У речки Черной

Серафима Трунова
Фото: слева - Черная речка(с сайта http://www.po-73brigada.narod.ru), сверху - надпись на памятнике у Двора Охраны, снизу - глиняный горшок, найденный на месте бывшей деревни Тортолово)


Впервые я увидела речку Черную на карте Ленинградской области. Даже на полукилометровке она обозначена совсем тонкой линией. Но меня речка сразу привлекла, тем более, что находится она недалеко от нашей дачи, а рек у нас очень немного. Всю зиму я мечтала сходить туда, представляла, какая речка красивая и как в ней много разной рыбы...

Так редко бывает, но она оказалась гораздо лучше, чем я предполагала – шире, красивее, интереснее. Казалось, она манила меня за собой, в какие-то неведомые дали, чудесные, светлые, желанные. Примерно так и оказалось...

 Под мостом я нашла два диска от пулемета и патроны. Я знала, что в наших краях проходили бои, и что в лесах полно всякого «железа с войны». Да что там в лесах – прямо на участках люди находили каски и саперные лопатки, а иногда и неразорвавшиеся снаряды. Но тогда я представляла себе все это очень смутно – думала, что следы войны равномерно распределены по Ленинградской области...

Черная речка заставила меня приняться за изучение истории. Я читала документы, воспоминания фронтовиков-участников боев на реке Черной, изучала старые карты и схемы сражений... Наконец у меня сложилось довольно целостное представление о боях под Ленинградом. Я поняла, что раньше о блокаде и ее прорыве не знала ничего... Я хотела написать о том, что узнала, но автор Николай Старорусский опередил меня – см http://www.proza.ru/2011/01/13/968.

Добавлю, что по обоим берегам Черной и недалекой от нее Назии до войны находилось около 20 деревень. Сейчас на картах вы их не увидите. В лучшем случае на месте некоторых из них – название урочища по названию бывшей деревни(урочище- участок, местность, отличающаяся от окружающей какими-нибудь естественными признаками, напр. лес среди поля, болото и т. п. – из словаря Ушакова): ур. Вороново, ур. Гайтолово, ур. Апраксин Городок.  В войну многие из этих деревень были опорными пунктами противника. Теперь остались лишь полянки и осколки печных кирпичей...
Места там пустынные, грибники  предпочитают не соваться  в болота у берегов Черной и на изрытые окопами высотки.
Оживает лес только весной, в сезон поисковых работ. А летом опять там тихо и безлюдно. И редко можно встретить одинокого рыбака на речке Черной да группу «черных копателей».