Очень краткая история 1

Игорь Бестужев-Лада
Читатель окунулся с головой в мир политической борьбы 30-80-х годов XX века.
В этом мире — несмотря на хвастливое самоназвание одной из разновидностей земной фауны (Человек якобы Разумный) — нет и следа разума. Наука в нём служит обезображиванию земной поверхности и истреблению людей. Искусство — то, что на потеху публике, что затра¬гивает самые низменные инстинкты людей. Вся мораль — справить нужду на ближнем своём, переступить и пойти дальше. Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло. А Бога для этих людей действительно нет.
За вычетом всего вышесказанного остаётся политика. Не нами сказано: самое грязное на свете дело.
Однако, кроме макромира («большого мира») политики, существуют ещё по меньшей мере три других мира, равнопорядковых ему и не имеющих с ним ничего общего. Это — микромир («малый мир») личной жизни чело¬века. Микромир Высоцкого целиком отразился в его лирике.
Это — метамир («параллельный мир», «виртуальный мир») искусства, где главный интерес представляют поэтика и мелодика. В этом мире, по нашему разумению, Высоцкий «замыкает» Брон¬зовый век русской поэзии, открытый Маяковским. Точно так же, как Есенин «замыкает» Серебряный век, открытый Надсоном, а Некрасов — Золотой век, открытый Пушкиным. Правда, неизвестно, кто открыл Железный век, который продолжается последние двадцать лет, и кто его зак¬роет. Ясно одно: после смерти Высоцкого никого равного ему в русской поэзии (да, наверное, и не только в русской) не появлялось. Появится ли? Бог весть.
Наконец, это — мегамир («вселенная»), в который входит, как города в городскую агломерацию, всё вышеперечисленное.
Да, поэтика и мелодика, юмор и сатира, гражданственность и лиричность творчества Высоцкого очень незаурядны, выделяются на общем фоне резко, являются вы¬дающимися во всех смыслах этого понятия. Но вряд ли всего такого достаточно, чтобы объявлять Высоцкого самым значительным явлением русской культуры 60-70-х годов, если не всей второй половины XX века.
 
Дело ещё в том, что творчество Высоцкого, на наш взгляд, наиболее полно отразило особенности жизни его народа в эту эпоху. Мы уже упоминали о том, что он, пере¬фразируя общеизвестные слова одного человека о другом, стал как бы зеркалом нашей жизни в те времена. Или, перефразируя другой общеизвестный афоризм, на¬писал энциклопедию русской жизни того времени.
В мегамире поэзия, политика и даже самая Россия — всего лишь детали. Одни из множества других, по меньшей мере не менее существенных. Описывается этот мир толь¬ко историей человечества. Да ещё на фоне функционирования Солнечной системы в составе нашей Галактики и Метагалактики. И только на фоне этой истории проявляются действительные масштабы той или иной исторической личности.
Включая Высоцкого.
Самый лучший фон такого рода «моментальной фотографии» — всемирная история. Но для неё потребовалась бы ещё одна книга — потолще этой. К счастью, такая книга давно написана и читается, как принято говорить, на одном дыхании. Это — знаменитая «Краткая история мира» знаменитого Герберта Уэллса. В 20-х — 60-х годах она выдержала десятки изданий массовыми тиража¬ми практически на всех главных языках мира. В том числе (в 20-х годах) три — на русском. И теперь готовится четвёртое русское издание.
Уэллс начал свой труд с древнейших времён, а закончил первой третью XX века. Поэтому, приступая сегодня к очередному русскому изданию, пришлось вкратце поведать читателю, что произошло с человечеством в последующие десятилетия.
Но ведь это — как раз то время, в которое жил и о котором писал Высоцкий! Как раз то, что надо.
Познакомьтесь с «Очень краткой историей последних 80 лет XX века» и сами прикиньте в ней место Высоцкого.
Если это и «пушинка», которую «ураган смёл с ладони», то пушинка — очень и очень весомая.
Даже в рамках всемирной истории человечества.