К вопросу о коррупции

Меморандум Одэрэ
   Воровство не может быть признаком идентичности любого народа, а тем более русского. Когда коррупция разрастается до национальных масштабов, объяснение воровства генетической склонностью к противоправным действиям выглядит как оправдание политической недееспособности.
   Декларативные заявления представителей власти «о необходимости ужесточения мер», наряду с отсутствием предложения позитивных материальных стимулов, звучат как безадресная претензия. Но претензия направленная в самоё себя говорит не о наличии способов решения проблемы, а о патологической  боязни перемен в условиях неопределенности социального развития. 
    Отказ от государственной идеологии на фоне отсутствия национальной идеи создает предпосылки к замещению культурных ценностей меркантильными интересами и приводит к растлению общества. Растление власти начинается с момента убеждения личности в тщетности общественных усилий. Подавление социальной инициативы делает эту убежденность устойчивой. Когда общественная деятельность перестает приносить удовлетворение, интересы человека смещаются в область текущих потребностей.
   Рост потребностей обусловлен множеством факторов и не ограничивается официальной потребительской корзиной. При низкой заработной плате в реальном секторе экономики и высоких потребительских ценах возможности наемного работника ограничены. Растущая потребность, не подтвержденная платежеспособностью, приводит индивидуума к поиску альтернативных экономических возможностей.
   Для организации собственного дела помимо временных и финансовых затрат требуются организационные навыки и определенный уровень знаний. Ограниченный управленческий опыт предпринимателя в условиях динамической правовой системы приводит к значительным организационным ошибкам. При низком уровне и теоретической отвлеченности образования возникает необходимость практического осмысления социально-экономических процессов.
   Прогрессирующая финансовая дестабилизация экономики создает дополнительные предпринимательские риски. Сокращение рынка сбыта товаров и услуг усиливает конкурентную концентрацию. Необходимость оптимизации хозяйственных связей перенаправляет деловую активность предпринимателя в область администрирования, подавляя производственную инициативу.
   В сложившейся ситуации государственная служба обретает значительную привлекательность. В условиях политических преобразований для грамотного администратора открываются возможности быстрого карьерного роста. Но стабильность трудовых отношений, учитывая динамику экономического развития страны, не решает задачи удовлетворения меркантильных интересов.
   В среде чиновников достаточно грамотных специалистов, честно и преданно служащих своему народу. Трудно найти здравомыслящего человека целенаправленно стремящегося разрушить экономику родной страны. Но если для рядового служащего  альтернативой надбавки к окладу за исполнение служебных обязанностей является премиальная взятка за «решение вопроса», то общественные интересы вступают в явное противоречие с личными.   
   Когда в управлении государством отсутствует адекватная система стимулов проявления инициативы рядового исполнителя, размытость долгосрочных перспектив при неопределенности идеи общественного развития сводит на нет попытки сформировать институт преемственности управленческих кадров, превращает администрирование во временный ресурс управления, а коррупцию в приемлемый параметр допустимых отклонений общественного устройства.
   Репутация чиновника превращается в разменную монету именно тогда, когда  социальный статус человека оценивается его властными полномочиями и финансовыми возможностями, а не вкладом в общественное развитие. Стремление к наживе в действиях госслужащего становятся преобладающими, а карательные меры реактивными, если угроза наказания компенсируется возможностью ухода от персональной ответственности.
   Коррупция обусловлена деятельностью человека, определяется качеством взаимодействия в управляющей структуре и выступает как процесс выбора цели по средствам достижения устойчивой связи между поощрением и наказанием. Причины возникновения коррупции кроются, прежде всего, в социально-экономических условиях развития общества.
   В рыночных условиях динамическая правовая система, подавляя конкурентную среду, превращает конкуренцию в основной фактор  возникновения кризиса. В условиях кризиса административный ресурс при прочих равных условиях превращается в конкурентное преимущество, а теневое администрирование в эффективный механизм экономического влияния.
   Стимулом обретения статуса госслужащего становится возможность получения личной выгоды. Круговая порука, на основе взаимного компромата в среде чиновников, делает риск наказания оправданным, а поощрение за противоправные действия несоизмеримым с государственными стимулами.
  При деформированном трудовом законодательстве компромат становится действенной мерой, превращается в эффективное средство управления. Государственный контроль не оправдывается ожидаемым результатом, а приводит к увеличению организационных затрат и проникновению коррупционной составляющей в контролирующие органы власти.
   В условиях тотального контроля связать свое окружение круговой порукой не легко, но достаточно «заинтересовать» подотчетное лицо сделать первый шаг, пообещав свое покровительство в случае возникновения проблем, и оно уже готово на второй из-за угрозы раскрытия первого.   Коррупция превращается в вынужденную меру, в «оправданный» способ обеспечения «достойного» уровня жизни себе и своим близким.
   Отсутствие целостной концепции развития государства создает неопределенность  целеполагания, сводит практическое осмысление своей деятельности чиновником к минимуму самосохранения. Ставка на скорость внедрения государственных программ становится тщетной, когда время, отпущенное на решение вопроса, тратится на поиск причин бездействия и определение способа ухода от ответственности.
   В сложившейся ситуации усиление личностного фактора руководителя приводит к деформации организационных стимулов управления и последующему скрытому саботажу. Возможность подмены понятий превращается в действенное средство защиты, в оправдание причины своего бездействия как следствия абстрактных неудач политического руководства.
   Ссылки на саморегулируемость рыночной модели экономики сводятся к категории манипуляции общественным сознанием с целью ухода от ответственности. Экономическая дестабилизация производственных отношений становится причиной усиления коррупции, вызывающей социальные явления разрушительного характера способными поставить под угрозу любые преобразования.
   В условиях деструкции экономики естественной потребностью правительства становится наличие управляемого механизма проводимости стратегических решений. Создание лояльной партии путем раздачи чиновникам членских билетов, решает проблему только при внятной государственной политике, наличии конструктивной идеи на основе целостной экономической концепции. В противном случае такие действия таят в себе значительную угрозу стабильности осуществления власти в управляющей структуре.
   Вместо реализации модели управления государством посредствам контролируемого парламентского большинства создаются предпосылки устойчивой зависимости правительства от меркантильных интересов госслужащего. Лидер государства, являясь номинальным лидером  правящей партии, попадает в двусмысленную ситуацию. Механизм созданный для поддержания стабильности начинает работать в холостом режиме.      
   Любые антикоррупционные действия наталкиваются на растущее сопротивление проводимости организационных решений в вертикали власти. Конструктивная инициатива сверху затухает дойдя до низших эшелонов власти и гаснет в сознании исполнителя, проявляясь лишь в бюрократическом откате, принося иллюзорную пользу и нанося значительный урон государству в виде несоизмеримости затрат на внедрение с отрицательным коэффициентом полезного действия относительно затраченных ресурсов.
   Все чаще раздается критика действий политического руководства, но критика ради критики ведет к разрушительным последствиям. Обвинения в адрес руководства страны не безосновательны, но ни один даже самый талантливый руководитель не способен решить социальные проблемы без поддержки наиболее активных слоев населения.
   Невозможно рассчитывать на поддержку разобщенных масс, когда каждый из членов общества занят поиском решения личных проблем. Сила власти в ее единстве с народом и если власть не идет на сближение, то народ идет на сближение с ней. Перерастет ли это сближение в деструктивное столкновение или нет, зависит от нас с вами сегодня.
   В настоящее время назрела необходимость создания консолидированного общественного движения, объединяющего в себе все конструктивные силы  постсоветского пространства, способного обеспечить общественный контроль действиям властных структур. Требуется механизм одобрения и поддержки креативных преобразований действующего руководства страны на момент принятия решений. Независимо от того, как будут проведены преобразования с учетом общественного мнения или без него, но последствия действий правительства придется ощутить каждому.