Игрушки

Михаил Кованцев
1
Раздвигин после трудовых будней гастарбайтера интеллектуального труда возвращался на выходные из столицы на историческую родину, в Иваново. От работы до трех вокзалов он обычно доходил пешком. Его могучая – почти двухметровая и 165-килограммовая – фигура издалека отпугивала цыганок, бомжей и попрошаек. Однако в районе Казанского вокзала предстояло ещё пройти через торговые ряды. Здесь он и был впервые атакован. Под ноги ему выкатился из-за палаток розовый слоник с тремя хоботами и немедленно обвился вокруг правой ноги всеми тремя, на спину прыгнул фиолетовый осьминог, норовя забраться за шиворот, на голову норовила усесться неестественно огромная летучая мышь. Прочая, более мелкая живность вилась вокруг и тоже спешила припасть к телу.
- Ну-ка нах! – громовым голосом заорал Раздвигин после того, как удалось выплюнуть попавшего в рот вишневого хомячка.
Богатырскими ударами расшвыривал он налетавшую живность, стараясь, чтобы наиболее крупная исчезла за пределы визуальной досягаемости. Это был единственный способ избавиться от нано-игрушек или нанушек – сделать так, чтобы они переключились на другой объект.  Розовый слоник улетел на крышу дальнего павильона, осьминог был растоптан могучими ногами, а летучая мышь разорвана пополам. Неспешно проследовав дальше, Раздвигин уже не видел, как через минуту осьминог ожил и уполз, половинки летучей мыши приковыляли друг к другу и склеились вместе, а слоник, плача, принялся разыскивать оторванный третий хобот.
Продавцы в торговых палатках еще пытались всучить наивным провинциалам «последнее слово нанотехнологий», например, котенка, который «почти как живой, но никогда не вырастет и не умрет» или щенка, или попугайчика. Самое смешное, что наивные покупатели находились. Какая-нибудь сентиментальная старушка из Самары так и норовила привезти внученьке очень доброго крокодильчика, не представляя, чем это обернется в дальнейшем.
Впереди Раздвигину предстояло ещё преодолеть подземный переход к Ярославскому вокзалу, забитый бездомными нанушками под завязку. Вышвырнутые хозяевами на улицу, ободранные и грязные, они лезли ко всем прохожим. Нет, ни есть, ни пить они не просили – в еде и питье попросту не нуждались – они требовали от людей ласки, взамен навязчиво предлагая свою.
Затем предстояла битва с «провожающими» нанушками на перроне у Ярославского вокзала, вместе с проводником следовало выпихнуть нанушек-зайцев из тамбура и можно будет спокойно растянуться на полке. А там – Иваново, город, пока еще относительно свободный от нанушек.
Не тут-то было. Войдя, наконец, в вагон, Раздвигин при всем своем былинном спокойствии чуть не заплакал – было ощущение, что все идиоты из Ивановской области вдруг организовали здесь выездной семинар. Почти каждый вез с собой нано-игрушку, некоторые по две и по три. И каждый норовил похвастаться перед соседом удивительными функциями своего нового домашнего питомца. При этом вагон оглашался писком, хрюканьем, мяуканьем и лаем. Раздвигин хозяйственно ощупал в наплечной сумке заранее купленную литровую бутылку водки и подумал: «На ночь не хватит».
2
«Наконец-то!», - подумал Кацапский, припарковывая машину у дома. День выдался не из легких. С утра кровоточила язва, подчиненные, как всегда, откровенно тупили, а тут ещё Катя из отдела эксплуатации притащила в общий кабинет подаренную ей на презентации нано-игрушку – голубого щенка. Мало того, что тыкала ей в нос всех сотрудников – щенок при этом противно лизался – так еще и ушла с работы, по своему безбашенному обыкновению забыв игрушку в кабинете. Оставленный без присмотра, щенок долго метался по общему залу, оборвал провод от принтера и отсоединил весь отдел от локальной сети, а затем стал горестно скулить. Пришлось запереть его в стенном шкафу. В последнее время многие сотрудницы норовили завести себе на работе нанушек – забавную морскую свинку или крыску – но живность была помельче и не такая активная.
По дороге с работы – сплошные пробки. Теперь основная причина аварий не пьяные водители или идиоты с купленными правами, а нанушки, бросающиеся под колеса и прыгающие на лобовые стекла.
Открыв дверь в собственную квартиру, Кацапский без сил рухнул на стул в прихожей. Прекрасный семьянин, он так любил уют родного дома, жену и дочь. Раньше маленькая Мила обычно первая встречала отца, бросалась на шею. Теперь ее всегда опережали. На грудь Кацапскому прыгнул огромный черный и пушистый нано-кот Сеня, подскочил и схватил зубами за руку нано-пес Ося. Кусался Ося не больно, но руку из зубов не выпускал – так он выражал свою преданность. Кацапский терпеливо ждал. Иначе снять куртку возможности не представлялось. Когда-то милые нанушки теперь доводили до исступления.
- Ты чего в куртке? – разбередила язву появившаяся из кухни жена. Еще недавно красавица и умница после увольнения с работы – не смогла составить толковый бизнес-план о применении в компании нано-технологий - она стала, как опоенная.
- А где Мила? – перевел разговор Кацапский.
- С новым подарком возится. Ты же у нас забыл, что у Милы день рождения. Смотри, что ей мама подарила.
Из детской вышла дочь, еле удерживая на руках нано-медвежонка коалу в натуральную величину.
- Папа, это Ляля…
- Нет, только не это! – не смог сдержаться Кацапский, запоздало подумав, что из-за безответственности тещи скандала с женой опять не избежать.
Жена уже приготовилась забиться в истерике, заламывая руки, как вдруг откуда-то вылетела и забила Кацапского по глазам прозрачными крыльями гигантская стрекоза.
- Это ещё откуда? – в ужасе выкрикнул Кацапский.
- А это Глаша, - услужливо пояснила дочь. – Её Ося родил.
- Как родил? – выдохнул Кацапский.
- Ел-ел диван, а потом лежал, а потом выплюнул Глашу. Меня мама так же родила?
- Нанушки же не едят! – предчувствие научного открытия перекрыло в Кацапском все остальные эмоции. 
- И не размножаются, - жена раздумала биться в истерике. – Кстати, диван давно пора выкинуть. Ужинать будешь?
Перед глазами у Кацапского поплыли красные круги из ось, сень, ляль и глаш…
- Ну папа, - успокаивала упавшего Кацапского Мила, - Ося же хотел, как лучше! Он же для тебя Глашу родил, чтобы она с тобой играла. Они же всё делают, чтобы с нами играть…
3
А началось все с того, что в 2006 году тогдашний президент России Владимир Путин выступил со своим посланием к Федеральному собранию. Там был основополагающий фрагмент о необходимости качественного прорыва в области научно-технического прогресса, в частности, использования нано-технологий.
В оппозиционных и либеральных кругах много и долго смеялись над тем, что вот, мол, президент, насмотрелся американской фантастики и выучил новое слово. Как оказалось впоследствии, смеялись зря. Вся мощь военно-промышленного комплекса могучей державы была брошена на реализацию идеи в то время президента, а затем лидера страны. И действительно, впервые после запуска человека в космос, Россия первая осуществила прорыв в этой области. Так что даже мировые державы забеспокоились и, собрав внеочередную сессию ООН, приняли огромный пакет ограничений по использованию нано-технологий в различных областях.
К сожалению, забыто имя ученого, который на пресс-конференции на вопрос ехидного журналиста из либеральной прессы «как могут быть использованы нано-технологии» первым ответил: «Когда Эдисона спросили, как можно использовать открытое им электричество, он ответил «с его помощью можно изготавливать забавные детские игрушки». Затем эту фразу растиражировали все кому не лень. Будто забыли, что в России всё понимают буквально.
4
Капитолина Прокофьевна уже полчаса близоруко щурилась на медную вывеску фирмы «Нано-друзья ЛТД». Так бы и стояла старушка у шикарного парадного подъезда, если бы «случайно» не вышел на улицу симпатичный молодой человек, не спросил «сюда ли вам?», не помог подняться по ступенькам. После быстрой и вежливой фильтровки Капитолину Прокофьевну проводили в кабинет к другому мужчине, постарше, но тоже очень вежливому, который во всё вник и помог.
- Понимаете, у меня недавно умер муж… - начала свой рассказ Капитолина Прокофьевна.
- Понимаю! – перебил её приятный мужчина. – И вы хотели бы завести себе собачку или кошечку, которые никогда не умрут? Вы обратились по адресу! Наши изделия, а точнее, наши-ваши маленькие друзья, не подвержены старению и смерти. Знаете, сколько к нам обращается людей, у которых умерла любимая собака или кошка? Люди просят изготовить им на заказ точную копию с гарантией, что ее век не будет короче человеческого. И до сих пор никто не жаловался. Более того, ваш любимец переживет вас и будет безутешно рыдать на вашей могилке!
- А изготовить на заказ дорого? – поёжилась Капитолина Прокофьевна.
- Да что вы! Это поначалу, когда правительство разрешило нам, частным компаниям использовать нано-технологии для их апробации при производстве игрушек такое было по карману только олигархам или кинозвездам. Сегодня это может себе позволить любой состоятельный гражданин.  Нано-технологии входят в нашу жизнь семимильными шагами. Скоро нано-игрушки пойдут в серию. Конечно, их функции будут носить более типовой характер, а работа на заказ – это все-таки процесс индивидуальный. А что у вас материальные проблемы?
Приятный мужчина сделал сочувственное лицо.
- Я продала квартиру покойной сестры в Москве.
Приятный мужчина снова расцвел.
- В таком случае мы выполним любой ваш каприз.
- Понимаете, - Капитолина Прокофьевна замялась, - я хочу заказать… копию покойного мужа.
- Простите, - приятный мужчина резко погрустнел и насупился. – Это решительно невозможно. Международная конвенция категорически запрещает изготавливать копии людей. И уж тем более искусственный разум. Конечно, нано – умные частицы, но изделия из них могут выполнять только простейшие функции. Например, нано-собака может лаять, вилять хвостом, но говорить не сможет никогда.
- Да мой муж последние годы почти не говорил, - Капитолина Прокофьевна промокнула глаза носовым платочком.
- А что же он делал? – внезапно вновь заинтересовался приятный мужчина.
- Чаще просто сидел в своем кресле. Уставится в газету и сидит. Иногда что-то невнятно бормотал себе под нос. Ну, телевизор с ним вместе посмотрим. Потом покряхтит и спать пойдёт. Только как мне с ним хорошо было! Бывало, весь свой день ему расскажу, все новости, а он всё молча слушает, не перебивает. А теперь так одиноко!
Капитолина Прокофьевна зарыдала. Приятный мужчина отработанным движением налил стакан воды и протянул старушке.
- Погодите, - будто отвлек он её. – А что вы по телевизору любили смотреть? Небось, сериалы?
- Нет, - Капитолина Прокофьевна оживилась. – Больше всего передачи про животных.
- Так, так, так, - лицо приятного мужчины осенилось вдохновением. – только ради Бога извините, а на какое животное, по-вашему, был, простите ещё раз, немного похож ваш муж.
- Да не немного, а сильно, - лицо Капитолины Прокофьевны озарила мечтательная улыбка. – На муравьеда. Ну, вылитый муравьед! Я его так иногда и называла.
- Так это же в корне меняет дело! – вскричал приятный мужчина. Затем, напугав бедную старушку, вскочил и расцеловал её в обе щеки. Наконец, взяв себя в руки, уселся на свое место и, понизив голос до шепота, произнес. – Слушайте, дорогой мой человек. Мы вам можем изготовить муравьеда, максимально похожего на вашего мужа. С теми же привычками. Он будет кряхтеть, делать вид, что часами читает газету, засыпать перед телевизором, ронять очки в тарелку. Все что захотите! Сколько вы говорите, было комнат в проданной квартире?
- Три-и…
- Вот и чудненько! Сейчас вы пройдете к нашему дизайнеру. Фотографии мужа у вас собой? Ну и отлично. А затем к программисту, расскажете всё, что вспомните о привычках мужа. Будет вам муж-муравьед! Ну как, устраивает?
- Ой…- Капитолина Прокофьевна на секунду онемела. – Я не знаю, как вас и благодарить!
- Это я вам по гроб жизни обязан! – приговаривал приятный мужчина, выпроваживая старушку из кабинета. И лишь закрыв за ней дверь, выдохнул. – Йесс! Эврика! Место креативного директора мне обеспечено!
Так был взят ещё один рубеж в применении нано-технологий. Свой последний год жизни Капитолина Прокофьевна счастливо прожила с изделием, которое значилось в реестре компании «Нано-друзья ЛТД» как «Муравьед». После её смерти наследники выбросили муравьеда на улицу, поскольку никакими юридическими правами на жилплощадь он, естественно, не обладал.
5
Раздвигин стоял на перроне и грустно смотрел на закат. Закат Великой России. Да что там Россия, всё человечество было обречено! Нано-зараза распространилась по всему миру. Наступившее лето не радовало – в небе было черно от летающей и пищащей на все голоса нано-живности. Птицы давно покинули города – для них здесь просто не осталось места. Ушли из городов и бродячие собаки – их вытеснили выброшенные хозяевами на улицу нано-питомцы. Дети вырастали и отказывались играть с нано-пандой, забывая, что она вечная. Не говоря уже про нано-родственников, что получили тотальное распространение благодаря капризу Капитолины Прокофьевны и предприимчивости приятного мужчины из «Нано-друзья ЛТД».
Городской транспорт был парализован – нано-игрушки сплошной массой забивали тоннели метро и подземные переходы. Их пытались отстреливать, жечь, замораживать, но всё это были паллиативные меры - нано-технологии подразумевали всенепременную регенерацию. В результате только нано-уродцев появилось бесчисленное количество.
Дома и офисы превратились в крепости. Увы, не неприступные. Легко ли отобрать у ребенка любимую игрушку, да ещё такую милую. Вопреки всем запретам, дамы проносили на работу маленькие нано-игрушки, почти сувениры.  В результате на утро охрана выметала из офиса два десятка таковых.
Да и пешком по улицам было почти не пройти – нано игрушки создавали давку и толчею, парализовывали любую осмысленную деятельность. Нет, они не были агрессивны, они хотели только играть и ласкаться к человеку. Но постепенно занимали всё жизненное пространство. При конкуренции ранимого и смертного человека с бессмертными нано-игрушками предсказать результат было нетрудно.
Не замечая Раздвигина, мимо хотел протиснуться Кацапский, но обогнуть монументальную фигуру было непросто.
- А! Привет! – Кацапский, наконец, «приметил слона».
- Ты куда? – солидно спросил Раздвигин.
– Извини, уезжаю! Говорят, есть ещё места, где люди сообща обороняются от этой заразы, создают особые зоны. Семью уже погрузил. Главное, детей уберечь.
- Не поздновато ли спохватились? – даже здесь Раздвигин не смог удержаться от глубокомысленных сентенций. – Я всегда говорил, что если красота спасет мир, то ваша доброта, которая хуже воровства, его погубит.
Но Кацапский его уже не слышал. Он успел вскочить в специальный поезд в особую зону, обороняемый от нано-игрушек дружиной добровольцев. Раздвигин наблюдал, как следующий поезд в том же направлении был захвачен оравой нано-родственников.  Один из них, муравьед с очками на носу, немедленно развернул газету и погрузился в чтение.