймс хватает телефон, звонит, и опять наше внимание – на дорогу. А вот и заветный бусик. Из-за руля вылазит огненно рыжий Барри, жмет нам руки. Мы мысленно посылаем его с его рукопожатиями и уже совершенно не стесняясь заглядываем в кабину минивана. А там два белых конверта. С деньгами. Зарплата за неделю. Поспешно расписываемся в получении и старательно принимаемся за работу. До тех пор, пока Барри не исчезнет за поворотом. Потом стремительно исчезаем и мы. Дома переодеваемся в чистое, приводим себя в порядок и отправляемся в ближайший паб. Паб по пятницам – это ритуал. Ритуал всей Ирландии.Наша неизменная норма–четыре пинты ГИНЕССа.Каждому. ГИНЕСС –это символ Ирландии, ее национальная гордость, ее гимн, этим сортом пива ирландцы гордятся больше, чем литовцы своим баскетболом. В каждом пабе за стойкой есть место с табличкой «Персональное место м-ра ГИНЕСС». А когда тебе становиться невтерпеж и ты хочешь нарваться на серьезные неприятности, просто объяви громко на весь паб:
-Ну и дерьмо же ваш ГИНЕСС.
Обещаю, Вы получите то, чего хотели.Но мне эти заморочки ни к чему, да и успел полюбить я этот напиток. Пиво тяжелое, несмотря на малое содержание алкоголя. Темное, густое. С коричневой шапкой пены. Так что четырех пинт вполне достаточно. Растягиваем это удовольствие на весь вечер.
  А в понедельник с утра мы снова на работе. Мелкий противный дождь, холодный ветер. Приезжаем на объект. Джеймс выключает двигатель, потягивается, смешно выпирая живот. И засыпает. Толкаю его в бок. Мутным взглядом смотрит на меня сквозь толстые стекла, очки сползают на нос :
- У вас там все такие? Очень работать хочешь?
  Совсем не хочу. Дотягиваем до обеда, достаем сэндвичи, чай в пакетиках. И обязательно к чаю молоко.Сегодня весь день просидим в кабине. Но такое случается редко.Очень редко. Работа должна быть сделана, чистота должна быть идеальной. Периодически городские власти проверяют качество уборки, и от этого зависит лицензия нашей фирмы.
  Иногда Джеймс с трактором исчезает куда-то на пару часов. Приходится делать работу и за него, и мне это все меньше нравиться. Но в один прекрасный день мы исчезаем оба. Долго едем в противоположный конец Дублина. Это очень важно–уехать в район, где нас никто не знает. А вот и цель поездки – огромный особняк за зеленой изгородью. Встречает хозяин, жмет нам руки. Вдвоем с Джеймсом куда-то уходят. Через несколько минут тот возвращается, садится за руль и загоняет трактор в большой сарай. Здесь горы хлама, скопившегося в большом хозяйстве за несколько лет. Старые диваны, ковры, матрацы... . Часа три загружаем все это в прицеп. И везем на свалку. Но перед этим хозяин вручает Джеймсу 150 евро. Деньги делим поровну. Я не против такого бизнеса. Почаще бы. А такое действительно случается нередко. Здесь по 20, там по 50 евро... . Такое дополнение к зарплате меня совсем не огорчает. Скоро и я стал находить клиентов для нашего нелегального бизнеса. Но основной источник наших заработков – фирма. И мы ни на секунду этого не забываем.
  А еще через пару дней Джеймс удивил меня своей простотой. И хитростью.
- Слава, встань за кустами и смотри на дорогу. Увидишь Дениса, свисни.
-Зачем?
-Ну встань.
- А на чем он может приехать?
-На желтом «Ларри».
  Да ради Бога. Но то, что я вижу дальше, меня шокирует. Откуда-то появляется желтое такси, подъезжает к огромному резервуару с горючим. Джеймс снимает замок и заправляет такси нашим топливом. Тем самым, ключи от которого ему доверены для заправки трактора.Но шокирует меня вовсе не это. Я слишком долго прожил при Советской власти, чтобы удивляться подобным вещам. Шокирует простота моего друга. Так, не напрягаясь, при десятках свидетелей, с открытой душой приворовывает хозяйское добро. И это повторяется несколько раз. Со знанием дела объясняю ему ситуацию. Не знаю, помогли ли мои советы, но после этого разговора постоять на стреме меня уже не просили... .И такси я больше не видел.
  А еще через пару недель Джеймс с женой переезжают в новый дом. Джеймс спрашивает, не соглашусь ли я жить вместе с ними. Одному содержать дом обходится недешево, да и места столько двоим не надо.С радостью соглашаюсь. Можно забыть про толкотню по утрам в автобусах, про храпящего по ночам Ритиса, про бесконечные разборки Ремиса с женой... . Здесь у меня будет отдельная комната, и на работу будем ездить на машине Джеймса. Конечно согласен. За пару рейсов перевозим все вещи и идем отдыхать. Остальное привезем завтра. И здесь Джеймс меня удивляет еще раз. Садится в кресло напротив того места, где завтра будет стоять телевизор, и весь вечер смотрит на столик из-под него... .Вот что значит мечта... .
  Начинается совершенно иная жизнь. Каждый третий день после работы втроем ездим за продуктами, иногда выходим погулять в парк, пару раз сходили в кино. Но по пятницам мы с Джеймсом традиционно отправляемся в паб. Уже в другой паб, расположенный поближе к дому. Постепенно знакомимся с его посетителями, с хозяином. Уже бармен не спрашивая подает мне с первым бокалом ГИНЕССа рюмку ДЖЕМИССОНа... .И очень быстро мы проникаемся домашним духом этого заведения.
  В конце марта Джеймс покупает первую газету. На следующий день приносит уже несколько. Долго читает их, сидя в кабине. И так несколько дней подряд. Наконец не выдерживаю. Джеймс берет из большой кипы первую попавшуюся газету и протягивает мне. На лице выражение гордости, хитро блестят глаза. На весь разворот большушая статья с фотографиями и надпись : « Заключенный по ложному обвинению Патрик Холланд 19-го апреля выходит на свободу».Пытаюсь вникнуть в суть статьи и вспоминаю ирландский художественный фильм, который мы с Ритисом видели поDVD. Избитый сюжет, но фильм основан на реальных событиях. Журналистка ведет собственное расследование по делу о торговцах наркотиками. Ее несколько раз пытаются образумить, она не успокаивается. И последние кадры. Она в машине останавливается на красный свет .С машиной ровняется мотоцикл, выстрел, голова падает на руль автомобиля. Так вот, мотоциклист и есть Пати Холланд, родной дядя Джеймса. Провел в тюрьме девять лет и выпущен за недоказанностью преступления. Получив при этом колоссальную компенсацию. Но это уже другая история. А сегодня Джеймс горд невероятно.Рассказывает мне, как помогал дяде бежать в Англию ( и это правда, читал в газетах). Все следующие дни Джеймс занят перевозкой материалов следствия к себе домой. Забил ими до потолка весь угол. И вот вскоре я знакомлюсь с Патриком у Джеймса дома. Торжественный ужин, воспоминания, вопросы... .Вот так Джеймс на какое-то время стал дублинской знаменитостью. И мне очень горько сознавать, что скоро придется расстаться с этим замечательным парнем. Он никогда не лезет с расспросами, но все понимает. Немногословен, в меру наивен. Мне всегда приятно в его обществе. Но пора собираться домой. У меня своя жизнь, соскучился по семье. Дочь наверное уже и не узнать. Да и всех денег не заработаешь... . Решено, скоро домой. Едем с Джеймсом за билетами на самолет, затем в банк. Снимаю со счета заработанные деньги, возвращаемся домой. Мой большой чемодан стоит на кровати, я бестолково топчусь вокруг. Шерол помогает укладывать вещи, Джеймс с укоризненным видом стоит в дверях. Он уверен, что я очень скоро вернусь. Несколько раз говорит мне об этом. Обещает никому не сдавать комнату. Знал бы ты, Джеймс, да и я сам не мог знать того, что ожидает меня дома... .
  И вот наступает момент, когда Джеймс везет меня в аэропорт. В глазах слезы. Он и не особо старается прятать их. Похоже, и мои глаза не совсем сухие. Тяжелое расставание. Обнимаемся. Джеймс резко разворачивается и идет к машине. Не оглядываясь. Долго смотрю ему вслед.