Моя злосчастная Россия 9

Игорь Бестужев-Лада
Глава 9.  ПЕРЕХОД  В  КАЧЕСТВЕННО  НОВОЕ  СОСТОЯНИЕ (1-я пол. ХХ1 в.)
   Диктатура компьютера-интернета.
1.
Всего несколько лет назад это показалось бы чистейшей фантастикой. Сегодня фантастика становится реальностью на глазах. Всего несколько лет назад сообщения о том, что инженерам известны принципиальные черты четырех следующих поколений компьютера и информационных сетей типа Интернета, казались, по меньшей мере, дискуссионными. Сегодня мы видим воочию первый «росток» первого нового поколения – только что ставший привычным «мобильник», напрямую связанный с Интернетом.
Пути преобразования «мобильника» в столь же портативный ноутбук высокой информативной емкости инженерной мысли уже известны. Сложнее обстоит дело с монитором. Но и здесь известны принципиальные решения: либо надвигающийся на глаза шлем типа того, что мы видим на велосипедистах, либо «спец-очки», дающие тот же эффект, что и сегодняшний компьютерный монитор.
Создание такого компьютера нового поколения произведёт в жизни человечества переворот более сильный, чем те, которые дали все механизмы, приборы, аппараты и машины с древнейших времён до наших дней. По сути, виртуальный мир компьютера во многом уравняется с реальным. Можно будет продолжать ездить за какой-то информацией на учёбу, на работу, в командировку, в турпоездку, к друзьям и знакомым. А можно будет получить всю необходимую аудио- и видеоинформацию, не выходя из дома.
С одной стороны, это большое благо. Экономится время и горючее, не наносится ущерб природе, сокращается астрономическое сегодня число жертв на дорогах и т. д. С другой стороны, придётся создавать искусственные условия для личного общения людей. Иначе человек станет  Маугли в своих «электронных джунглях». Кроме того, откроются дополнительные каналы для преступности, особенно для терроризма. Если сегодня умелый хакер может вывести из строя  своим «вирусом» тысячи компьютеров, ограбить банк на миллионы долларов, взорвать радио-управляемую мину, то завтра – при уравнении виртуального мира с реальным – можно будет парализовать информационную систему целой страны, «взорвать»  её экономику (такие попытки успешно предпринимались в конце ХХ в., задев в 1998 г. и нашу страну), безнаказанно унести жизни  уже не сотен, а сотен тысяч людей. Это означает, что «компьютерного преступника», тем более, «компьютерного террориста» - во избежание хаоса и чудовищных человеческих жертв – придётся арестовывать не после совершения им преступления, а превентивно, до. Для чего потребуется принципиально иная организация судопроизводства, полиции, вооруженных сил.
Всё это ожидается в США и Японии на протяжении ближайших 5-10 лет, в остальных странах мира, включая Россию, - на 10-15 лет позже. Вспомним: всего 10 лет назад привычный ныне мобильник был редкой экзотикой.
Второе будущее поколение компьютера ожидают всего на 5-10 лет позже первого. Оно, по мнению многих специалистов, скорее всего, примет характер целенаправленных компьютерных медицинских программ. Человек, обзаведшийся подобной программой, получает как бы «поликлинику на дому». Компьютер может круглосуточно производить анализы всех органов человеческого тела, ставить диагнозы и давать рекомендации. Нетрудно представить себе, насколько облегчается при этом работа врача. А главное – существенно продлевается жизнь человека, сохраняется его здоровье. Такое благо, конечно же, бесценно. Но нельзя забывать, что и здесь одновременно открываются каналы для преступного манипулирования личностью человека. Так что для такого «яда» и тут потребуется своевременное «противоядие».
Третье будущее поколение компьютера (еще на 5-10 лет позже), по тем же оценкам, скорее всего будет связано с целенаправленным изменением физического и психического облика человека. Кому из нас не хотелось бы иметь нормальный рост и вес, «правильные» черты лица и фигуры, стать не истеричным холериком-меланхоликом, а жизнерадостным сангвиником? Уже сегодня в большом ходу «рецепты похудания», пластические операции и т. п. Компьютер в принципе способен «подкорректировать» облик человека более эффективно. Мало того, он способен «запрограммировать» не только пол ребёнка, но и его будущий облик. При этом отпадают кошмарные ныне демографические проблемы. Младенцев «из пробирки» можно наготовить столько и таких, сколько и каких прикажет начальство.  Только нельзя забывать, что человек – животное не столько общественное, сколько стадное, подверженное стадной моде. Как будет выглядеть человеческое общество, если все будут выглядеть «на одно лицо» (модное)  и обладать «одинаковым характером» (модным)?
Уже здесь мы видим опасность умаления собственно человеческого начала и усиления  «надчеловеческого», «сверхчеловеческого», нечеловеческого в человеке. Эта опасность, если не учесть её заранее, способна привести человека и человечество к катастрофе.
Еще более соблазнительно (и, может быть, еще более катастрофично) четвертое – и последнее в поле зрения наших сегодняшних «технарей» - поколение компьютера: его симбиоз с человеческим организмом и появление принципиально нового, кибернетического организма, киборга.
Соблазнительно потому, что во многих отношениях машина гораздо эффективнее человека (правда, тут смотря что понимать под эффективностью). Как известно, человеку свойственно ошибаться, Ошибающаяся же машина – брак, идущий в металлом. Туда же отправляются влюблённая, впадающая в грех, раскаивающаяся, увлекающаяся, безобразящая и т. д. машина. Главное же, человек-машина всегда возьмёт верх над просто человеком, особенно над благородным мечтателем, подчинит его себе, превратит в своего раба. Основатель кибернетики Роберт Винер предупреждал, что если не остеречься, человек со временем сделается рабом компьютера, рабом машины.
Вопрос сводится к тому, чего остерегаться и как остерегаться.
Впрочем, без киборга человечеству ХХ1 века всё равно не обойтись. Становится всё более ясно, что осваивать Луну, Марс, Венеру, всю Солнечную систему, океанские глубины, высокогорья и т. д., скорее всего, придётся именно киборгам, специально приспособленным для жизни в такой среде.
Так что, вероятно, человеку предстоит научиться уживаться с киборгом.
2.
Параллельно с четырьмя будущими поколениями компьютера специалисты видят четыре будущих поколения информационных сетей типа Интернета.
Ясно, что Интернет не навсегда останется тем «информационным хаосом», каким он является сегодня. И не потому, что он на 90% забит, мягко говоря, неконструктивной информацией, а потому, что в условиях уравнивания виртуального мира с реальным, он может стать слишком опасным для существования человечества. Если сегодня двое подонков, почерпнув из Интернета необходимую информацию, убивают  десяток и ранят несколько десятков человек, то завтра такие же подонки, с помощью Интернета, снесут полгорода, а то и целый город.
Речь не о цензуре, а о способах «отсечь» информацию, опасную для миллионов людей, о превращении «информационного хаоса» в «информационный космос», куда вход преступникам запрещен или хотя бы затруднён. Произойдёт это обязательно. Произойдёт в самое ближайшее время. Вопрос только в том,  произойдёт ли после чудовищного террористического акта или до него. Или, точнее, сколько подобных актов способно вынести человечество, прежде чем перейдёт к самообороне.
Это и будет первое, после современного Интернета, будущее поколение информационных сетей.
Коль скоро «информационный хаос» - под страхом смертной казни человечества – превратится в «информационный космос», на последний можно будет возложить задачи, человеческому разуму непосильные. Например, вычислить время и место зарождения урагана, чтобы «погасить» его в зародыше, скажем, электроразрядом. Или вычислить время и место очередного землетрясения, чтобы серией целенаправленных взрывов «смягчить» смещения на земной поверхности. Если же начать строить сейсмостойкое жильё, автоматически отключать коммуникации при определенном балле Рихтера, автоматически включать «лежачих полицейских» на автодорогах, чтобы избежать автокатастроф – можно будет в разы уменьшить число жертв землетрясений. Или вычислить время и место грядущего наводнения (цунами), чтобы заблаговременно предупредить жителей и дать им возможность спасти себя, скот, имущество. Или вычислить время и место падения на земную поверхность крупного небесного тела, чтобы успеть отклонить его траекторию или рассыпать в прах атомной ракетой. Этот перечень можно продолжить, и он составит второе будущее поколение информационных сетей.
Коль скоро, однако, информационные сети оказываются способными совершать такие подвиги, почему бы не заставить их работать в эвристическом режиме? Дал команду: чтобы никаких ураганов, землетрясений, наводнений, опасных метеоритов  - а там уж информационные сети пусть сами разбираются, как этого достичь. Это и будет третье, предпоследнее, будущее поколение информационных сетей.
А теперь представим себе, что информационные сети, работающие в эвристическом режиме, столкнутся с задачами, перед которыми человеческий разум пасует. Например, какой мы хотели бы видеть земную поверхность и по каким критериям оптимума? Каким мы представляем  освоение Луны, Марса, Венеры, спутников «больших планет» Солнечной системы? Ведь одна серьёзная ошибка в расчётах – и нет больше человечества.
Можно ли и нужно ли «оптимизировать» саму Солнечную систему, Галактику, Метагалактику? И по каким  критериям? Вот уж, поистине, вряд ли это человеческого ума дело. А для информационных сетей – просто очередная сложная задача.
Так, может быть, на этом уровне развития информационные сети перестанут быть просто «сетями», а превратятся в то самое «лучистое человечество», о котором мечтал в своё время К. Э. Циолковский.
3.
Таким в общих чертах представляется сегодня неизбежный и недалёкий переход человечества в качественно новое состояние. Остаётся вопрос: как поступит «лучистое человечество»  с человечеством современным, со всеми странами мира, в том числе и с моей злосчастной Россией, которая видится лишь каплей в этом море совершенно новых проблем?
Если Господь даст мне еще пару месяцев жизни, я попытаюсь найти ответ во второй, и последней, книге «Очень краткая история человечества с древнейших времён до наших дней и немного дольше».