Незабываемое путешествие по временным поясам

Кора Журавлёва
            Путешествие по временнЫм поясам

      7 марта я прилетела самолётом в Улан-Удэ из Москвы по делам,а заодно и навестить подругу и отдохнуть. 13 марта, завершив все свои дела в Улан-Удэ, я решила вернуться в Москву поездом.
      Разницу в часовых поясах я уже испытала на своём «отдыхе» после приземления самолёта почти неделю назад. Поэтому решила больше не подвергать испытаниям свой биоритм скоростными перелётами, а постепенно вживаться в вынужденные часовые испытания.
      Поезд из Улан-Удэ отправлялся в 21.40 час по местному времени, в Москве же на данный момент было 16.40 час. Примерно через сутки (14 марта) мы прибыли в Тайшет.
      Невероятно, но солнце опустилось за горизонт в этом пункте примерно в 20 часов, по времени на моих часах, стрелки которых я не меняла сознательно из любопытства, чтобы сравнивать постоянно разницу между московским временем и пунктами остановок на протяжении всего маршрута поезда.
      Часовая разница между Москвой и Улан-Удэ была постоянной в 5 часов, поэтому мне было не сложно рассчитывать изменения во времени между Москвой и другими городами, по мере приближения поезда к Москве.
      Для тех, кто живёт в европейской части Союза закат солнца в Тайшете, Сибири (!), в 20 часов вечера удивительно! У нас зимой, да и в марте месяце в 17 часов уже густые сумерки! А здесь?! Для меня это было открытием!
      15 марта, на моих часах 9 часов утра по времени Улан-Удэ, а на станции Мариинск, вокзальные часы показывают 8 часов утра. Солнце поднялось над горизонтом примерно на 20 градусов.

      На протяжении всего пути по Сибири я видела большие снежные заносы и сугробы, а железная дорога пролегала среди сплошной стены белых берёз. Целые леса берёз, не часто перемежаемые хвойными породами. Таких белых берёзовых стволов я никогда не видела! Они были такие же белые, как снег!

      В 11.00 мы проехали станцию с интересным названием «Яя» (!). Далее следовали станции «Тайга» и «Зима». И берёзы! Везде нескончаемые берёзовые леса. После Новосибирска леса уходят подальше или далеко от железной дороги с редким березняком.      
      Снег лежит до половины телеграфных столбов. Видела, через окно вагона, как человек прокладывал тропинку, а скорее всего «траншею», потому что снег доходил ему до бедра. Солнце такое яркое и кажется так «печёт», что вроде бы на улице плюсовая температура, потому что вагонное окно стало очень горячим.
      На остановке в Новосибирске я вышла из вагона на перрон. Не знаю, сколько было градусов, но щёки и нос щипало морозцем далеко за минус 10, по опыту знаю.
А, между тем, солнце пекло нещадно! Но никогда я не видела и не ощущала такого яркого и такого «безвредного» солнечного тепла! Всё же я увидела, как с крыши вокзала капала капель, а когда я подошла посмотреть на «лужицу» от капели, то увидела там лишь потемневший лёд!
      Само солнце, как раскалённый шар, огромный, оранжево-жёлто-малинового цвета до сих пор висит над краем линии горизонта вот уже в течение часа или двух, а мы всё едем и едем прямо на этот сверкающий диск. Это наш поезд «остановил» движение солнца по орбите, потому что на большой скорости мы движемся в ту же сторону «заката», куда движется и само солнце «на ночь» (шутка!). И всё-таки я узнала температуру воздуха за окном вагона. Мне сказали, что в Новосибирске было 12-14 градусов мороза. Вот тебе и капель!

      Очень интересно наблюдать видимые часовые изменения в течение 24-х часов, когда ты движешься в поезде по ходу солнца или когда летишь на самолёте против движения солнца. Сейчас 21.00 (по моим часам) а солнце лишь приблизилось к горизонту. Кажется всё неправдоподобным, когда ты точно знаешь, что сегодня лишь 15 марта, и к тому же это Сибирь! Закат почти, как на юге, да и то, такое можно увидеть только в июне-июле месяце.

      Завтра будет 16 марта, наверное, будет самый длинный день потому, что наш поезд стремительно движется к закату, пересекая меридианы, опережая и предвосхищая заход солнца за горизонт. Время на моих часах, показывает такое же время, как в Улан-Удэ, тем самым, подчёркивая разницу во времени между сибирскими городами, по мере приближения поезда к Москве.
      Станция Барабинск, местное время 20.00, а в Москве 16.00. Хотя солнце уже и опустилось за горизонт, но ещё почему-то очень светло, даже читать можно.
      17 марта. На моих часах (по Улан-Удэ) 9.00 утра, а за окном поезда ещё темно. Проехали Тюмень, разница во времени с Москвой сократилось до 3-х часов.
      Подъезжаем к Свердловску. Город мне известный ещё с детства. После Свердловска, примерно в пяти минутах езды на поезде, на 1777-ом километре от Москвы, стоит столб, символично разделяющий Азию и Европу. Сказала нам об этом кондуктор вагона. Очень хотелось увидеть этот «пограничный» символ. Не повезло! Обидно! Зачиталась книжкой и ровно минуты полторы отделили меня от момента, когда проезжали мимо этого столба «Европа-Азия», и я не успела его увидеть. Успела заметить только табличку с километражем на ней - «1777», столб же проехали чуть раньше!
      По мере приближения к Москве пейзаж менялся уже знакомой мне и привычной для моего глаза природой. Остановки стали чаще, вокзалы многолюднее, казалось, что я возвращаюсь из страны, о которой раньше ничего не знала. По большому счёту это было почти верно. СССР огромная страна, с 11-тью часовыми поясами, с разными климатическими условиями, поэтому очень многие мои соотечественники и представления не имеют, как всё это выглядит в реальности. Конечно, в школах мы всё учили, но это была только теория, а вот видели мы свою страну всю, далеко не все. 
На такое путешествие понадобилась бы, наверное, целая жизнь.

      От Улан-Удэ до Иркутска 1100 км, от Иркутска до Москвы 5191 км, а мне от Москвы нужно было ехать ещё в Украину почти сутки. Я проехала от Улан-Удэ до Москвы почти семь меридианов, почти шесть часовых поясов за пять суток. Выехала я из Улан-Удэ поздно вечером 13 марта, а прибыла в Москву 18 марта днём. Пересадка в Москве, и в домой в Украину я приехала 19 марта.    
      Всего моё путешествие длилось более шести суток, из которых пять суток я повела в поезде до Москвы. Выпила я, наверное, около пяти литров чая, а что ела, - не помню. Вот такое путешествие по времени я совершила!