Красная беда

Валентина Смирнова-Чарская
Та зима была до сумашедствия морозной и тяжёлойНа улицу выходили только по великой надобности.Сорк три ,сорок пять градусов,да с ветерком,казались страшнее северного полюса.Я в эти месяцы не знала ни сна,ни отдыха.В далььних посёлках Забайкальского края в
деревнях, забытых богом и людьми,бушевала корь. В каждой семье по пять да по шесть детворы.В бараках и домах по каким-то приметам и предрассудкам,были завешаны все окна
каким-то красным тряпьём,однялами.
    На тракторе меня доставили к переезду,где меня ужеждал паровоз с пятью товарными вагонами.Меня,укутанную в большую пуховую шаль,валенки и тулупчик,втащили на тормозную площадку и уцепившись за что-то железное,я уселась на пол этой площадки.И мы помчались,
это было что-то невероятное,перед моими глазами проммелькнула вся моя короткая жизнь.За
эти грохочущие минуты я,почему-то увидела,как отец уходит из дома и говорит нам с сестрой:
,<<Я ухажу не от вас,а от жаны сваей,а вам я дал самое главное,образование.>> И ушёл,
прихватив с собой корову ,трёх овец,пятнадцать кур и даже поделил ложки и вилки подушно.
Жалко было заплаканное мамино лицо,сорокасемилетняя женщина стеснялась даже своего горя.
И после этого я уезжаю в дальние края....
И от тяжести ли вагонов или от такого мороза на стыках рельс от них отскакивали кусочки
чугуна.И вот приехали к железнодорожному посёлку,но это был не сам посёлок,а только его верхняя часть.Утопая в полутораметровых снегах из труб валил дым и видны-то были именно,
только эти трубы с дымом и теперь они казались продолжением друг друга.
      Зайдя в первое жилише,квартирой это было трудно назвать,я поразилась, но снова было не до эмоцый.В большой комнате темно и душно,окно наглухо затянуто красным одеялом,
такими же укрыты на большой кровати,двое маленьких детей.,на двух других ещё трое.
Их маленькие бессильные тельца были покрыты коревой сыпью.Я срочно начала раздавть приказы:раскрыть детей ,убрать эти красные шторы,дать детям дышать свежим воздухом,
При моих иньекциях малыши даже не сопротивлялись,а бабка прошамкала:,<<Чо им сопротивляться-то ,у них и сил чай нету..>>
YНо в комнате тепло и чисто, пол выскоблен голиком добела..Девочка 4.5лет лепечет в бреду
<<Мама, забери меня из этой берлоги,медвежата на меня рассердились....>>Мать-женщина
лет тридцати пяти,опрятная,взяла дочку на руки очень осторожно,принялась её качать и
что-то причитала потихоньку.
Предлагаю сварить и давать понемногу детям куриного бульона.,благо в доме пахло свежими щами и мясом.Делаю всё,что в этих случаях и идём к другому дому.И таже история и всё сначала.
   Дети да и взрослые все очень устали от этой тяжёлой обстановки.молчаливо,терпеливо ждали спада.Рассказали мне,что одна девочка четырёх лет умерла пока везли в райцентр.
Я ,правда,знала уже об этом.Пришла в тот дом,где горе ещё витало в воздухе,мать была неподвижной,а другие детки уже окрепли от перенесённой беды.
Мне теперь вспомнилось и моё детство,когда мы с сестрой моей Ниной,также переболели корью.
Тогда в 1944году в нашем посёлке была зона для военнопленных немцев,там говорили был хороший врач-педиатр,вот к нему-то и отправилась наша мама за помощью ,а наш отец в
это время бил <<их.>>под Волоколамском.И шла к ним МАТЬ С СВОЕЮ БОЛЬЮ....
Врачу разрешили в сопровождении конвоира прибыть к троим маленьким детям ,русским...
и он пришёл.И оносмотрев двух девочек и одного мальчика:,,<<Не бойся ,матка,всё будет карашо,а у сына твоего не корь,а скарлатина,и тоже всё будет карашо....>>
И тоже нашей маме велел снять с окна красное одеяло и лучше окутать нас потеплее.
А моя реальность не позволяла расслабляться надолго.,а спокойнее и чётче выполнять
 нужные процедуры и мои же назначения.,и идти дальше в следующий дом ,и дальше,и дальше
чтобы детский смех шум и гомон не утихал на долгие года.,чтобы зимний двор со снеговиком и
шумной ватагой замолкал только на ночь.
Как я радовалась,когда за мной приехал тот же паровоз, но уже с тремя вагонами,увёз меня в мой фап(фельдшерско-акушерский пункт).И снова стучали колёса, и снова кусочки чугунных рельс отскакивали из под колёс.