На выставке

Юрий Кротов
                Н А    В Ы С Т А В К Е

    Октябрьский ветер свободно вливался в пустующие воскресного утра улицы,взметал то тут,то там устоявшуюся в углах и закоулках пыль,обдавал ею быстро шагающих прохожих.Та-
ково одно из неприятнейших предзимних явлений сибирской погоды - солнце,казалось бы,ещё высоко поднимается над горизонтом и щедро дарит всему живому благодатные лучи тепла и жизни, но воздух холоден,ветер постоянен,снега нет,лишь господствует мелкая,надоедливая пыль,легко сгоняемая порывами ветра с намёрзшей за ночь земли.

    Душевный настрой человека в это время года также осенний,предзимний;всё в нём как бы в раздумьи: жаль расставаться с начальным осенне-золотым покровом лесного царства,проз-
рачностью воздушного эфира,особенною теплотою лучей солнца... в то же время подспудно,
где-то в глубинах души чувствуется желание обилия пушистого снега,бодрящего мороза,тепла домашнего уюта настывшему телу.Эта осенняя поступь прячет все краски душевных движений и велений сердца человека куда-то внутрь,не дозволяет ему проявлять свои чувства внешне,открыто,с естественной свободой.Более того, в выражении лица его,в скованных движениях тела,в торопливой походке - пелена какой-то хорошо уловимой непроницаемости.
Так и хочется воскликнуть:"Воистину,если и не поступки людей вторят гармонии сообразностей божественной природы,то хотя бы их строй души и чувств сопредельны с ней."

    ...Двери импозантного Дома художника изредка открываются и закрываются. У дверей слева к стене прикреплён холст,красочно расписанный аршинными буквами,возвещающими об
открытии персональной выставки художника Талинова.

    ...Молодой человек,лет тридцати,крепкого телосложения,с поднятым воротником зимнего
пальто скорыми шагами пересёк перекрёсток и поспешил в направлении к описанному дому и,
ёжась от пронизывающего холодного ветра, просеменил к широкой,наполовину забранной толстым стеклом,двери.

    Открыв дверь,и,войдя в небольшое темноватое фойе,он отвернул воротник,снял перчатки
и,засовывая их левой рукой в карман пальто,спросил сидевшую в пустом гардеробе вахтёр-
шу.
    -Скажите,а выставка работает?
    -Работает,вот проходите сначала в этот зал - дверь налево от вас,а потом подыметесь
на второй этаж - там другой зал.Всё и посмотрите! - глаза пожилой женщины изучающим взглядом сверкнули в сторону посетителя над чуть спустившимися на переносицу очками.
    -Спасибо!

    ...В зале нижнего этажа было покойно: редкие посетители стояли у полотен и,как бы окаменев,вглядывались в детали изображённого на картине.Вошедший в зал человек в зим-
нем пальто с чёрным каракулевым воротником - Владимир Сергеевич Степанов,преподаватель одного из вузов города, он неторопливо достал из кармана записную книжку с карандашом и,
думая мысленно "откуда начать?",стоял у входа в какой-то оторопелой нерешительности.
Наконец,он придвинулся к крайней картине,висевшей справа от входа в зал и задумчиво
стал всматриваться в полотно.Реальный мир тихого внутризального окружения как-то медленно скрадывался,исчезал в сознании Степанова,но вырисовывался взамен ему мир красок,
импрессии цвета,сюжетных композиций.Черты лица его,только что скованные и сопряжённые с осенним ненастьем,как бы явили невидимому наблюдателю выразительность от воспринимаемого им мира художнических замыслов.Общение человека с явлениями творческого порыва и взлёта художника не может не взволновать душу и сердце;ведь,постижение гармонии красок,даже
малой её толики,заставляет чувствовать и предлагает думать ему соразмерно с его внут-
ренним совершенством.

    ...Страницы записной книжки наполнялись скорыми и неровными строчками от сопереживаемого им акта сотворчества с мастером кисти."Да,эта картина имеет глубину философии.Этот измождённый суровым климатом старый кедр некрасив,даже уродлив - имеет множество засохших ветвей,ствол частью оголён,частью сломлен жестокими ветрами Сибири.
Кругом в перспективе всё затуманено синеватой дымкой.Лишь слабые очертания гор виднеются вдали.А у ствола умирающего дерева на переднем плане в небольшой лощинке - пестрота и
многоцветье лесного покрова.Яркость и свежесть лесных цветов дарована вот этим старым
умирающим кедром:он защитил их от жгучих ветров своим исполинским стволом. Верхушка же
его всё ещё зеленеет молодой порослью,стремящейся продлить жизнь этого кедра. Жизнь неистребима..."
    -Простите,пожалуйста, - чуть с заметной дрожью в голосе,обратилась к нему молодая девушка,видом невысокого роста,со стройной фигуркой,с выпущенными из-под голубоватой вязаной шапочки светлозолотистыми локонами волнистых волос.

    Владимир Сергеевич оторвался от неоконченной записью фразы и дружественно,но с заметным удивлением посмотрел на неё.
    -Простите,пожалуйста, - повторила она уже несколько бодрее,- вот вы смотрите на картины и потом что-то записываете.Вы,наверное,искусствовед?
    -Ну,что вы,нет,конечно!Просто люблю живопись.А записываю так...ну,чтобы не забыть своих ощущений от увиденного,чтобы,так сказать,прочитав их некогда,снова,как бы наяву увидеть более из всего мне понравившееся.
    -А,вы,видимо,хорошо понимаете живопись? - воскликнула девушка.Глаза её с какой-то
задорной настойчивостью проявляли стойкий интерес к разговору.

    -Да я и сам не знаю,достаточно ли хорошо понимаю кисть художника, - простодушно
проговорил Степанов.
    -Когда я смотрю на полотна,то меня охватывает какая-то радость понимания или может быть познания,даже ещё неосознанная в первые минуты,но как-то хорошо прочувствованная. И
постепенно во мне вырисовывается своеобразный мир представлений.Может быть не сразу,но со временем,они,эти представления незаметно,исподволь вырисовываются в определённые характерные для данной картины мысли...Да,что мы стоим, - как бы спохватываясь,быстро
заметил он, - давайте вместе пройдёмте дальше.
    -Давайте! - чуть слышно проговорила незнакомка,утвердительно кивнув головой.

    Они прошли несколько вперёд,глядя на представавшие их взорам картины.Тут их взгляды
разом с какою-то одинаковою цепкостью были обращены на полотно,изображавшее сибирский зимний пейзаж с незамерзающей ключевой речкой. Владимир Сергеевич,ободрённый вниманием этой незнакомой девушки и польщённый её любопытными вопросами,легко и даже непринуждённо,
как-то органически улавливал в рассматриваемом образность мышления живописца. Чело-
веку свойственно дарить щедроты своей души лишь в редкостные минуты;он,уловленные тайны прекрасного,схваченные им в долгие годы познавательного труда и опыта ощущений,подспудно сохраняет в сокровенных уголках своего сердца,даже не зная об этом сам;лишь со стороны
другого,может быть,вскользь для него брошенной поощерительной фразы или слова,он являет нам откровение яркой,образной мысли и глубоко рассудочного чувства.

    -Вот посмотрите,по-моему,"Оленья речка", - подойдя чуть ближе к картине,сказал он и
тут же отошёл на прежнее место.
    -Как многое высказал здесь художник.Снеговое богатство выражает своей ослепительностью всё увеличивающийся световой день предвесенней поры - ведь,это радостное
явление в сердце человека,заждавшегося весны.Смотрите,вода ключа говорит нам о всём ко-
лорите,цветности зимнего дня,ближнего и дальнего леса.А кругом чувствуется плотность,наностность частыми ветрами необоримых снегов, которым вот-вот пора исчезнуть.
На фоне их - в перспективе готовящийся к жизни тёмныё,тёмный лес...
    -Да,правильно,мне тоже так кажется, - растягивая слова,выговорила спутница Степанова,находясь под впечатлением не столь увиденного,как услышанного.Она смотрела чуть исподлобья на картину и в момент произнесения ею последней фразы,уголками глаз взглянула на собеседника.

    Окончив осмотр зала,они, не торопясь,поднялись на второй этаж и с прежним интересом,
сосредоточенно вглядываясь в висевшие на разных уровнях холсты.Вот уже ими пройдена добрая половина экспозиции.Тут остановились они перед картиной "Апрельские снега"

    -Бывают дни в тайге - в марте,апреле,мае, - начал он без обычного своего вступления
"вот посмотрите",-когда чувствуется весна,её запахи,а кругом тишина,как-то трогательно
уютно и приветливо,мягко и солнечно! И вдруг огромные,плотные снеговые тучи заволокут всё небо.Начнётся ветроверть,пуржистость,снегопад...и как бы нечаянно вдруг станет окрест всё тихим,незлобивым.Пейзаж принимает вид недавно утраченного устоявшегося зимнего бытия.Обратили ли вы внимание на две ступеньки, - кивком головы и взглядом
глаз Степанов указал на картину, - которые вот у входной двери дома.Он показан нам лишь частью справа полотна.Часть же ступенек видна голой,чистой и как бы вымытой, -это уже после ненастья,видимо,высоко стоящим на небосводе,горячим солнцем проделана работа, -
снег стаял,но ступеньки не успели просушиться.Верхняя же ступенька,обнажившаяся из-под снега,покрашена охрой - элемент аллегорического утверждения в этих удалённых местах
человека-хозяина,олицетворение прочности присутствия его в таёжной стихии.

    А вот чуть в стороне видны свежие липкие наледи от следов недавно прошедшего к сараю человека.Вдали на втором плане ещё видно буйство плотных,густосерых масс снега и угрю-
мой облачности.Мне думается,что сквозная мысль в картине - величие человека,твёрдо стоящего на этой ещё малообжитой сибирской земле...

    Незаметно для самих себя они прошли пред всеми картинами.И,нарушая необычное для обоих несколько неловкое молчание,девушка открыто,с искорками счастливой благодарности в
глазах взглянула на собеседника,выказывая своей улыбкой юного лица вырвавшуюся из души человеческую радость.

    -Спасибо вам...ну,просто,спасибо за понимание живописи! Я не знала,что можно о картинах говорить так многое.

    И,не дождавшись ответа,взглянув мельком на часы,державшиеся не тоненьком чёрном
ремешке на левой руке,она поспешила вниз по широкой лестнице к выходу.
    -Всего вам доброго! - воскликнул Владимир Сергеевич.Он вдруг заметил,что продолжает
держать в руках записную книжку и карандаш.Перед тем,как засунуть их во внутренний кар-
ман пальто,он бросил взгляд на полуисписанный листок книжки,и до сознания его дошла последняя фраза: "Жизнь неистребима..."

    Он вышел на улицу,которая была наполнена спешащей толпой.Жёсткий осенний ветер с завидным постоянством порывами накидывался на прохожих; лица их сохраняли маску скованности,запечатлённой удручённости леденящим холодом вперемежку со стылой массой пыли,носимой неослабевающим ветром.

    Степанов шёл размеренно,не торопясь.Случайные взгляды встречных людей,обронённых на него, выражали недоумение и даже растерянность при виде его лица,озарённого каким-то
внутренним сиянием души человека,только что прикоснувшегося к таинствам прекрасного и
передавшим их отблеск чрез свою душу и чувства другому,могущему сопереживать творимое.
    "Жизнь неистребима..."- промелькнуло в его голове снова - "А более в нашей жизни
неистребимо желание мыслить.И радость новой мыслью возможна лишь в акте творчества, в мгновеньи чего-то познанного.И если ты эту радость с готовностью уступаешь другому -
мир для тебя,человек,прекрасен и светел.Даже,если пред тобой эта ненастная предзимняя пора с её мерзкой стылой пылью,взвеянной жёстким ветром сибирского края"ю