Очень краткая история 5

Игорь Бестужев-Лада
4. К ЧЕТВЕРТОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
К концу XX в. жители планеты по имени Земля, пред¬ставлявшие три мира, о которых говорилось выше, окончатель¬но зажили настолько различной жизнью, словно жили на трех разных планетах Солнечной системы.
С жителями Первого мира произошло величайшее несчас¬тье. Им удалось успешно решить свои производственные, бы¬товые и даже досуговые проблемы — а без проблем, как изве¬стно, не может существовать ни один организм, не исключая и человеческий. Для них — по крайней мере, для подавляющего большинства из них — перестало быть проблемой наесться досыта трижды в день разнообразной и вкусной пищей, одеть¬ся по моде, обзавестись собственным домом и машиной. Была решена и проблема занятости: каждому, не согласному на низ¬кооплачиваемую и малопрестижную работу, выплачивается впол¬не достаточное пособие по безработице, а его «подменяет» на рабочем месте выходец из Третьего мира. Жизнь сотен милли¬онов людей в Первом мире свелась к сидению у компьютера на службе и у телевизора дома, а проблемы практически исчер¬пывались необходимостью сделать выбор, где и с кем провести вечер, уикэнд и отпуск.
Но нормальная человеческая психика не может выдержать такого благополучия! И вот ее приходится «взбадривать» раз¬ными фильмами ужасов, наркотическим эффектом, достигае¬мым с помощью рок-музыки, мордобоем на спортивных аренах, порнографией, смакованием всяческих скандалов — от семей¬ных до политических, наконец — просто сильнодействующими наркотиками. Но тогда на смену собственно культуре, с ее культами Милосердия, Любви, Разума, Добра — именно это давало человечеству силы, чтобы выживать в самых нечелове¬ческих условиях минувших веков и тысячелетий, — приходит антикультура, с ее культами Насилия, чисто животной случки («секса»), Дурмана наркотиков, Зла. И начинается нравствен¬но-психическая деградация человека.
Положение усугубляется развалом семьи и появлением семьи неполной, когда ребенок знает лишь одного из своих родителей — мать, массовой бездетностью, выморочностью населения, инфантилизацией молодежи, разрывом между поколениями, наконец, — естественным стремлением ставшего уже взрослым, но оставшего¬ся инфантильным существа и опекающей его кучи родственников заполучить какую-нибудь синекуру. Работать же за него должны мексиканец, негр, араб, индус, турок, югослав — кто угодно, только не он сам. Это уже деградация не отдельных людей, а целых поколений, деградация, развивающаяся по нарастающей — от по¬коления к поколению.
Не напоминает ли вам эта ситуация что-то уже имевшее ме¬сто в мировой истории? Конечно же, напоминает! Именно так начиналась агония всех цивилизаций Древнего Мира — до Рим¬ской империи включительно. Они буквально заживо разлагались, и их все еще живой труп растерзывали хищники. А в последних, как мы увидим ниже, недостатка в современном мире нет.
Жители Второго мира попали в еще худшую передрягу. Их «казарма» (реализованная утопия казарменного социализма) развалилась, а путь в Первый мир, к «рынку», который, в состоянии эйфории, вызванном крушением тоталитаризма, представлялся столь легким, на деле оказался тернистым. Оказывается, принудитель¬ные связи, на которых держалась казарменная экономика, не так-то просто заменить рыночными — особенно когда в экономике гипертрофирован не нужный более в прежних масштабах военно-промышленный комплекс, скрытая безработица достигает 25-30% и превращение ее в безработицу открытую, без должного социального обеспечения, грозит общественным взрывом, а среди тотально деморализованного населения продолжается повальное пьянство, повальное воровство и повальная «халтура» (недобросовестный, фиктивный труд). Распад же принудительных связей, на которых держалось тоталитарное государство, — да еще в условиях гос¬подствовавшего на всех уровнях государственного управления ав¬торитаризма, — неизбежно оборачивается борьбой за власть раз¬ных политических клик, национально-религиозной междоусобицей и самой настоящей гражданской войной, наглядный пример чего являют бывшая Югославия, Молдавия, Кавказ, Таджикистан, Афганистан, Камбоджа. И все это сопровождается разгулом безна¬казанной преступности, причем мафиозные группировки органически срастаются с коррумпированной частью госаппарата, что делает их неодолимыми.
В таких условиях успешное перемещение из Второго мира в Первый зависит целиком от уровня социально-экономического развития страны, степени ее зараженности «проказой тоталита¬ризма», уровня деморализации населения. Вот почему страны Вто¬рого мира выстроились на этом пути как бы цепочкой, во главе которой идут Венгрия, Чехия (и, строго говоря, бывшая ГДР в составе Германии), а замыкают шествие Россия и прочие респуб¬лики бывшего СССР, тяготеющие сегодня, по многим параметрам, скорее к Третьему миру, нежели к Первому.
Но труднее всего, конечно же, позавидовать жителям Тре¬тьего мира. Правда, последний быстро дифференцируется. Из него рывком выделились Арабские Эмираты, которые исполь¬зовали колоссальные доходы от нефти для подтягивания уров¬ня и качества жизни коренного населения до стандартов Первого мира (использовав при этом труд выходцев из других стран Третьего мира). Такой же рывок сделали капиталисти¬ческие страны конфуцианской цивилизации — Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, которые быстро догоняют японцев по уровню и качеству жизни. Нет сомнения, что в точности такой же рывок давно бы был предпринят и остальными стра¬нами той же цивилизации — и прежде всего Китаем и госу¬дарствами Индокитая, — если бы их не сковывал тоталитаризм. Кроме того, значительно продвинулись по тому же пути Мексика, Аргентина, Чили, Бразилия, Эквадор, Коста-Рика и ряд других стран Латинской Америки. Но подавляющее боль¬шинство населения Третьего мира продолжает оставаться в тисках отсталости и нищеты без всякой надежды увидеть свет в конце тоннеля. Мало того, разрыв в уровне и качестве жизни между Первым и Третьим миром нарастает лавинообразно.
Обычно обращают внимание на полуголодное существование большинства населения отсталых стран, на болезни и трущобы, на массовую неграмотность (или в лучшем случае малограмотность) и массовую безработицу, на практическую невозможность разре¬шить существующие проблемы в сколько-нибудь обозримом бу¬дущем — особенно при продолжающемся росте населения, при ежегодном появлении почти ста миллионов младенцев, которых надо обеспечить питанием, одеждой и жильем, учебными, а затем и рабочими местами. Меньшее внимание привлекает факт появле¬ния все новых и новых поколений, которые значительно отлича¬ются от предшествовавших тем, что они, если и не по книгам, журналам, газетам, то наверняка по телевизору постоянно и повсю¬ду узнают о существовании совершенно иной жизни, нежели их собственная, и начинают тянуться к ней с величайшей страстнос¬тью, не желая мириться с теми условиями, в которых они сами находятся. Перед ними, как перед сказочным богатырем в сказке, открываются три пути.
Первый: всеми правдами и неправдами пробираться в страны Первого мира и закрепляться там, пусть на самой малопрестиж¬ной и низкооплачиваемой работе, перетягивая к себе возможно большее количество родственников. Так сегодня каждодневно и поступают тысячи и десятки тысяч, а завтра неизбежно будут пытаться сделать то же самое сотни тысяч, а может быть, даже миллионы. Но Первый мир — не резиновый, и он, конечно же, будет защищаться от чрезмерного наплыва выходцев из других миров, тем более что новоприбывшие, естественно, требуют для себя тех же прав, льгот, синекур, комфорта, что и у аборигенов. Такой роскоши на всех не хватит. Поэтому первый путь был и останется реальным лишь для ничтожного меньшинства населе¬ния Третьего мира. Ясно, что это обстоятельство вызывает и будет вызывать растущее недовольство как в Первом, так и в Третьем мире, — недовольство, доводящее до кровавых конфликтов, начало которых мы сегодня наблюдаем воочию.
Второй путь: столь же естественная жажда «социальной спра¬ведливости», выражающаяся в мысли о том, что если уж и не может быть окончательно ликвидирована плохая жизнь, то пусть плохо будет всем подряд, для чего должна быть уничтожена раздражающая роскошь разных выскочек. Понятно, этот путь приво¬дит только к тоталитаризму, и ни к чему больше он привести не может. Что и происходит, как мы видим, в одной стране Третьего мира вслед за другой. А тоталитаризм, как мы помним, может существовать только за счет внутреннего террора и внешней вой¬ны. И вот начинаются массовые репрессии и войны, которые об¬ходятся зачастую в миллионы жизней и единственная причина которых — конфликт, возникающий в результате борьбы за самоутверждение двух или более тоталитарных лидеров (например, ирано-иракская война, унесшая более миллиона жизней).
Наконец, третий путь: распространение принципа «социальной справедливости» за рамки Третьего мира. Почему это США, с их какими-то жалкими несколькими процентами населения мира, по¬зволяют себе тратить около половины энергии, приходящейся на все человечество, и загрязнять природную среду в большей степе¬ни, чем все остальные страны мира вместе взятые? Ну, до США пока что трудно дотянуться. А вот почему крохотный Кувейт, с его игрушечной армией, живет на несколько порядков лучше, чем вооруженный до зубов Ирак, с его тысячами советских танков? Захватить его, а богатства распределить «по справедливости»! И вот иракские танки устремляются в Кувейт.
Правда, диктатор Ирака Саддам Хуссейн немного просчи¬тался во времени. Он начал вторжение в Кувейт как раз в тот момент, когда его союзник СССР разваливался на глазах. Начни он чуть раньше, и американцам было бы намного труднее оста¬новить его, потому что за иракскими танками стоял бы призрак советских межконтинентальных ракет.
Вторжение в Кувейт можно рассматривать как прообраз Чет¬вертой мировой войны. Неизвестно, кто, куда и когда вторгнется (причем вовсе не обязательно «вторгнется»). Но известно, что оружие массового уничтожения постепенно переходит в руки тоталитарных и мафиозных структур, и это значительно увеличивает шансы потенциального агрессора на успех. Известно также, что при существующем положении вещей у тоталитарного лидера-диктатора нет лучшего ответа на все растущую гору неразреши¬мых для него проблем, чем предъявить ультиматум — безразлич¬но кому: Вашингтону или Лондону, Бонну или Парижу, а может быть, для начала и Москве, — а затем появиться на балконе под торжествующий вой остервенелой толпы, чтобы сообщить, что одер¬жана великая победа... И что надо одержать еще одну.
Будем надеяться, что такая сцена произойдет за пределами начинающегося столетия.

* * *

История, по нашему разумению, не должна ограничиваться прошлым. И даже настоящим. Она обязательно должна логичес¬ки переходить в будущее. Правда, будущее нельзя знать, как про¬шлое. Зато можно выявить назревающие проблемы и наметить возможные пути их оптимального решения. Только в таком слу¬чае уроки истории могут стать полезными для настоящего и буду¬щего.
Выявлением назревающих глобальных проблем современнос¬ти занимается междисциплинарное направление научных иссле¬дований, называющееся глобалистикой. Основной ее вывод: при существующих тенденциях человечество не сможет пережить XXI век, в рамках которого почти неизбежно произойдет глобальная катастрофа. Невозможно каждые пять-десять лет, как сейчас, уд¬ваивать производство и потребление энергии. Невозможно каж¬дые тридцать-сорок лет удваивать число людей на Земле. Невоз¬можно без конца загрязнять природную среду, делая это в масш¬табах и темпах, характерных для второй половины XX в. Невоз¬можно допускать распространение оружия массового уничтоже¬ния до такой степени, что оно может оказаться в руках любого преступника. Невозможно отдавать себя во власть организован¬ной преступности. Невозможно допускать, чтобы инфантилизация человека, наркотики, антикультура вызывали дальнейшую дегра¬дацию целых поколений.
Это невозможно не только в силу нравственного императива, но и чисто физически, по принципу: этого не выдержит планета Земля. Поэтому грядущая глобальная катастрофа — это не мрачное пророчество, а назревающая комплексная глобальная проблема, которую надо решать под страхом гибели человечества.
Каким образом?
На этот вопрос отвечает другое междисциплинарное на¬правление исследований, смежное с предыдущим, — альтернативистика, изучающая пути перехода к цивилизации, альтерна¬тивной существующей и способной успешно преодолеть гло¬бальные проблемы современности. Пока что в сотнях моно¬графий, в тысячах брошюр, статей, докладов наметились основ¬ные контуры такой цивилизации: «низкая энергетика» (иными словами, энергетика, опирающаяся исключительно на «чистые», восполняемые источники энергии); «высокая устойчивость» (иными словами, восстановление нарушенных глобальных топ¬ливно-энергетического, материально-сырьевого, продовольствен¬ного, экологического, демографического и всех остальных ба¬лансов); «разоруженность» (всеобщее и полное разоружение), «экологичность» (недопущение загрязнения окружающей при¬родной среды), «подлинная человечность» (иными словами, торжество культуры над антикультурой). Остается сущий «пу¬стяк»: найти конкретные пути перехода от существующей цивилизации к альтернативной. Их усиленно ищут по меньшей мере пятнадцать последних лет, но никак не найдут.
Может быть, вам в этих поисках повезет больше, дорогой читатель?