Матрозен партизанен

Морской Профсоюзный Телеграф
«МАТРОЗЕН ПАРТИЗАНЕН»
КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА № 55
Из сводки Совинформбюро от 11 октября 1941 года: «Партизанский отряд, действующий в Ленинградской области, под командованием тов. Т. взорвал немецкую узловую заправочную базу горючего и сжег железнодорожную  станцию. В огне сгорели несколько вагонов с военным имуществом. Партизаны этого отряда уничтожили двухмоторный фашистский бомбардировщик, сделавший вынужденную посадку. Другая группа партизан задержала и взорвала вражескую штабную автомашину».
«Тов. Т.» - это лейтенант Красной Армии Е. Тувалович, а «другая группа партизан» - это отряд из моряков Балтийского морского пароходства под командованием старшего помощника капитана Бориса Хирхасова. Так написано в книге В. Соболева об истории БМП «Ветер Балтики». «Морской Профсоюзный Телеграф» решил выяснить, есть ли еще какие-нибудь свидетельства о партизанской деятельности моряков тогдашнего БГМП.
К сожалению, в музее обороны и блокады Ленинграда никаких документов о «морских» партизанских отрядах не нашлось. Зато нашлись они в «партийном» архиве. Логично – ведь формированием партизанских отрядов занималось не НКВД, а областной комитет ВКП(б). Вот они, эти документы из Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга: журнал партизанского отряда № 55, список личного состава, приказы, дневник отряда, докладные. Бумаг не много, на каждом листе - штамп: «Размножению не подлежит». Значит, опубликовать копии и фотографии в газете нельзя. Но читать можно.
Некоторые бумаги заполнены на печатной машинке, другие – от руки, совершенно простым, не военным, языком. Держишь документы в руках, и перед тобой встают живые люди. Вот «журнал партизанского отряда № 55, район – Ленинград, предприятие - БГМП, командир – тов. Хирхасов Б.М., комиссар – тов. Марков С. Н., радист – тов. Решинский». Отряд сформирован 17 августа 1941 года, и был одним из 289 таких же отрядов, созданных на предприятиях, в учреждениях и ВУЗах Ленинграда с августа 1941 года и действовавших фактически до июля 1942-го. Списочный состав «утвержден тройкой по руководству партизанским движением при Ленинградском Областном Комитете ВКП(б)».
Как «утверждали» моряков в партизаны? Им приказывали, или люди шли в партизаны добровольно? У того же В. Соболева, да и у Н. Михина в «Венках на волне», написано, что моряки в отряд отбирались самым тщательнейшим образом, хотя добровольцами были почти все. Уж не потому ли людей так тщательно проверяли, что им предстояло ходить за линию фронта? Может быть, и поэтому, сейчас уже точно не узнаешь – ведь других документов в архиве нет, личных «партийных» дел моряков тоже, пароходские бумаги сгорели еще в апреле 1942 года при артобстреле порта,  и из самих моряков никого не осталось.
Как бы то ни было, вот список личного состава отряда № 55. Поначалу он состоял из пятидесяти двух «работников БГМП», другими словами – моряков. Самый «пожилой» - тридцатипятилетний помощник капитана М. Любнев, самый молодой – двадцатилетний матрос Г. Медведев. В отряде четырнадцать членов ВКП(б), остальные – беспартийные. Впоследствии отряд переформировывался, разбивался на несколько групп, но из тех же архивных документов видно, что к моменту расформирования – ноябрю 1941-го  - в отряде остается только двадцать человек. А командир сводного отряда, действительно «товарищ Тувалович».
Как понятно из приказа, в задачи моряков-партизан входила, в основном, диверсионная деятельность: нападения на штабы, аэродромы, базы с горючим и припасами, автоколонны, подрыв железных дорог, мостов, порча линий связи, а также сбор разведданных о противнике и передача их в Центр. Связь с Центром предписывалось держать через посыльных. Конечно, в официальных документах нет ни слова о скудном продовольствии, о труднопроходимых болотах Ленинградской области, о ночевках под холодным осенним небом, когда нельзя разжечь даже маленького костерка, чтобы не выдать свое местоположение. Обо всем этом можно только догадываться.
Говорят, на подготовку «в партизаны» отводился месяц, а потом – выдали оружие (если выдали), и вперед. Что с продовольствием - тоже понятно: много ли унесешь на себе, если помимо этого еще боеприпасы. Да и давали ли много, ведь 8 сентября уже началась блокада. И тем не менее. Вот, тоже архивное, «Личное дело партизанского отряда № 55». Недообученые, недовооруженные, всегда полуголодные, не имеющие средств связи моряки действовали, и еще как. 17 августа отряд направлен в тыл противника. 26 августа моряки-балтийцы на станции Извара взорвали железнодорожные пути и стрелки, уничтожили вражеские вагоны с оборудованием. 28 августа ночью у деревни Домашковицы сожгли приземлившийся фашистский бомбардировщик. 4 сентября – ночной налет на станцию Сосницы: огнем уничтожено три здания, занятых немцами, убито десять фашистов. А вот и упомянутая в сводке Совинформбюро штабная машина - 8 сентября на Псковском шоссе она была уничтожена вместе с командным составом, как и грузовик с солдатами – всего сорок немцев. Выведена из строя линия связи.
16 сентября отряд возвращается в Ленинград для переформирования, и через несколько дней в составе тридцати двух человек вновь направляется за линию фронта. Однако, эта попытка не приносит успеха. Вот запись в журнале: «Отряд получил задачу форсировать реку Неву в районе Дубровки и просочиться в тыл противника. Отряд переправился 28 сентября в 22 часа на левый берег Невы… Убедившись, что пройти линию фронта невозможно… было принято решение переправиться обратно на правый берег… В 7 утра 29 сентября попали под обстрел, взорвался ящик с минами. Взрывом был убит один человек и пятеро ранено, из которых один умер через два дня… 1 октября вернулись в Ленинград». А это, между прочим, Невский пятачок – два километра вдоль фронта и пятьсот метров вглубь, где накануне шли жесточайшие бои. Когда немцы заняли позиции возле Московской Дубровки (название до 1941 года) на левом берегу Невы, то обнаружили, что окопы были заполнены телами убитых в предыдущих боях. Русские лежали рядом с трупами немецких солдат, а два передних края сблизились настолько, что в минуты затишья можно было услышать разговор, и даже кашель простуженных солдат противника.
В следующий рейд отряд отправляется 5 октября, и в нем уже только двадцать один партизан. На этот раз линию фронта пересекали в районе станции Погостье. «Вооружение отряда: полуавтоматов – 13 шт., винтовок – 2 шт., ППД – 2 шт., немецкий автомат – 1 шт., ручных гранат – 50 шт. Рацию получили в пути, но она не действовала…» Это тоже из архивных документов. И снова лесные тропы, ночные переходы, дождь, из еды – одна клюква, кругом враг, а позади – родной город. Из рапорта командира отряда капитана Хирхасова: «18 октября в 18 часов наткнулись на отряд противника 18-20 немцев. Вступили с ними в бой. В результате двадцатиминутного боя немцы с криками «ура» бросились в сторону от партизан и обратились в бегство, оставив двух убитыми и несколько раненых». Отряд продолжил выполнение поставленных перед ним задач.
Моряки-партизаны действовали в тылу противника до 9 ноября 1941 года – именно тогда отряд был расформирован. Что поддерживало этих людей, «не специалистов», до войны видевших оружие разве только во время армейской службы, в их бесстрашии и упорстве? Наверное, не только приказы руководства штаба партизанского движения, не только то, что «трудящиеся Балтийского бассейна, как и все советские люди, еще теснее сплотились вокруг Коммунистической партии и решительно встали на защиту завоеваний Великого Октября». Там, за спиной, в уже блокадном городе, оставались их семьи, близкие и родные люди, друзья, а в памяти – мирная жизнь, спокойное море и любимая работа. Нельзя было позволить все это растоптать, разрушить, предать огню и смерти.
И хотя это было только самое начало войны, и никто не знал, что предстояло выдержать еще четыре страшных года, балтийцы делали, что могли. К концу осени партизанское движение окрепло и окончательно сформировалось, и моряков отозвали обратно, на транспортный флот, перевозивший грузы для фронта и тыла. Но свою, пусть и партизанскую лепту, в борьбе с фашистами на родной земле моряки внесли. За период с 17 августа по 4 ноября 1941 года ими было проведено 15 боевых рейдов в пяти районах Ленинградской области. В результате партизанских операций фашистам был нанесен значительный ущерб: сожжен бомбардировщик, повреждены пути и стрелки на пяти крупных железнодорожных станциях, взорвано четыре участка железнодорожного полотна, уничтожены линии телефонной и телеграфной связи, убито 54 вражеских солдата.
За мужество и героизм многие моряки из отряда впоследствии были награждены боевыми наградами. Четверо — орденами Красного Знамени. Но самая лучшая награда для человека – это людская память. Так давайте никогда не забывать о том, что для нас сделали бойцы Красной Армии, партизаны и, в том числе, мирные моряки Балтийского морского пароходства.