Разомкнутые объятия. Фильм Педро Альмодовара

Бадди Фазуллин
В некрепких объятиях европейского кино

Пожалуй, последним и единственным на сегодня оплотом настоящего «культурного» европейского кино осталась одна лишь Испания с ее первой скрипкой – Педро Альмодоваром. Конечно, Альмодовар еще не все испанское кино, хотя без него не сталось бы и самого термина «испанского кино», как и не было бы этой новой свежей испанской крови в современном европейском кинематографе, этой живой пульсирующей жилки, едва различимой на фоне стальных бицепсов экшнов, блокбастеров и перекачанных прессов астрономических кассовых сборов.

Глаза и мозг устали от элементарного до безобразия, одномерного мира проамериканской «баббл-гам» киноиндустрии, с ее извечным и наперед известным противоборством очередного порождения ада и, в сотый раз перелатанного, пододевшего новые лосины Супермена. Глаза и мозг устали от этой одноклеточности настолько, что любое отсутствие погонь и взрывов на экране уже способно авансом записать киноработу в разряд арт-хауса.

Одну из последних лент Альмодовара «Разомкнутые объятия» также можно с полным правом отнести к жанру кино о людях и для людей, одним словом – к вымирающему жанру «кино с человеческим лицом». Фильм не претендует на лавры гениальности, хотя в очередной раз показывает нам, что сюжет может захватить и без сложной дорогостоящей пиротехники, нагромождения компьютерной гиперреальности и прочих, выброшенных на потребу толпе сотен миллионов долларов.

Пересказывать сюжет ленты нет смысла, поскольку в нем нет четкой прямой линии от интриги в прологе до кровавой финальной развязки. В нем нет столь обрыдшего лубочного противоборства Добра и Зла, поскольку добро и зло, как всегда у Альмодовара, как и в реальной жизни, не пишутся здесь с большой буквы, они тесно переплетены между собой и крайне неоднозначны в оценках.

Как и в реальной жизни, множественные сюжетные линии героев, событий и поступков то бегут рядом, то неожиданно пересекаются, образуя сложный рисунок, так похожий на настоящую человеческую жизнь во всех ее ипостасях: взлетах и падениях, горестях и радостях, высоких чувствах, предательстве и любовных страстях.

И в очередной раз хочется отметить, что Альмодовар, в буквальном смысле – яркий художник: вне зависимости от темы повествования, он рисует все свои фильмы очень яркими, сочными, жизнеутверждающими красками. И кадр, как всегда у него, четко выстроен по законам живописи и архитектуры – по канонам Золотого сечения.

В который раз, в связи с этим, начинаешь проводить параллели с другим мэтром изысканного и «чувственного» европейского кинематографа – его итальянским коллегой Тинто Брассом. Имею в виду именно сходство с точки зрения живописности видения и построения кадра, как и используемой яркой, чувственной художественной палитры. Но и главная (пока еще) движущая пружина человечества – чувственность и секс, в равной степени ощутимы в работах обоих режиссеров.

В который раз не обошел Альмодовар стороной и свою самую «тонкую тему», задействовав в сюжете молодого человека с не самой популярной сексуальной ориентацией. Не вижу в самом этом факте ничего дурного. Тем более что постоянно затрагиваемая режиссером гомосексуальная тема не идет вразрез с новомодной политкорректностью: если статистика утверждает, что каждый n-й житель планеты имеет иные сексуальные наклонности, то почему данную пропорцию не отразить и на экране?

Но лично я отношусь к той категории граждан, которых до сих пор возбуждает не описанный персонаж, а жгучая брюнетка Пенелопа Крус. Думаю, зависимость здесь не строго прямая, если на протяжении долгих лет та же Пенелопа Крус служит Музой и для Педро Альмодовара, о сексуальных пристрастиях которого лишь ленивый не высказался.

Несмотря на то, что юной Пенелопу уже не назвать, тело ее практически идеально, не говоря уже о раскрытии и других ее актерских способностей (если речь идет именно о картинах Альмодовара, а не о ее голливудских киноподелках). Именно Альмодовару удается заключить эту средиземноморскую жемчужину в изысканную оправу национального актерского состава, пусть и не достигших ее звездного статуса, но от этого не менее талантливых и убедительных в своем лицедействе: Льюиса Омара, Бланку Портильо, Хосе Луи Гомеса.

Не могу назвать Педро Альмодовара своим любимым режиссером, но каждый новый его фильм стоит куда больше, чем вся эта пережеванная на тысячу раз киножвачка с непременным большим ведерком от попкорна, брошенным в проходе между рядов.

И вот, еще какая мысль пришла по просмотру: режиссер снимает фильм о режиссере, получается некая «картинка в картинке». Почему бы к этому странноватому кэрролловскому Зазеркалью не добавить маленькой режиссерской интриги: в вымышленном сюжете дать тему или название своей следующей реальной киноработы?..

Baddy El Riggo, 25.05.2011

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/