Каббала сад невидимых сказок, часть вторая

Юрий Дайгин
"Маги-Созидатели"

Итак, первую часть я начал с утверждения, что мистика и магия должны порождать сказки и легенды: это их питательная среда и "среда обитания", таково нормальное положение вещей. Но, к сожалению, большинство каббалистических мифов никаких сказок и легенд не породили, хотя содержали мощный "легендарный" потенциал.  Причины этого явления частично обсуждались в первой части.

Повторюсь также: не пытайтесь свести то, о чём прочтёте здесь, к формуле, лучше нарисуйте себе внутреннюю картину. Итак, продолжим.

Многие слышали о големе - сделанном из глины антропоморфном существе, оживлённом пражским раввином с помощью вложенной ему в рот бумажки с Божественным Именем (или с помощью других манипуляций, неважно). Большинство только об этом персонаже еврейского фольклора и слышали: кто-то читал пражскую легенду, кто-то – роман Майринка "Голем", кто-то – роман Пратчета "Ноги из глины". Но мало кто знает, что голем – даже не вершина, а самое навершие айсберга, скрытая часть которого содержит гораздо более интересные и захватывающие идеи. Так вот: я почти не буду говорить здесь о големе, зато предлагаю нырнуть в тёмную воду и полюбоваться подводной частью "подголемного" айсберга.

Книга Созидания

Точно неизвестно когда, но учёные утверждают, что где-то во тьме первых девяти веков христианской эры, в Святой Земле, на древнееврейском языке, была написана очень странная книга: Сефер Йецира или "Книга Созидания" (её обычно называют "Книгой Создания" или "Книгой Творения", но мне кажется, что это неверный перевод). До нас дошло только около четырёх страниц этого текста и, судя по всему, в руках у древних и средневековых мистиков было столько же. Эти четыре страницы представляют собой...краткое пособие по созиданию мира и всего, что в нём.

Ни больше, ни меньше! В книге вкратце описывается, как Б-г создал важнейшие явления мироздания с помощью двадцати двух Букв еврейского алфавита, используя для каждого направления света, созвездия, дня недели, стихии или явления человеческой жизни разные сочетания букв и разные техники их составления. Подразумевалось, что с помощью 22 букв можно создать почти всё что угодно.

А в самом конце Книги говорится, что Праотец Авраам овладел этой премудростью. А чем может овладеть один человек, пусть и величайший гений, того же, пусть и с большим трудом, могут добиться и другие. Во всяком случае, именно такой вывод сделали еврейские мистики. Да и почему бы им его не сделать, ведь в Книге описывалось созидание с помощью букв их родного еврейского языка!

Создания и Законы

Единственное, что оставалось неподвластно, по мнению еврейских магов, творческой силе человека, была душа, владеющая речью. Маг может создать любое растение или животное, но не "говорящую" душу человека. Логика этого убеждения совершенно ясна: раз речь является божественным инструментом созидания, то её носитель – потенциальный Созидатель, и создать его способен только Творец.

Обычно в связи с этим упоминают короткую притчу из Талмуда (Санхедрин, 65б):

Мудрец Раба ("большой") создал "мужчину" и послал своё создание к другому мудрецу, Зеире ("маленькому"). Существо пришло к Зеире. Тот обратился к нему, но "гость" молчал. Зеира сразу всё понял и сказал: "Ты создание магов, возвращайся в прах!". И "человек" тут же обратился в прах.

Здесь, по крайней мере, на поверхностный взгляд, отношение к умению созидать является довольно лёгким: один маг решил подшутить над другим, вот и создал ходячую куклу. Но, может быть, это была проверка, достиг ли собрат Истинного Понимания? Интересно, что Зеира не принял голема за немого.

Постепенно вокруг Книги стал образовываться небольшой по объёму, но, тем не менее, весьма интересный фольклор.

Адепты Тайного Знания, упомянутые в этих легендах, годами изучали Книгу Созидания, как правило, объединившись по двое (поскольку изучение Тайн в одиночку, по еврейской Традиции, ведёт к ереси и гордыне). И некоторые из них достигали цели.

Так Рабби Ханина и Рабби Ошайя через семь долгих лет стали Магами-Созидателями (легенда из Вавилонского Талмуда, Санхедрин, 65б). Случилось это как раз под пасхальный вечер. В доме, где занимались мудрецы, не было ни куска хлеба. Встречать праздник голодными – что может быть хуже?! Вот и появился повод опробовать обретённую Силу: маги создали трёхгодовалого телёнка и съели его за праздничной трапезой. Как только они его съели, всё понятое за семь лет медитаций и размышлений было ими забыто, так что пришлось Ханине и Ошайе трудиться ещё семь лет, дабы вернуть утраченное.

В чём тут дело? Согласно всё той же традиции, нельзя пользоваться Тайным Знанием для собственной выгоды. Два мудреца преступили этот основной Закон и были немедленно наказаны.

Вот и оставшаяся невидимой для сказочников завязка для легенд о Магах-Созидателях: после многих лет жизни и учения бок о бок, два мудреца получают Силу Созидания, приходит пора попробовать применить свои знания, но что им такого создать, что не принесёт им никакой пользы, даже случайно? И вот, в полутёмной комнате дома на отшибе, сидят двое, ломая голову и рассказывая друг другу истории из жизни предшественников, неосторожно создавших нечто совершенно, по их мнению, бесполезное, что неожиданно послужило пользе Созидателей и отбросило их назад, отняв только что приобретённую силу. Этот сюжет я даже уже начал обдумывать.

Кстати, иллюстрацией того, насколько серьёзным было отношение к запрету извлечения пользы из Тайного Знания, может послужить следующая "шуточная" притча из Талмуда или Аггады (точного источника и имён, к сожалению, не помню).
Как-то раз ехал мудрец с учеником, напали на них разбойники, посадили обоих в один мешок, погрузили на их же осла и повезли в своё логово. Ученик взмолился:
-Рабби, спаси нас силой Великих Имён, которые ты знаешь!.
Но мудрец только отмахнулся:
 - Какие Имена, зачем! Ты буквы знаешь?
-Знаю...
-Вот и давай, назови их! Первая буква?...
- Алеф...
- Вторая буква?...
- Бет...

И так далее. Услышали это разбойники, подумали, что пленники читают заклинания, и в страхе разбежались, а мудрец с учеником вылезли из мешка и уехали своей дорогой.

Примитивная рассказка, подумаете вы, способная позабавить только ну уж очень простого человека. Но тот факт, что здесь фигурируют буквы Святого Языка, содержащие в себе силы созидания и разрушения, и то, что история-то закончилась хорошо, заставляет воспринимать рассказку более серьёзно.

Тут стоит упомянуть одного из комментаторов Книги Созидания, знаменитого мистика 13-го века Авраама Абулафию, с памятью которого столь  вольно обошёлся Умберто Эко в своём "Маятнике Фуко". Абулафия считал, что слова – это сосуды, содержащие огонь божественного первотворения, тот, кто переставляет в разных комбинациях буквы слова или, тем более, Божественного Имени, высвобождает этот огонь. Причём, он записывал еврейскими буквами также и нееврейские слова, считая и их, в определённой степени, элементами созидательного еврейского пра-языка. Проще говоря: в еврейской мистике постепенно сформировалось мнение, что любые манипуляции с буквами Святого Языка имеют мистический смысл. Так так ли уж прост был наш мудрец в мешке?

Всё прекрасно, скажете вы, но какое уж там создание бесполезных вещей?! В легенде о големе пражский раввин создал голема как охранника и чернорабочего, даже его жена помыкала чудовищем! Так это в сказке. В очень-преочень народной сказке, сюжет которой сильно искажает Тайное Знание.

Начнём с того, что почти везде, где голем упоминается в мистических трактатах, его создание рассматривается только как экзамен на постижение Книги Созидания, ничего больше! Желающих поспорить отсылаю к книге знаменитого  исследователя еврейской мистики Моше Иделя "Голем". Более того: в некоторых случаях упоминается, что мистик обязан сразу же уничтожить своё создание: здесь не обошлось без вечного опасения мистиков-евреев выставить себя в качестве соперников Создателя.

Вот и ещё один сюжет: создание существа, которое маг не захотел сразу же благочестиво уничтожить. Могло ли такое создание жить после смерти мистика? Наверно, почему бы и нет. Сколько? Интересный вопрос, возможны множество вариантов ответов. А ведь это могло быть не только существо, а и предмет, явление, что угодно! Не уничтоженный вовремя голем взбунтовался – это очень важный момент: его бунт можно трактовать и как следствие неправильного использования, и как результат его долгого существования. Создание связано с волей созидателя, оно ведь и создано его волей, потому голем был послушен раввину, пока воля того не нарушила Высшую Волю.

Теперь представьте: созданное когда-то давно животное продожает жить в лесу, его создатель давно мёртв, он уже получил своё наказание за нарушение Закона, но, возможно, часть его перешла на тварь, или сама она стала наказанием для рода нечистивца...  Это самое примитивное направление, а-ля "Собака Баскервилей". Но ведь можно сделать и нечто более тонкое, особенно если помнить: Книга Созидания учит созданию не только живых существ, но также понятий, явлений и даже созвездий и планет.

На самом деле, в Книге Созидания есть ещё много "подводных камней", на которых можно выстроить захватывающие (и вовсе не обязательно перегруженные интеллектуальной шелухой "а-ля Эко") сюжеты. Но их обнаружение требует чуть большего знакомства с символами и понятиями еврейской мистики.