Сказка о верности брата

Екатерина Шульга
 
Жили, были на Белой Руси два брата. Алексей и Ваня. Родных у них не было, поэтому-то старший брат был всегда занят работой, а младший оставался один. Жил малыш своей беззаботной жизнью, ни о чем не тужил. Всё бы ничего, да пришел в ту деревню колдун. Был, он стар, некрасив, завистлив. Увидел старик среди прочих ребят красивого мальчика и задумал недоброе. Проследил колдун, в какой дом мальчишка зашел и взмахнул рукой. Тут же взметнулось над домом  зарево. Мальчик, как увидел огонь, испугался.

 Не прошло и часа, а от большого дома ничего не осталось, только головешки тлели. Не успело пожарище затихнуть, как обрушилось на братьев ещё одна беда. Прямо на глазах мальчика зачахли побеги на большом, некогда зеленом поле. Погиб урожай. Заплакал мальчишка. Вот в это-то время и подошел к нему колдун.
- Что случилось, малыш?
Рассказал Ваня о несчастьях, что свалились на их с братом, головы. Посочувствовал старик.
- Да, это большое горе. Но, ты не волнуйся. Я волшебник и помогу тебе. И дом ваш будет, как новый и урожай родится добрый.
 
Мальчишка был ещё очень мал и доверчив, вот почему, он взглянул на старика с надеждой, а тот уверил.
- Всего-то и попрошу, отдай мне тепло своего сердца. Не пожалеешь.
Мальчишка закивал головой и только когда сделал это, сообразил, что не дело это сердце своё терять и добавил.
- Я готов отдать вам частичку своего тепла. У меня, его много и я буду рад поделиться этим с вами.
Услышал старик последние слова мальчика, даже в лице потемнел от злости, но поклонился и ответил.

- Как скажешь!
Оглянулся Ваня, а он уже один стоит на дороге. Перед ним дом стоит, будто и не было пожара, а за домом ветер колосьями на поле играет. Собрался, было, Ваня порадоваться, да не смог. Сердце, потеряв часть своего тепла, стало остывать. А Ванюшка, хоть и был мал, а сразу понял, что произошло. Отдав тепло сердца, станет он, однажды, злым и жестоким человеком. А вот быть таким, Ване не хотелось.
- И не буду. – Сказал мальчик, прилег на кровать и заснул.
 Брат с работы вечером вернулся, глядит, Ванюша спит. Попытался его разбудить, не получается. Он и так и этак, не выходит ничего. Пошел к старикам, а те только головой качают.

- Не понятное что-то с мальчишкой случилось. Без злых чар тут не обошлось.
Пошел брат к ребятам, что с Ваней играли. Поговорил с ними и узнал, что подходил к ним странный человек и, что вскоре, ушел он вслед за Ваней. Алексей расстроился и вот в это-то время увидел в небе птицу. Огромный орел кружил над головой. Пришел Алеша домой, а птица уже во дворе сидит. А как  хозяин появился, снова взлетела. Понял Алеша, это не спроста, Птица манила его за собой. Собрал Алеша нехитрые пожитки и отправился в путь. И так, шел, Алеша, шел пока не добрался до леса. А тут как раз и темнеть начало. Вошел он в лес, видит, орел в сети бьется, а сеть та к дереву привязана. Удивился Алексей, закричал.

- Ах ты, душа моя! Как же ты здесь оказался?
Перерезал силки и освободил орла. Покружила птица над ним, попрощалась и скрылась из глаз. Потеряв провожатого, Алеша, хотел, было расстроиться, да оглянувшись, старца увидел. Подошел к нему, поздоровался.
- Здравствуй, добрый человек. Я колдуна ищу. Не знаешь такого?
- Разыскиваешь колдуна Бора?  Зачем он тебе?
- Мой брат от его заклинаний уснул, и проснуться не может. Не подскажешь, где найти его?
- Подсказать не сложно, но цена у этой подсказки высокая. Придется отдать силу своих рук. Сделаешь это, укажу дорогу.

Согласился Алеша.
- Забирай, старец силу. Зачем она мне, если защищать некого.
Старик рассказал Алеше куда идти, потом пошептал что-то над его головой и пропал. А как он исчез, то почувствовал Алеша, как руки его отяжелели. Дошел он до реки, вдруг видит, в реке барахтается кто-то. Оказалось, это уточка от зубастой щуки отбивается.
- Ах ты, душа добрая, как же тебе не повезло!
Бросился Алексей на выручку. Долго Алеша боролся с рыбиной, но, одолел все-таки. Вытащил уточку, обогрел, обсушил, накормил, а потом, отпустил. Поплелся Алеша дальше. Смотрит, на его пути каменное изваяние стоит, а на самом верху, как в большой чаше огонь реет, а над ним голубка летает. Пригляделся Алеша и понял, не просто так птица стонет и бьется. Взобрался на изваяние и даже вскрикнул от удивления.
- Ах ты, душа-душенька, да как же это могло случиться?

А удивиться было чему. Возле изваяния дерево стояло. Вот в её густой кроне и свила голубка себе гнездо, да вот беда, крошечный птенец вывалился из гнезда, зацепился он за веточку и из последних сил крылышками махал, взлететь пытался. Не получалось. Ещё немного, ещё чуть-чуть и птенчик упадет в огонь. Подхватил Алеша птенца и посадил в гнездо.
- Расти малыш.
И отправился дальше. Идет Алеша, а его мужик догоняет. Поздоровались. Мужик говорит.
- Давно в наших краях чужие не появлялись. Что привело тебя сюда?
Рассказал Алеша о братишке, о колдуне. Усмехнулся мужик.
- Знаем такого. Но, если хочешь его найти, надо слово заветное знать, иначе не пройдешь мимо пса, что сидит на дворе Бора.

- А не подскажешь ли мне этого слова.
- Подскажу. Но за слово, платить надо.
- Чего же ты хочешь?
- Не дорого возьму.  Отдай мне то, что нашел. 
Расстроился Алеша. Отдавать-то нечего. А мужик не верит.
- А птицу, не ты ли в силках нашел?
- Я, – ответил парень. – Так она улетела, отпустил я её. Зачем мне птица.
Покачал мужик головой. Опять спрашивает.

- А уточку, разве, не ты спасал?
- Я. – Опять говорит, Алеша. – Так отпустил я её. Не домой иду, сам, знаешь, а в пути, зачем обуза?!
Покачал мужик головой.
- А голубей не видел?
- Видел. Летают теперь, наверное, где-то на приволье.
Старик окинул Алешу взглядом неодобрительным, а потом сказал.
- Ну, раз нет у тебя ничего, то отдай мне силу ног.
Подумал Алеша и махнул рукой.

- Зачем мне эта сила, если жить мне придется одному. Забирай.
Тут же, прямо на глазах, Алеша сгорбился, согнулся, как старичок, а мужик сказал хмуро.
- Запомни - пес, что сидит у входа колдуна, как и все в его доме, заколдован. Когда войдешь в дом, налей ему водицы, а когда пес воду выпьет, крикни громко заветные слова.
Потом, прошептал Алеше те слова и тут же исчез. Поплелся Алеша дальше, глядит, а его молодой человек догоняет. Спрашивает парень.

- Далеко же ты забрел, путник. Ищешь кого-то?
- Да, колдуна Бора разыскиваю.
Парень взглянул на Алешу и сказал сочувственно.
- Есть такой в деревне. Дом его стоит на окраине села, на самом отшибе. А что тебе от старика нужно?
- Брат мой уснул и я не могу его разбудить, говорят Бор смог бы мне помочь.
- А так ты брат мальчишки, который отдал колдуну частичку тепла. Повезло тебе, а ему ещё больше. Если бы не это, то умер бы твой брат. Чтобы разбудить мальчишку, тебе придется расстаться с жизнью. Готов ли ты сделать это?
 - Да! Зачем мне жизнь, если я больше никогда не увижу своего маленького братца. Смерть – удел поживших людей.

- Подумай хорошо. На самом-то деле ты молод, силен и полон жизни. Тебе бы жить и жить. А придет время, ты женишься, и у тебя родятся дети. Не жалко терять будущее?
- Нет. Не жалко. Мне Ваню жалко. Это он должен жить. И жить долго и счастливо.
- Ну, что же - иди, но не забудь, то, что я  сказал тебе.
Попрощались они, и парень пошел в одну сторону, а Алеша в другую. Дошел Алеша до деревни, нашел одинокий дом и вошел в него. Смотрит, сидит на крыльце огромная псина. Увидел пес гостя, зарычал. Страшно Алеше, но достал он миску, налил в нее воды, а рядом кусок мяса положил и к собаке пододвинул. Пусть поест, водицы попьет.

Однако пес на его угощение даже не взглянул. Расстроился Алеша но, кручиниться не стал, знает, придет время, и пес проголодается. Незаметно пролетела ночь, а за нею и заря ясная взошла. И только когда показались первые лучи солнца, собака встала со своего места, подошла к миске и скушала то, что Алеша для неё приготовил, а потом и воду выпила. Увидел это Алеша, закричал.
- Заря-зареница, красная девица, забери грозного сторожа в свои светлые горницы.
Собака тут же пропала, и Алеша бросился в дом. Вошел, а там девушка сидит, на него смотрит ласково.
- Проходи мил человек. Скажи, что тебя привело в это уединенное место?
- Здравствуй хозяюшка. Говорили мне люди, что здесь старик Бор живет. Я к нему пришел.

- Колдуна ищешь? - удивилась девушка.
- Он брата моего заколдовал.
- Да, я знаю об этом. А тебе разве не говорили, что ты  умрешь, если будешь спасать брата.
- Говорили. Но мой брат слишком молод. Он ничего плохого не делал и ещё ничего не видел в жизни. За что он должен умереть? Это неправильно. Я готов заменить его.
Встала девушка, подошла к брату, заглянула в глаза и успокоила.
- Тебе не придется умирать. Я вижу, какое доброе сердце бьется в твоей груди. Вижу и светлые помыслы. Такое сердце должно биться и любить.
 
- Как тебе знать об этом, душа-девица? – Поразился Алеша.
- А я душа злого колдуна Бора. Это я нашла тебя и привела его в ваше селение. И старик сделал то, что делал всегда - совершил злой поступок. Но, ему не повезло. Твой брат отдал ему всего лишь частичку тепла, а ты, как и ожидалось, последовал на его поиски. – Девушка улыбнулась и сказала ласково. – И, спасибо тебе, что не раз спасал меня от жестокой участи.
Посмотрел парень на девушку с сомнением. О чём она говорит? А девушка на небо указала и спросила.

- Не ты ли выпустил орла из неволи?
Алеша плечами пожал.
- Эта птица попала в сети.
Девушка кивнула головой и объяснила
- Это была я. Колдун поймал меня и погубил бы Душу свою светлую, если бы ты не помог.
Молчит парень. А девушка снова спрашивает.
- А уточку, не ты ли спасал?
Улыбнулся Алеша.

- Да, пришлось. Не повезло бедняге, чуть не угодила в пасть зубастого зверя.
- Это я шла по следу Бора, хотела, помешать ему, да он заколдовал меня уткой и бросил на корм страшной рыбе. Ты спас меня от неё. А голубке, не ты ли помогал?
Алеша даже отмахнулся
- За малыми, да слабыми всегда приглядывать надо. Какие могут быть вопросы. Я птенчика спасал.
Привстала Душа, протянула Алеше цветок.
- За это и благодарю. Я долго тебя проверяла и довольна тем, что ты добрый, сильный и верный человек.

А старший брат дом оглядывает.
- Если ты здесь, Душенька, то где же  Бор?
- А вот его я и жду. И ты, добрый молодец, мне поможешь. Вернем старику его добрую душу, и все станет по-другому. И Ваня твой проснется и к тебе силы вернутся.
Рассказала девушка, что он делать должен и стали они ждать. Только на третий день послышались шаги старика. Вошел Бор в горницу, взглянул на парня и усмехнулся.
- Нашел, значит, меня?

Кивнул парень головой.
- Молодец! Зелье я тебе приготовлю, будешь давать его Ване, пока не поправится.
Растопил колдун печь, приготовил зелье и подал Алеше. Вот тут Алексей цветком взмахнул и тут же крепко схватил старика за руки, не отпускает. Вышла Душенька, подошла к старику, приняла руки старика из рук Алеши и песню запела. И, чем дольше она пела, тем моложе и красивее становился старик. И к тому времени, как песня закончилась, превратился старик в крепкого молодого человека. Затихли последние слова песни. Девушка тут же медленно растворилась, лишь на Алешу с благодарностью взглянула. Парень, как её не стало, готовое зелье тут же уничтожил и сказал просто.
- Поживи у меня ещё несколько дней. Зелье для брата твоего сложное, за один день его не приготовишь.

Только через два дня лекарство для Вани было готово. Отдал его Бор Алеше и предупредил.
- Будешь давать лекарство, смотри, чтобы мальчик выпил его всё до капельки. Тогда он быстро на поправку пойдет. Тогда и следов от злого навета не останется.
Пообещал Алеша сделать всё так, как велено, и отправился домой. Пришел, а там, девушка-соседка, за братом ухаживает.
Посмотрел Алеша - в доме чисто, красиво, да и за Ваней, видно, ухаживали.
- Спасибо тебе, Душа добрая! За внимание и ласку. Нам это особенно дорого сейчас.
Девушка скромно улыбнулась.

- Когда нравится парень, чего не сделаешь. – Ответила так и смутилась.
А у Алеши душа встрепенулась от ласковых слов, а в сердце огонь загорелся, больно уж хороша девица. Видел он их много, а таких красивых как эта, не встречал. Напоили они Ванечку лекарством. Всё до капельки споили, и братишка выздоровел. Всего-то и прошло день или два, а ребенок уже бегал по двору и даже не вспоминал о старце. А вот девушку запомнили оба, и через два года это была уже большая и дружная семья, и жили они, как в сказке, долго и счастливо.