Фрейганг Карл Васильевич

Сибор Филс
Фрейганг Карл Васильевич -
Контр-адмирал Российского Императорского Флота,
Командующий Бакинской морской станцией.


1815 - ?

Предисловие... после публикации:

После опубликования статьи приятным сюрпризом было электронное письмо Александра Сергеевича Никольского - правнука контр-адмирала Фрейганга К.В. ( все сообщения А.С. - это оригиналы):

« Здравствуйте, привет Вам из Парижа.
Большое спасибо зв помещение на Вашем форуме полной биографии моего прадеда Адмирала Карла Васильевича Фрейганг - его дочь Анна Карловна, в замужестве Никольская, мать моего отца.
Если у Вас имеются кое- какие данные о пребывании моего прадеда в Баку, буду Вам за них благодарен.
У меня есть его послужной список с плаваниями по Каспии, могу прислать копию.
Так же о нем и о его супруге пишет Александр Дюма в "Путешестви в Россию" (глава XXIII) интересно... А данными конечно делитесь ! зачем хранить под спудом... ведь история это наше общее достояние !!!
Слава нашим предкам ! Всего Вам доброго, спасибо за труды
Никольской Александр Сергеевич »

После этого мы (А.С. и я - Сибор) обменялись несколькими сообщениями, и в результате статья пополнилась новыми подробностями о семье и Бакинском периоде службы К.В. Фрейганга.

Статья с добавлениями и уточнениями Никольского А.С.

Карл, младший сын Василия Ивановича и Фредерики Афанасьевны Фрейганг, родился в 1815 году.

Отец - Фрейганг Василий Иванович (Wilhelm von Freygang, 1783 - 1849) – тайный советник, дипломат, генеральный консул России в Саксонии и Ломбардо-Венецианском королевстве, филолог-славист, писатель, Член-корреспондент Императорской Академии наук.
В 1811 - 1814 гг. служил на Кавказе. В 1812 г. был послан в Персию для ведения мирных переговоров. 24 октября 1813 года был участником подписания Гюлистанского мира.

Мать - Фредерика Афанасьевна Фрейганг (урожденная Кудрявская), автор книги “Письма о Кавказе и Грузии”.{LETTRES SUR LE CAUCASE ET LA GEORGIE, SUIVIES D'UNE RELATION D'UN VOYAGE EN PERSE, EN 1812, PAR M. ET Mme FREYGANG. HAMBOURG, 1816.1 Vol. in-8.}[1] [2]

Карл был третьим, младшим ребенком в семье. Однако их-детей осталось двое...

" Фредерика Афанасьевна едет на Кавказ с детьми - ее сыну Андрею нет трех лет, а маленькой Катерине всего три недели.
“Отправиться в путь да еще в такое время года с двумя детьми, из которых один новорожденный - какое безумие!
Ах, дорогая, имейте мужа, любите его, и вы меня поймете”, - так объясняет она свое поведение (письмо № 1, 1 сентября 1811 года).
На обратном пути, 12 сентября 1812 года маленькая Катерина заболеет и умрет - ее похоронят в Георгиевске."

Последнее, шестьдесят второе письмо от 18 января 1815 года, написано Фредерикой Афанасьевной уже из послевоенной Москвы. Она была беременна Карлом, и семья направлялась в Санкт-Петербург.

Брат - Андрей Васильевич Фрейганг (1809—1880), вице-адмирал, писатель[3] (сотрудничал главным образом в «Морском сборнике»), владел девятью языками. Ему обязано своим учреждением в 1872 г. "Общество спасения на водах".
В статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков Н.С. писал об Андрее Васильевиче Фрейганге: « Человек удивительно доброй души, нежнейшего сердца и вообще возвышеннейших нравственных качеств. Это был превосходнейший человек, которого кто знал, тот его и любил и уважал за его необыкновенную чистоту и добрую душу.»

10 марта 1830 года Карл Фрейганг поступил в Морской корпус кадетом.
2 января 1833 года произведен в гардемарины.
В 1833 — 1834 гг. на линкоре «Фершампенуаз» в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе.

Гардемарин Фрейганг Карл Васильевич Высочайшим приказом по Морскому ведомству произведён по экзамену в мичмана флота во втором выпуске 1834 года — 19 декабря 1834 года.

В 1835 — 1839 гг. крейсировал в Балтийском море на линкорах «Не тронь меня», «Кульм», «Император Александр I».

14 апреля 1840 года произведен в лейтенанты флота.

В 1842 — 1848 гг. ходил по портам Финского залива и в Свинемюнде на большом военном колесном пароходе(пароходо-фрегат) «Геркулес».
В 1848 году лейтенант Фрейганг награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

В 1849 году назначен командиром парохода «Усердный», на котором плавал между Кронштадтом и Ригой.
Участвовал в испытаниях подводных мин, проводимых под руководством академика Б. С. Якоби.
Из доклада академика Б. С. Якоби в Комитет о подводных опытах — о минных опытах, произведенных в 1849–1850 гг.:

    "Сначала пароход «Усердный» несколько раз прошел поверх мин по всем направлениям, и, таким образом, испытано было отличное действие соединительных приборов посредством колокольных телеграфов, помешенных на берегу у форта «Рисбанк»...
    ...После многих отлично удавшихся опытов, произведенных 12 сентября (1849 г.), ...в продолжение которых от прохождения по нескольку раз парохода «Усердный» по цепи мин происходило всегда правильное действие колокольных телеграфов, и после подобных же опытов, совершенных 29 сентября, ...я должен был, наконец, по причине позднего времени, приступить к производству окончательных испытаний. Но, несмотря на все мои старания, я не мог достать от морского ведомства негодного для службы судна для взорвания его, как назначено было в программе, а потому производство окончательных опытов должен был отложить до 11 октября.»[4]

6 декабря 1849 года Фрейганг К.В. произведен в капитан-лейтенанты «за отличие».

2 февраля 1850 года произведен в капитаны 2-го ранга с назначением помощником Камчатского военного губернатора, начальником (капитаном) над портом в Петропавловске и командиром 47 флотского экипажа.
В Петропавловске он служил с февраля 1850 года по декабрь 1853 года.

    “Дом Бронниковой, в котором по-прежнему жил Пущин, зачастую походил на постоялый двор. Редко кто миновал его, проезжая через Ялуторовск. В феврале(1853 г.) останавливался Николай Николаевич Муравьев, генерал-губернатор Восточной Сибири, дружественно относящийся к декабристам; потом — Карл Васильевич Фрейганг, помощник Камчатского военного губернатора.” [5]

За период службы помощником Камчатского военного губернатора принимал участие в делах по развитию Камчатки и Петропавловска: помогал организовать сооружение в порту пристани, верфи для постройки каботажных судов, литейных мастерских, новых домов и казарм , лечебницы.

9 декабря 1853 года переведен в Балтийский флот.
В 1854 году на корвете «Князь Варшавский» участвовал на северном фарватере в защите Кронштадта от нападения англо-французской эскадры во время Крымской войны 1853—1856 гг.
При защите Кронштадта в 1855 году командовал сводным флотским батальоном.

В июле 1855 года капитан 2-го ранга Фрейганг К.В. переведен в 46-й флотский экипаж Каспийской флотилии и прибыл в Астрахань.

27 июля 1855 года назначен командующим Бакинской станцией.

30 августа 1855 года Фрейганг К.В. произведен в капитаны 1-го ранга РИФ.

27 сентября 1855 года капитан 1-го ранга Фрейганг К.В. прибыл в Баку и вступил в командование Бакинской станцией.

О службе в Баку из Послужного списка, составленного собственноручно командующим Бакинской станцией Фрейганг К.В.(Из семейного архива Никольского А.С.)

                1855 год:

    15 сентября на пароходе "Ленкорань" отправился из Астрахани к Бакинской станции, а по прибытии туда 27-го сентября вступил в командование оною и находился на пароходе "Кама" и шхуне "Муха" по 1-е января 1856 года.

                1856 год:

    С 1-го января по 10-е марта на пароходе "Ленкорань", а с 18 марта по 1-е января 1857 года на шхуне "Муха" командующим Бакинскою станцией в крейсерстве в море и при занятии поста Бакинского рейда.

                1857 год:

    С 1-го января 1857 года по 1-е января 1858 года на шхуне "Муха" командующим Бакинскою станцией:

    От 1-го января по 7-е февраля на Бакинском рейде.
    С 7-го по 8-е февраля от Баку до острова Сары.
    С 8-го по 17-е - на Саринском рейде делал промер.
    С 17-го по 19-е - от Сары до Баку.
    С 19-го февраля по 1-е июня - на Бакинском рейде делал промер.
    С 1-го по 8-е июня - от Баку до Ленкорани и обратно.
    С 8-го по 11-е - На Бакинском рейде.
    С 11-го по 13-е - от Баку до Сальян и обратно.
    С 13-го июня по 16-е сентября - на Бакинском рейде.
    С 16-го по 20-е сентября - от Баку в Апшеронский пролив и обратно.
    31-го мая, 4-го июня, 1,7,13,19 и 21 -го августа, 4 и 6-го сентября - снимались с якоря, лавируя в Бакинской бухте, делая парусами учение.
    С 6-го сентября по 1-е января 1858 года на Бакинском рейде на якоре.

                1858 год:

    С 1-го января 1858 года по 1-е января 1859 года находился на шхуне Муха командующим Бакинскою станцией:

    С 1-го января по 23-е апреля на Бакинском рейде на якоре.
    24, 25 и 26-го лавировал по рейду.
    С 27-го апреля - на Бакинском рейде на якоре.
    8 и 9-го мая под парусами из Баку в Ленкорань.
    С 10-го по 15-е - на Ленкоранском рейде на якоре.
    17-го и 18-го - под парусами в пути из Ленкорани в Баку.
    18-го и 19-го - на Бакинском рейде на якоре.
    20-го ходили к острову Нарген и обратно.
    С 21-го по 27-е - на якоре на Бакинском рейде.
    28-го - лавмровал по рейду.
    С 29-го мая по 12-е июня - на якоре на Бакинском рейде.
    13,14 и 15-го - лавировал по рейду.
    С 16-го июня по 10-е июля - на якоре на Бакинском рейде.
    11 и 12-го ходил в Апшерон и обратно.
    С 19-го по 25-е - на якоре на Бакинском рейде.
    26-го лавировал на рейде.
    С 27-го июля по 18-е августа - на якоре на Бакинском рейде.
    19,20,21 и 22-го - ходили к устью реки Куры и обратно.
    С 23-го августа по 20-е сентября - на якоре на Бакинском рейде.
    С 20-го сентября по 1-е января 1859 года - на Бакинском рейде.

В 1858 году был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени с Императорской короной. [6]

                1859 - 1861 гг.:

    С 1-го января 1859 года по 1-е января 1860 года находился на шхуне "Муха".
    Командующим Бакинскою станцией по 1-е августа 1861 года.

                Dumas Alexandre " Le voyage au Caucase":

"Я явился к г-же Пигулевской к самому обеду. Все утро дул сильный ветер и море штормило; но вот ветер улегся, и море утихло, так что г-н Фрейганг надеялся показать нам сказочное зрелище, которое можно увидеть только в Баку. Тем зрелищем являются морские огни. Мы также должны были пойти в мечеть Фатимы."
"Мы снова сели в барку, где нас ожидали гребцы, и продолжили наш путь к мысу Баилов. Ночь была тиха и очень темна. Несмотря на это спокойствие, в море поднялась небольшая зыбь, предвещавшая близость шторма. Эта зыбь только увеличила бы живописность зрелища; но нам следовало поторопиться, так как, появившись раньше, чем мы его ожидали, ветер мог и вовсе нас лишить этого представления.

Минуту мы искали место, где было замечено вскипание воды. Впрочем, его легко было найти, ориентируясь на запах нефти.
Вскоре один из матросов сказал г-ну Фрейгангу :
- Это здесь, капитан.
- Хорошо, делай, что полагается, - ответил тот ему, - предвкушая наше удовольствие от сюрприза.

Матрос взял в обе руки по пучку пакли, зажег их от фонаря, поднесенного товарищем, и бросил оба пучка за левый и за правый борт. Мгновенно море вокруг нас воспламенилось, и это на протяжении целой четверти версты.
Воображаю, каким ужасом был охвачен первый, кто, проходя этим местом, зажег свою сигару бумажкой и, бросив эту бумажку в море, увидел, как море разгорелось, подобно огромной пуншевой чаше.
Наша лодка походила на лодку Харона, переправляющуюся через реку ада; море превратилось в настоящего Флегетона. Мы плавали буквально посреди пламени.

К счастью, это пламя чудно-золотистого цвета было прозрачно, как пламя спирта, и мы едва ощущали его приятную теплоту. Избавившись от волнения, мы смогли понаблюдать еще более внимательно за этим фантастическим зрелищем. Море горело более или менее обширными островками; некоторые из них были шириной в круглый стол на двенадцать персон; другие - величиной в тюильрийский бассейн; мы плавали в проливах, хотя время от времени наши гребцы по приказу капитана перевозили нас по этим горящим островкам. Это, безусловно, самое интересное и самое завораживающее зрелище, которое только можно было бы увидеть и которое, я думаю, нигде, кроме как в этом уголке мира, не встречается...."

    "Учебное заведение Св. Нины перешло в Баку из Шемахи, после того, как Баку стал губернским городом. Оно было открыто в Баку 1 ноября 1861 года. Для помещения его приобретен дом Карла Васильевича Фрейганга – в то время загородный, а ныне – старое помещение Михайловской городской больницы. Приобретенный дом состоял из четырех комнат: залы, столовой, кабинета и гостиной с полукруглым выступом, в виде балкона, в три света. Последняя (гостиная) была приспособлена к помещению церкви, а в полукруглом выступе устроен алтарь." [7]

 
16 августа 1861 года капитан 1-го ранга Фрейганг К.В. был назначен командиром 44-го флотского экипажа Черноморского флота, а 6 ноября 1861 года — командиром 10-го рабочего экипажа.

В 1862 году награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом «за 25 лет проведенных в офицерских чинах».

16 марта 1863 года причислен к 8-му ФЭ Балтийского флота.
13 января 1864 года зачислен по резервному флоту.

20 января 1864 года Фрейганг Карл Васильевич был произведен в контр-адмиралы РИФ с увольнением от службы.

После выхода в отставку служил в гражданских учреждениях.
В 1872-1873 гг. служил в Департаменте Таможенных сборов при Министерстве финансов Российской империи журналистом, членом Александровской таможни( местечко Варшавской губ. на прусской границе).

В 1873 году Фрейганг К.В. был "переименован в действительные статские советники соответственно воинскому чину его контр-адмирала".

Дата смерти отставного контр-адмирала Фрейганга Карла Васильевича нам пока не известна...

Семейное положение:
Жена: Наталия Алексеевна - дочь генерал-майора Копьева .
Дети: Анна ( рожд. 1851 г.), Елена ( рожд. 1853 г.) и Зинаида ( рожд. 1855 г.).
«Фрейганг Зинаида Карловна( в замуж. фон Траутенберг) рожд.1855 . Дочь отст. к-адм. Карла Васильевича Ф. (1815 г.) и Наталии Алексеевны, ур. Копьевой. Муж в 1878-1887 (развод) Рауш фон Траутенберг Карл Адольф Пауль (Павел Трофимович) (1855-1902).» [12]

Пояснения Александра Сергеевича Никольского к фотографии семьи К.В. Фрейганга (сохранен оригинал текста письма из Парижа к Сибор ):
«Карл Васильевич Фрейганг с семьей
Преполагаю что это  конец 70-х годов,,, по середине  старшая дочь Анна (моя бабушка) родившаяся 16/06/1851 г и по виду ей лет 18-20 вскоре выйдет замуж кто из сестер Зинаида кто Елена  не известно.
Жена Наталья Алексеевна Копьева (?-?) дочь Алексея Даниловича Копьева (смотрите в Интернет) ставшего известным за то что явившись ко двору Павла 1-го в форме представляющей собою каррикатуру на реформы на немецкий вкус императора, был им разжалован и сослан (в ссылке женился на внучке адмирала Сиверса) потом был юмористом писателем,
По-видимому Наталья Алексеевна , имела жесткий характер - история о ее ссоре с Камчатским губернатором дошла до меня.....в главе о посещении Баку,  Дюма пишет что она замечательно говорила по французски и сопровождала Дюма  на Бакинском рынке...
Дочь Анна Карловна вышла за артиллерийского офицера Николая Петровича Никольского жила в Ялте где по слухам умерла с голода в 1922-м году . Один из ее сыновей Сергей, мой отец.
Мой отец мне рассказывал, что семья Карла Васильевича  приехала в Баку и его мать тогда была девочкой, смутно помнит путешествие,  и что она помнила как мимо их дома в Баку шли войска  "Шамиля брать".
Сестра Елена умерла в молодости, Зинаида вышла за барона Рауш фон Траубенберг.
История семьи Фрейгангов интересная - они ничуть не балты, а по происхождению немцы.
Про Василья Ивановича Ф. у Вас написано правильно... интересно что он был из первых русских посланных императором учится в Геттингене (заслуги отца ?) женился на дочери переводчика посольства в Вене.
Похоронен в Венеции  ( я был на его могиле). Интересный дневник его супруги "письма о Кавказе" у меня имеется в оригинальном издании (нашел по интернету у букиниста в Германии).
Отец Василия (дед адмирала) Иоганн Готлиб был военным врачем, Лейб медиком царевича  Павла Петровича, спас его от попытки отравления.»

Примечания:

   [1] В 1916 году в Гамбурге на французском языке вышла книга «Письма о Кавказе и Грузии». Автором ее была женщина, совершившая путешествие по Кавказу в начале XIX века – Фредерика Фрейганг - женщина, имевшая мужество следовать за своим мужем, невзирая на трудности пути и, невзирая на опасности. Путь их лежал через реку Терек, Крестовый перевал в сторону Георгиевска. Путешествие длилось около четырех лет, часть пути преодолевалась зимой, что было особенно большим риском для женщины с детьми в те времена.
   [2] First edition of this collection of letters from a journey to Caucasia and Georgia in 1811-12 (pp. 1-230), by Frederika von Freygang, who accompanied her husband on a diplomatic mission to negotiate about a treaty with Persia.
   [3] включен в список МОРЯКИ писатели: http://wap.kortic.b.qip.ru/?1-2-0-00000014-000-0-0
   [4]http://yandex.ru/404.html/?hl=12
   [5]http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/197/years.html
   [6]Знак ордена Св. Станислава 2-й степени разделялся на 2 вида: крест, украшенный императорской короной и крест без короны .
     

           Уважаемые Читатели !       

Статья с полным текстом и фотографиями находится на сайте "Наш Баку"(http://www.ourbaku.com/index.php5/) в разделе "Морской Баку".

С уважением, Сибор.