Я - актёр!

Исаак Рукшин
   Учился я в Ленинградской средней мужской школе,- были в своё время и такие,- в 9 классе, когда наша учительница русского языка и литературы в конце урока таинственно, поднеся палец к губам, что означало призыв к нашему молчанию и вниманию, т.к. сейчас последует нечто особо важное, произнесла:
  - Наши девочки (т.е. девочки из соседней женской школы,- были и такие,- с которыми мы поддерживали творческие и танцевальные связи) приглашают нас принять участие в спектакле, который они собираются поставить по пьесе М.Горького "На дне". Они считают, что мужские роли должны играть... Кира Георгиевна улыбнулась, - мужчины! Кстати, и я так считаю, - продолжила она.
   Ребята весело засмеялись, предполагая забавность ситуации когда кто-то из нас окажется на сцене. Наш класс "А" дружил с классом "А" девочек, мы даже иногда проводили совместные государственные праздники, на которых читались патриотические стихи, ставили сценки, девочки, наряженные в мужские костюмы, с нарисованными углём усиками, давились попытками говорить низкими голосами. А потом танцы. Девочки танцевали с девочками, а мы, как правило, подпирали стены, завидуя двум-трём смельчакам приглашавшим девочек. Но они занимались танцами в Доме пионеров и потешались над нашей робостью в перерывах для отдыха. Это было привычным, но совместный спектакль?! Кира Георгиевна спросила, может, есть желающие? - Есть,- заорал мой сосед по парте, Толя, показывая на меня. Он не мог упустить случая пошутить в мой адрес. Я отвечал ему тем же, обычно. Мы с ним часто пикировались, по-доброму, к веселью окружающих. А сейчас я промолчал, представляя как будет выглядеть моя попытка выступить в новой ипостаси. То что я пишу стихи, ребята знали, иногда я читал на школьных вечерах, даже в составе "концертной бригады", - так называлась группа ребят певших, читающих и играющих на гитарах и скрипках,- выступал в госпитале для раненых. И пользовался успехом, т.к. пионервожатая, ведущая программу всегда объявляла: "Сейчас свои стихи прочитает... - объявляла моё имя и фамилию и юноши, закончившие войну на госпитальной койке, хлопали в ладоши, чтоб ободрить и поддержать меня. Кира Георгиевна пресекла весёлый гам, заглушивший звонок с урока и предложила обсудить на перемене серьёзность предложения и придти к ней в учительскую после уроков тем, кто чувствует в себе  желание, силу и возможности участвовать в спектакле. Назвала число ролей и отпустила нас с урока. Я уже не помню как мы спорили, хохотали и решали кто пойдёт, но в итоге я получил роль Актёра. Запомнилось, что я, изображая выпившего человека, слонялся по сцене, произнося свои монологи, включавшие в себя стихи. Затем залез на печь и "задремал". В первом ряду, где сидели девочки раздался смешок и громкое
перешёптывание. Уловив слово "Актёр", я подумал, что они восторгаются моей игрой и даже решил слезть с печи и "выйти на поклоны",не дожидаясь конца спектакля, но потом, уловив - "часы",я пришёл в ужас, поняв в чём дело.На руке Актера,- моей, то-бишь,- одетого в жалкое рубище (где только костюмеры спектакля отыскали такую рухлядь) красовались новенькие часы "Победа" на сверкающем металлическом браслете, подарок родителей к дню рождения. Второй мыслью, после "выхода на поклоны" было желание провалиться под пол, но это исключалось. Пришлось прибегнуть к третьему. В "глубоком сне" я повернулся на другой бок, спиной к залу и дотошным зрительницам, расстегнул браслет, снял часы, сунул их в носок и вернулся лицом в зал. Дождался когда должен был по ходу спектакля вступить в действие и громко с надрывом обратился к молящемуся "Татарину".
   - Татарин. Князь. За меня помолись.   Далее ремарка (Слезает с печи, подходит к столу, наливает водки, пьёт и почти бежит в сени, сказав на выходе)
   - Ушёл.
   И удалился за кулисы. Оттуда досмотрел и дослушал окончание пьесы:
   (Барон, стоя на пороге кричит) Эй...вы! Иди...идите сюда! На пустыре ...там... Актёр ..  Удавился!
   - Сатин (негромко) Эх... испортил песню... дур-рак!
   Занавес.
   Вышли мы на поклон и представление. Учительница женской школы, поставившая пьесу, назвала каждого исполнителя, и когда настала моя очередь сделать шаг вперёд, я посмотрел на насмешниц из первого ряда и в знак приветствия поднял руку без часов. Они засмеялись в голос. У них были добрые милые лица, я ответил сдержанной улыбкой, подумав, что больше никогда не попаду в такую ситуацию. Выходов было два: либо предусматривать всё-всё до мелочей, либо на сцену никогда ни ногой. Но вот последнего судьба мне не позволила. Я стал педагогом. Там каждый урок -  маленький спектакль. Так говорят. Я не знаю!?
   P.S. А мои одноклассники, тоже оказывается углядевшие мой "прокол", долго потом потешались надо мной:
   -Говорил, что денег на водку не хватает, жрать нечего,ходишь чёрт-те в чём, а сам вон какие часики прикупил, Актёр! (С видом напускного пренебрежения) Мы бы тоже удавились, если б сорвали такой спектакль, да не ходя на пустырь, а прямо на печке. Ладно, шутим, не заводись. Всё, кроме часов было нормально. - И убегали, чтоб не получить пинка.
   Часы, до поры, в классе были у меня одного и ребята одолевали на уроке бесконечными, жалостливыми безмолвными вопросами: - Сколько до конца. - интересовались, успеют ли получить заслуженную "пару" или сегодня пронесёт.