Сон Чацкого
Грибоедов назвал свою великолепную пьесу «Горе от ума», а приметливый Пушкин отказывал её главному герою как раз в этом достоинстве *. Очевидное противоречие неумного поведения умного человека объясняется просто.
В первом действии бессмертной комедии Чацкий, взволнованный встречей с Софией, едет домой, обещаясь вернуться через час. Читатель помнит это. Невдомёк ему только, что Чацкий не вернулся в дом Фамусова.
Уставший в дорожных странствиях и, наконец, ощутивший блаженство домашнего уюта, Александр Андреевич засыпает в кресле против холодного камина своего кабинета. Съехавшиеся на бал гости и все жуткие события того вечера в доме Фамусова снятся ему…
И вот он просыпается, разбуженный своим криком «Карету мне, карету!», некоторое время сидит без движения… Неожиданно с беспокойством взглядывает на двери кабинета, напряжённо прислушивается… Откинувшись в кресло, глубоко втягивает носом воздух, на мгновенье замирает.
Ч а ц к и й. Тимошка! Карета что?.. Конюх, верно, не чесался ещё?..
Т и м о ш к а (входит). Как велеть изволили, барин, Лексан Андреич. У парадного. Вас дожидается. Запряг Никита к сроку. Лошадки свежие, мигом докатят. На месте не стоят, дороги просят – рады… слуги ваши верные!.. Дождались, слава Богу…
Ч а ц к и й. Ну-ну, полно, старик!.. Вели распрягать… Ужинать буду дома. Скажи там… Да камин разожги что ли.
Т и м о ш к а. Слушаюсь, барин! (мягко ступая, удаляется, – озарённый широкой счастливой улыбкой, часто-часто крестится) Ну и… слава Богу. А то… Евдокея!..
* «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед репетиловыми…» (А.С.Пушкин)
Сценическая трактовка комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
«… (текст пьесы)
Явление последнее
Т е ж е и ж а н д а р м.
Ж а н д а р м. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
Произнесённые слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся в окаменении.
Н Е М А Я С Ц Е Н А
Городничий посередине в виде столба с распростёртыми руками… Занавес опускается».
Далее – Н Е Гоголь:
И вот, только зрители поднялись и направились к выходу, занавес открывается, и взору предстаёт сцена встречи в гостинице Городничего и «приехавшего по именному повелению из Петербурга чиновника»-Хлестакова (теперь уже без имени, хотя можно повторить и имена). Весь спектакль повторяется (с некоторыми сокращениями) до появления другого жандарма с новым объявлением о приезде петербургского чиновника, остановившегося в гостинице, и требующего Городничего «сей же час к себе»…
Представление заканчивается истерикой Городничего под слабый нервный хохот обескураженных зрителей.
К «Запискам покойника»
Носились, носились с «Системой Станиславского»… Наконец, раздражённое обоняние привело на театральную кухню Михаила Булгакова:
– Господа, что Вы здесь такое жарите?
– Систему Станиславского.
– И… вы станете это есть?
Приступ врождённой желчности
«Восстановленная» концовка рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»
. . . . . . . . . . . .
Несколько минут спустя в их комнату поднялся Алёхин. Он подошёл к постели Буркина и спросил вкрадчиво:
– Что это с нашим Иван Иванычем?.. Не знаете?.. Эк, его разобрало, сердешного.
– Ума не приложу, Павел Константинович.
– Не предложить ли ему клистир на ночь?..
– Может быть… Спросите…