Продвинутый социализм

Морской Профсоюзный Телеграф
Кого только не встретишь под «удобными» флагами: россиян, поляков, филиппинцев. Но вот увидеть на борту кубинцев, согласитесь, случается не часто. Неужели времена, когда Острову Свободы не хватало морских кадров, особенно в плане комсостава, прошли? И Куба теперь не только прекрасно справляется сама, да еще является поставщиком рабочей силы для мирового торгового флота? Похоже, что так - если верить словам кубинского моряка, Ланузы Аревалы Сезара, с которым мы пообщались на борту т/х «Alesia» (ATG) во время стоянки судна в питерском порту.
- Я работаю стармехом, - сказал нам Лануза. – Кстати, вместе со мной на судне трудится еще один кубинский моряк, Меса Рейс Джоэл. Он – моторист.
Естественно мы не могли не задать вопросы, касающиеся того, где кубинцы учатся морскому ремеслу, и каким образом попадают под иностранные флаги. Оказывается, все объясняется довольно просто, и тайны никакой не делается.
- На Кубе есть две морские академии: одна готовит моряков для торгового флота (Academy Naval), вторая - для рыболовного, - пояснил стармех Сезар. – По их окончании курсантам выдаются дипломы, которые потом позволяют работать на судах, в том числе и иностранных компаний.
Здесь необходимо сделать маленькое, но очень важное отступление. Остров Свободы, в конце 50-х годов прошлого века выбравший путь строительства социализма не без помощи пламенного революционера Фиделя Кастро, довольно сильно продвинулся к «светлому будущему». Пусть вас не смущает, что только три года назад кубинцам разрешили покупать сотовые телефоны, компьютеры и DVD-плееры, а также телевизоры с диагональю 19 и 24 дюйма, электрические скороварки, электровелосипеды, автомобильную сигнализацию и микроволновые печи.
- У нас бесплатное обучение и медицина, - говорит Лануза. – К морякам же у государства особое отношение. Мы ничего не платим за обучение в академии. Лишь потом, когда идем работать по контракту на судно, отчисляем в государственную казну сначала 5% от заработка в течение двух лет, а потом фиксированную сумму, которая устанавливается в индивидуальном порядке. Это не какие-нибудь там запредельные деньги: по мне - сущая мелочь.
Трудоустройством кубинских моряков торгового флота занимаются всего одна круинговая компания. По словам моряка, такая система очень удобна и надежна. Круинг имеет выходы на судовладельцев по всему миру, и те с удовольствием берут на работу кубинских моряков. Причем кубинцы быстро находят общий язык со всеми членами смешанного экипажа, что тоже немаловажно. Не случайно один из филиппинских моряков с т/х «Alesia» сказал про своих коллег: «Мы с ними как одна семья!»
На Кубе морская профессия в большом почете среди молодежи, поскольку моряки там считаются весьма обеспеченными людьми. И это сущая правда.
- Я могу позволить себе многое из того, о чем другие могут только мечтать, - говорит Лануза. – Моя семья ни в чем не нуждается: дом есть, машина тоже. В общем, денег хватает и еще остается. По любым вопросам, в том числе связанных с покупкой квадратных метров, я могу обратиться в круинг, и мне обязательно помогут.
По мнению старшего механика, ему грех жаловаться на жизнь. Следовательно, и рисковать ею он не собирается. Когда мы спросили, согласится ли моряк поработать на судне, которому предстоит пройти Аденским заливом, то получили такой ответ: «Жизнь у меня одна, и рисковать ею, даже за очень большие деньги, не собираюсь!»
А если что и огорчает Ланузу Сезара, так это напряженные отношения между Кубой и США. Несмотря на близость двух стран, кубинцам в Америку свободно попасть практически невозможно.
- Мне американскую визу не оформят даже в том случае, если пойду работать по контракту с заходом в один из портов США, - сказал стармех. – Так и буду сидеть на судне во время стоянки: на берег сойти у меня не выйдет.
Жаль, конечно, что в этом плане не все пока гладко. Однако на то он и развитой социализм, чтобы было к чему стремиться. Ведь основная цель все-таки коммунизм. А до него Кубе, надо полагать, осталось совсем ничего.