Поможет ли киев торговать заложниками Лукашенко

Вадим Довнар
Похоже, украинская власть (как минимум, в лице президента и премьера) решила закрыть глаза на недипломатичность северного соседа. Спустя всего несколько недель после беспрецедентных по своей грубости слов Александра Лукашенко о «вшивости» обитателей Печерских холмов глава Кабмина Украины Николай Азаров наведался в Минск. Его визит проходил на фоне вынесения жестоких приговоров белорусским оппозиционерам, а предваряло его заявление нашего МИД. Не дожидаясь пока премьер будет выслушивать от Александра Григорьевича заверения в симпатиях к Украине, ни словом не обмолвившись о недавних оскорблениях, наше внешнеполитическое ведомство резко осудило преследование оппонентов Бацьки. Правда, заметив, что выступает против изоляции Беларуси…
Таким образом, создается впечатление двойственности позиции украинской власти. С одной стороны отказ от жесткой реакции на «личный наезд» главы иностранной державы. С другой – принципиальность МИД с напоминанием Минску о необходимости блюсти права человека и соблюдать международные обязательства. Однако ключевой тезис тут, как представляется, именно отказ от изоляции РБ. Ведь он в свою очередь является косвенным поощрением посадок оппозиционеров с последующей торговлей ими и оказанием финансовой помощи терпящей крах системе.
Вопрос лишь в том является ли упомянутая «двойственность» простым незнанием новейшей истории Беларуси или сознательной попыткой спасти близкий по сути режим, одновременно не запятнав себя перед Западом.

Переговорщикам в РБ не рады

Заметим, едва ли не все время нахождения при власти Александра Лукашенко Запад и Европа предпринимали усилия по демократизации Беларуси. Так вскоре после проведения в 1996 году референдума о создании союзного государства РБ с РФ и разгона демократически избранного Верховного Совета в Минске начала работу Консультативно – наблюдательная группа ОБСЕ. Ее глава, немец Ганс – Георг Вик в течение 1997 – 2001 года много сделал одновременно для объединения оппозиции и для того, чтобы Бацька перестал смотреть исключительно в сторону Кремля. Даже привел в страну немецких инвесторов. Между тем его попытки усадить за стол переговоров конфликтующие стороны (власть и оппозицию) закончились недолгим и беспредметным «диалогом широкой общественности». В результате г-н Вик был вынужден покинуть страну, обвиняемый с одной стороны в том, что является «адвокатом диавола», а с другой – в подготовке «пятой колоны».

Долгий путь к экономическим санкциям

От попыток договорится к неприкрытому давлению посредством санкций, - сперва политических, - международное сообщество перешло после после президентских выборов 2001 года, результаты которых были признаны только в СНГ и арабском мире. Однако серьезного влияния на трансформацию режима Лукашенко запрет на пересечение им (и рядом его приблеженных) границ США и Евросоюза не оказал. И только в 2006 году, после очередных выборов, зашли разговоры о санкциях экономических. Напомним, что примерно в это время у Минска начались первые проблемы с Москвой, уставшей платить дорогими нефтью и газом за поцелуи соседа. И хотя экономическая ситуация в Беларуси не была тогда так печальна, как сейчас, Лукашенко пошел на кулуарные переговоры с рядом европейских столиц. Конечно же, на предмет инвестиций и займов. Благо, ему было что предложить. После президентской кампании – 2006 в тюрьмах сидели экс – кандидат в президенты Александр Козулин и несколько общественных активистов. Вот так Лукашенко и удалось дотянуть свое «экономическое чудо», целиком зависимое от дешевых энергоносителей и зарубежных вливаний до 2010 года.

Не в коня корм

Далее, купившись на показное противостояние Минска с Москвой, большее напоминавшее борьбу нанайских мальчиков, страны Евросоюза предложили Лукашенко помощь в размере 3 млрд. долларов в обмен на фактически создание иллюзии демократичности выборов 19 декабря.
Ответом им был брутальный разгон послевыборных мирных выступлений и серьезные сроки заключения почти всем альтернативным кандидатам. От двух лет лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания до семи лет отбытия в колонии строгого режима. Такова новая цена, предложенная Лукашенко за право побороться с ним за власть. Заметим, с марта 2006 – го, момента захвата предыдущих заложников, не только возросли сроки отсидки и количество сидельцев, но и серьезно выросла угроза режиму со стороны собственной экономики. Давно предсказанные валютный кризис и девальвация национального рубля заставляют Лукашенко действовать решительно и не мелочиться. Около десяти лет он водил этих гуманистов их ЕС за нос, обвиняя их во всех смертных грехах, но не забывая собирать деньги со всех сторон. Вот и сейчас он уверен, что проведет их, зная, что 4 млрд. долларов, которые, вероятно, скоро получит от антикризисного фонда Евразэс, ситуацию спасут не надолго. И тут напомнил о себе Киев, по – прежнему готовый, как оказалось, оказывать Минску содействие в разговорах с Европой.
Стало быть, о заявленной «вшивости» можно и «забыть». Пока. Бацька всегда умел припомнить нанесенные ему обиды. (Такие, как не приглашение его в Киев на чернобыльские мероприятия после известного ультиматума Баррозу). А вот умеет ли это Банковая – большой вопрос.