Прививка

Андрей Товмасян
             Чтобы любить джаз, вовсе не обязательно быть музыкантом. Разве Willis Conover или Clint Eastwood - музыканты? Однако никто не  может упрекнуть их, дескать, мало сделали для популяризации джазовой музыки. Сколько могли, столько и сделали. Стопроцентные рыцари джаза  без укора и упрека. Made in U.S.A. Все мы, так или иначе, являемся пропагандистами джаза, только не надо прикладывать к слову «пропаганда» двусмысленных оттенков, которыми это слово успело обрасти в зловеще-буйные годины. Я часто слышу от читателей: непонятно. Что ж. Не все то золото, что блестит. Те, кому мои сочинения по душе, читают меня. Генрих Сапгир в предисловии к моим стихам, один из первых, обратил внимание на некоторые особенности моей  поэзии: Стихи Товмасяна - для понимающих. Я цитирую Сапгира неточно, по памяти, но смысл его слов, именно таков.  Об этом же говорили Валерий Котельников, Алексей Баташев и Юрий Верменич.1965 – 1995. В Январе1937 года Осип Мандельштам в письме  Тынянову, говорит: «последнее время я становлюсь понятен решительно всем. Это грозно». Я понимаю Осипа Мандельштама, и скажу так: Если то, что я пишу, понятно всем, значит, я скатился до общего, (читай!) низкого и непотребного уровня. Раз уж  мы заговорили о качестве поэзии, то нужно поговорить и о качестве жизни, поскольку наша жизнь тоже неотъемлемая часть культуры. С недавних пор на сигаретных пачках появились бесконечные ряды устрашающих надписей: КУРЕНИЕ УБИВАЕТ. ЗАЩИТИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ТАБАЧНОГО ДЫМА. КУРЕНИЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ РАК И БЕСПЛОДИЕ. Как ни справедливы эти напоминания, вреда от них гораздо больше, нежели пользы. Я прекрасно понимаю, сделано все это для нашей пользы  и с благими намерениями, но не забывайте, благими намерениями вымощена дорожка  в ад. Сколько раз на дню мы вынуждены сталкиваться с бесславным выводком омерзительных слов: УБИЙСТВО, УБИВАЕТ. Черная лавина бьет нас уже не запрещенным 25-м кадром, а открытым текстом. Если уж отучать от пагубных пристрастий, так методом от противного. Курите, курите, голубчики. Скорей помрете, скорей жилплощадь освободится. Действовало б куда сильнее. Теперь о главном. Узаконенное насаждение и укоренение в нашем сознании таких слов, как убийство, убивает, и прочих из той же чудесной серии, довольно скоро приведет вот к чему. Сначала слова эти примелькаются и станут для нас вполне привычными и обыденными, а через некоторый, весьма короткий промежуток времени, мы и вовсе перестанем обращать на них внимание. Как хорошо. Глагол «убивать» потемнеет и затуманится. Как затуманиваются? Очень просто. Берут и затуманиваются. Разум наш тоже затуманится и как бы мы ни пытались, мы не сможем  понять, что этот глагол обозначает. Тщетно мы будем напрягать сознание. Смысл жизни зачернится, а затем и вовсе исчезнет. После развоплотившегося глагола «убивать», вечная ему память, придет черед других словес. Довольно быстро мы разучимся понимать и их. Дальше в лес, больше змей. Ладно. Проследуем. Шаг за шагом. Вагончик за вагончиком. В лексиконе дьявола всего три слова. Убийство. Насилие. Смерть. Что за дьявольщина? Где мы? Ау? Не поют птицы, не кукуют кукушки, не видят очи. Мир исказился. Мы бесстрастны, холодны и равнодушны ко всему происходящему. Давайте отвлечемся и вспомним, как Владимир Высоцкий некогда пел: «Рано утром проснешься и раскроешь газету, на последней странице золотые слова, это Клим Ворошилов подарил нам свободу и теперь на свободе будем мы воровать. Рано утром проснешься, на поверку поставят, вызывают: - Васильев, и выходишь вперед, это Клим Ворошилов и братишка Буденный подарили свободу, и их любит народ». Какая тут любовь, какая свобода, какой братишка Буденный? Я сражаюсь с мертвой троицей, и мне сейчас не до Буденного. Да почему же, не до Буденного? У меня и для Буденного найдется время. Но тут я решил немного передохнуть и заснул. Все дальнейшее стало сочиняться как бы во сне. И вот я вижу, как одна моя очень хорошая знакомая - Жанна Астахова на досуге решила полистать модный сейчас журнал «Дешевые вещи». Сначала глаз ее замечает только привычные столбцы и трафареты. Нельзя не порадоваться успехам Николая Дуракова, Досадная ошибка костюмерши Залетаевой, Эпатажные фото из архива Друиды Кирпиченко, 2О11- год приталенных жакетов, Снова в моде – скользящее. С рассеянным вниманием ее взгляд скользит по милым и понятным строчкам, как вдруг она оказывается в окружении сонма пылающих заголовков. «Убийство в Измайлово», «Рак напрямую связан с концом света», «Ученый мир в тревоге, оказывается, последствия курения сказываются не столько при жизни, сколько после нее». И что же? Вы думаете, Жанна стонет, Жанна горит? Ничего подобного. Жанна холодней, чем мороженый судак. Никакие убийства, никакие пылающие заголовки не могут разрушить царственное спокойствие этого мертвого глетчера. Астахова получила блаженную прививку и ее теперь ничем не удивишь. Она индифферентна к любому тексту, даже если это смертный приговор всему человечеству. Не боится она и ада. Что ей ад? Так. Нечто вроде седуксена. После этой бесплатной экскурсии в мир ужасов, между прочим, абсолютно реальных, просьба не хихикать, дело всамделишное и очень серьезное, я хочу немного успокоить своих  читателей. Спите спокойно. Никакого конца света не будет. Что обычно бывает? Дожди, туманы, рассветы, закаты, свадьбы, рождения, разводы, похороны. Любопытная невидимка спрашивает: всегда ли так будет? Да. Невидимка неугомонна: будет ли конец света? Не будет. Почему? Никогда не было. Невидимка не унимается: попадем ли мы в ад? Нет. Почему? Послушай, милочка, объяснить это несколько затруднительно, но из уважения к твоей невидимой сущности, я попытаюсь сделать это. Существует поезд «Москва - Петербург», в то время как поезда «Москва - Москва» не существует. Из Москвы в Москву не попадешь, хоть ты лопни. Далее. Из точки «А» можно попасть в точку  «В», «С», и  в любую другую, но из точки «А» в точку «А» попасть невозможно. Насчет ада. Место, где легализовано и узаконено слово «убийство», назвать иначе, чем адом нельзя. Таким образом, переместиться из ада в ад практически не представляется возможным, поскольку мы уже находимся в аду. Из ада можно попасть или в рай, или куда-то еще, но никак не в ад. Следовательно, ад нам больше не страшен. Он всегда с нами. Грядут ли новые гении? Обязательно. Когда? Неизвестно. Исчезнут ли компьютеры, мобильники, всяческие смартфоны, подобно тому, как канули в Лету граммофоны, радиолы, вертушки и чудовищные МЭЗЫ? Да. Что придет взамен? Новая техника. Какая? Можно только гадать. О нашем телевидении. Что я обычно смотрю. Петербургский 5-ый канал с Никой Стрижак и Романом Герасимовым, передачи Андрея Максимова и Дмитрия Быкова. «Следы в истории» с Ириной Изместьевой. «В нашу гавань заходили корабли» с Элеонорой Филиной и Эдуардом Успенским. 
         Хотелось бы знать мнение читателей о вопросах затронутых в моей работе.  Контактный телефон: 8 – 499 – 978 – 46 – 31.

АНДРЕЙ  ТОВМАСЯН АКРИБИСТ

15 - 20 Апреля  2011 года