Репутация

Максименко Олег
Встретил как-то случайно своего однокурсника, с которым не виделись несколько лет. Обменялись в спешке, как водится, телефонами и разбежались. Звоню на досуге – дома его жена, Алла, с которой тоже когда-то вместе работали. С удовольствием поболтали, вспомнили общих знакомых – кто где (Алла после рождения сына года три назад не работала). Далее последовало приглашение приходить в гости с жалобами на то, что в их доме детей совсем мало и Денису (назовем их сынишку так) скучно без друзей. У меня самого было двое детей постарше, и, понимая в душе, что приглашение больше носило формальный характер, я все же подумал: «А почему бы и нет?». Вот так в один прекрасный день мы с женой и детьми оказались в гостях у Аллы.
                Новая, хорошо обставленная квартира, красивые игрушки, радушный прием – все это благотворно повлияло на детей. Пока мы с женой и Аллой распивали вино и кофе и беседовали о жизни, Настя и Тимоха (мои дети) прекрасно играли с Денисом. Разница в возрасте (дочке было девять лет, а сыну пять против трех у Дениса) еще не стала тем барьером, который порождает иногда детский антагонизм («нужна мне та мелюзга»), а скорее, служила магнитом, на  притягательности  которого зачастую цементируется дружба меньших детей со старшими. Ведь мы и сами тоже были такими и, если хорошо покопаться в собственных воспоминаниях, тоже можем припомнить подобные детские симпатии – вплоть до влюбленности – в прошлом. Просто с возрастом мы становимся рациональными и прагматичными и подобные сентиментальности склонны относить к слабостям, не заслуживающим внимания, и иногда даже слегка стыдимся их. К счастью, дети не забивали голову подобной чепухой и просто играли, смотрели фотографии, что-то рассказывали друг другу и были по-своему счастливы происходящим. Словом, все шло хорошо.
                И вдруг (а как же без этого в рассказе) Алла, посмотрев на часы (Боже, ну надо же, заболталась!), сказала, что у Дениса должен быть дневной сон. Она просто сказала сыну, что пора спать и за руку увела его в детскую, где минут через пять он благополучно засопел во сне. Зная, что за ангельской внешностью Аллы скрывался человек с железным характером, я не удивился тому, что малой ее даже не попросил маму поиграть еще хоть немного.  Более того, я начал смутно вспоминать, что Алла перед визитом предупреждала меня о том, что Дениска каждый день с 12 часов спит по полтора-два часа. Для моих же малых, принципиально никогда не подчинявшихся какому-либо жесткому режиму и расписанию, это вообще было шоком. Они как-то сразу увяли и потеряли всякий интерес к происходящему. Наши разговоры, естественно, их не занимали, и, видя, что дети стали тяготиться унынием, мы быстренько распрощались и покинули гостеприимный дом.
                История эта, сама по себе ничем не примечательная, быстро бы забылась, не имей она неожиданного продолжения, вернее, последствий.
                Я уже упоминал об отношениях Насти и Тимофея с режимом дня. Так вот теперь каждый раз, когда они допоздна не хотели укладываться спать, жена напоминала им, что есть дети, которые не только знают, когда им нужно усыпать, но и послушно это выполняют. Конечно же, имелся ввиду именно тот случай беспрецедентного и абсолютного послушания. Так повторялось практически каждый вечер. И постепенно само имя Дениса стало неким жупелом, пугалом и упреком в ущербности. Вместо того, чтобы пробуждать приятные воспоминания о чудесно проведенном времени, оно порождало едва ли не скрежет зубовный у моих детей. Однажды даже я не выдержал и решил вмешаться. Я сказал, что мама права, а Денис -  классный пацан и про него даже стишок сочинили. Не слышали? Зная папу как записного приколиста, малые сразу недоверчиво насторожились. И в резко сгустившейся тишине, на ходу импровизируя, я медленно продекламировал:
                «Вот Денис- послушный мальчик,
                Лег в кроватку на бочок
                И под теплым одеяльцем
                Пукнул, зайчик, в кулачок».
Реакция оказалась сногсшибающей. В буквальном смысле. Малые, похватавшись за животы, корчились на полу от смеха. Жена, попытавшись было сначала сделать грозный  и уничижительный вид, вдруг сама резко отвернулась к стене и в параксизме смеха постукивалась головой о стену. То, что она пыталась задушить приступы смеха, только делало ситуацию еще комичнее. Я и сам с трудом смог выговорить последнюю строчку и теперь наша маленькая квартирка была похожа на отделение сумасшедшего дома. Смех истощил наши силы только минут через пять под настойчивый стук соседей в стену, потому что время было действительно позднее.
                Теперь при каждом упоминании жены о том, что спать пора лица детей растягивались в непроизвольной улыбке и дурными от счастья голосами с подвыванием они в унисон начинали декламировать: «Спать пора, уснул бычок, Лег в кроватку на бочок И под теплым …». Далее, как говорится, по тексту.
                Конечно, можете сказать, что метода моя более чем спорная и далека от постулатов педагогики, но ведь репутацию-то Дениски я обелил. Прошло уже много лет, более мы не ходили к ним в гости, да и дети выросли. Но при каждом упоминании того случая в душе всплывает что-то светлое и радостное, пусть и с комическим оттенком. Одного только боюсь – что этот рассказ попадет в руки Алле.

1 марта 2006 г.