Камо грядеши?

Новиков Борис Владимирович
Есть нынче одна весьма опасная тенденция. Если свести к «сухому остатку» сформулированные в разной редакции характеристики переживаемого нами сейчас периода, он будет звучать достаточно простенько: «победил капитализм». Или, что есть то же самое – «социализм погиб». А, поскольку так, естественно (звучит и воспринимается) появляется призыв к «подготовке социалистической революции». И, пусть исходил бы он из уст аматоров-революционеров, политических бомжей, авантюристов, маргиналов и ничтожеств, провокаторов и революционеров по профессии, коих несметное количество вызвало к жизни нынешнее время – можно было бы не обращать на это внимание. Но такая констатация все чаще встречается как на страницах серьезной коммунистической печати, так и – в политических документах коммунистических партий. А это уже – проблема. Мягко говоря. Говоря же жестко – это уже опасно. Для существа дела, разумеется, опасно. Ибо быть сегодня коммунистом, и не осознавать, что дело это крайне опасное – и наивно, и опрометчиво.

Нельзя коммунисту (настоящему, действительному, а не реальному, не нотариально заверенному, не «члену КП» всего лишь) забывать ленинский завет: «коммунистом можно стать, лишь обогатив свою память всеми знаниями, которые были выработаны человечеством». И, в первую очередь – сделать своим достоянием, освоить «живу душу марксизма» – материалист ическую диалектику.

Итак: почему некорректен в научно-теоретическом отношении, почему методологически неверен вывод: «победил капитализм», или, что то же самое: «социализм потерпел поражение»? Почему недопустимо употребление соответствующих глаголов в совершенной форме? Не потому, разумеется, что нам этого не хочется (себе самим в этом боимся признаться). Это – чисто субъективное (хотя и вполне нормальное и естественное) состояние духа и души всякого порядочного человека нынче. Но субъективное мнение либо желание в науке мало чего стоит. Не потому он не «потерпел», что сама мысль об этом кажется нам нестерпимой, а потому, что и капитализм, и коммунизм (социализм) – это явление не внутринациональное (региональное, континентальное) – но всечеловеческое. Глобальное. Всемирное.

Сегодня (как и вчера) на земном шаре нет ничего, кроме двух мировых систем. Капитализма и социализма. Притом капитализм – это все то, что не есть социализм. А социализм – все то, что не есть капитализм. И – не иначе. А тот факт, что плацдарм социализма съежился, скукожился сегодня до размеров: Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, Ливия, Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия и др., так это означает только то, что контрреволюция в деле своем безнадежном и абсолютно никакой перспективы на победу не имеющем, преуспела чуть поболее, нежели во все свои прежние попытки. И ничего более. Ничегошеньки.

Социализм в 1941 году противостоял капитализму и, соответственно, очередной попытке контрреволюции: нашествию фашизма (его называют германским, но это неверно; вскармливали его в Германии ВСЕ без изъятия т.н. высокоразвитые) в лице одного-единственного Союза Советских Социалистических Республик. СССР. Противостоял и выстоял. И вышел (социализм) из этого невероятного испытания упрочившимся и в качественных, и в количественных своих определениях. Образовалась мировая СИСТЕМА социализма. И сорок последующих лет наряду с решением имманентных созидательных задач системе социализма постоянно необходимо было отвечать на «вызовы», ибо мир уходящий не может (по определению) вести себя иначе, кроме как ВЫЗЫВАЮЩЕ. Вызывающе, бесцеремонно и нагло. Брутально. Исповедуя двойные стандарты и возводя в ранг повседневного жизнебытия лицемерие. Законченный символ этого мира – косноязычный деБИЛЛ со спущенными штанами в одной и с «томагавком» в другой руке. Ложь, аморальность и безнаказанное насилие – вот «три кита», на которых зиждется нынче этот мир. Мир, осознающий и предчувствующий свою безысходность и обреченность, и потому тотально фашизирующийся, т.е. все свои устремления направляющий на самосохранение любыми средствами, на консервацию исчерпавшей себя уж невесть когда социальной формы – капитализма. Однако ж: накось-выкусь.. Есть сегодня (что поделаешь: «роет крот истории») факторы исторического развития, учет которых позволяет сделать вывод: не то что «окончательная и безоговорочная победа», «реванш предыстории» и прочие благоглупости не светят этому миру, но его окончательная гибель и развал – дело БЛИЖАЙШЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

Укажем на два фактора такого порядка. (Разумеется, что диагноз, поставленный капитализму еще сто лет тому назад и постоянно уточнявшийся и уточняющийся по мере развития как самого капитализма, так и марксистско-ленинской теории – безупречен и сегодня).

Фактор первый. Принципиальная невозможность очередной (третьей) мировой войны. Война – это диалектическое противоречие, пульсирующее в противоположностях «фронт – тыл», «победа – поражение» и пр. Когда же в современном мире открыто, создано и накоплено такое количество оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического и т.п.), что уже десятки (если не сотни) раз в случае его применения можно уничтожить все живое на Земле (включая вирусы и бактерии), так это ж только боезапас, а учтите сотни ядерных реакторов на АЭС, химические производства, высотные плотины и другие гидротехнические сооружения, которые в случае их разрушения будут «действовать» по варианту 4-го реактора Чернобыльской АЭС, – мало не покажется. Ни фронта, ни тыла. Ни победителей, ни побежденных. Война как явление сегодня ( и завтра) НЕВОЗМОЖНА. Уже невозможна. Возможен только рукотворный Апокалипсис. (А все т.н. региональные, локальные, «точечные» войны и вооруженные конфликты сегодня – это лишь фитили, ведущие к одной, общей на всю земную цивилизацию, пороховой бочке. Очень большой бочке.). И только так их необходимо сегодня расценивать. И соответственно – к ним относиться.

Поэтому спрашивается: а почему это мы БОЛЬШЕ боимся такой перспективы, чем они? Мы – разоренные, ограбленные, униженные и унижаемые. И они – сытые, тучные, лоснящиеся от довольства и самодовольства. «Победители»? Ответ на этот вопрос – очевиден. А посему: пусть повесит НАТО во главе со своим бесцеремонным и наглым предводителем во главе ими же предуманный и насаждаемый миф о своей превосходящей военной и прочей мощи... на гвоздик, и успокоится. Ненадолго. А до той поры, пока истинный хозяин мира: ТРУД и, соответственно – ЛЮДИ ТРУДА возьмут свою судьбу в свои собственные руки. А паразитов, кровососов и бездельников всех мастей и калибров наладят на их законное место – на свалку истории.

Фактор второй. Энергетический, а еще точнее – фактор нефти. Казалось бы – при чем здесь нефть? Вспомните сюжеты (последний – буквально годичной давности), связанные с повышением цен на горючее в т.н. высокоразвитых и цивилизованных. Копеечное, к слову сказать, повышение. Даже не в разы. И за 2 – 3 дня одни лишь водители одних лишь грузовиков парализуют жизнь (ставят на уши)» благополучную во всех отношениях» Францию, «сытую и спокойную, а также законопослушную» ФРГ, «благопристойную» Англию не говоря уж о всяких там Бельгиях, Испаниях, Италиях с Голландиями.. Вы полагаете, существенно иными будут реакции в подобной ситуации в США, Японии? Полагайте, полагайте...

Нефть – минеральное сырье. Необратимо исчерпаемый ресурс Земли. Невосполнимый ресурс. И моря нефти под султанатами и эмиратами Ближнего Востока, под Нигерией, Венесуэлой и Мексикой, на шельфах Норвегии станут озерами нефти, а затем – лужами нефти... Но, прежде, чем это произойдет, международные сообщества типа ОПЕК успеют показать «высокоразвитым и цивилизованным» кузькину мамку: дружба дружбой (в смысле: доллары долларами) – а нефть – НАША. И – ничего не поделаешь: политика канонерок сегодня – не пройдет, и с рук, как всегда до сих пор сходила – НЕ СОЙДЕТ. И не потому только не сойдет, что сегодня в принципе нельзя завоевать и оккупировать (независимо от размеров территории и количества населения) НИ ОДНОЙ страны (даже размеров Гренады, если она того не пожелает, и окажет сопротивление хотя бы в режиме партизанской войны), но и потому, что миру капитала сегодня, как и вчера – противостоит мир... социализма. И не суть важно, какую конкретно форму (идеологическую, культурную, религиозную и пр.) носят идеи и устремления жить по-человечески, свободно, суверенно. Сегодня мир не менее, но еще более и отчетливо, чем это было двадцать лет тому назад – ПОЛЯРИЗОВАН. (Это только выжившим из остатков ума идеологическим служкам капитала могла прийти в голову «формула победителей»: «однополюсный» мир. Вдумайтесь, кто имеет хотя бы малейшее представление о том, что такое ПОЛЮС, возможно ли в реальности что-либо (уж о действительности и речь не идет), что было бы «однополюсным»???

Нет. Мир нынешний – таки двуполюсный. Он еще более двуполюсен, нежели был до того времени, когда мировой контрреволюции удалось учинить такой разор с СССР. Во-первых, воочию, на практике за истекшее десятилетие (воистину – на собственной шкуре) абсолютно подавляющее число людей в России, Украине (словом – всех союзных республиках-сестрах), в странах Восточной Европы (задумайтесь, почему «ости» в ФРГ ненавидят «вести» и ненависть эта, судя по всему – взаимная) убедились, чем идеологическая реклама капиталистического рая отличается от прозы капиталистической практики. Да вся коммунистическая идеология не сумела привить такого чувства ненависти, брезгливости и отвращения к капитализму, не могла сформировать (да, откровенно говоря, никогда такой цели она перед собой и не ставила) такой постоянно нарастающий комплекс антиамериканизма, антизападничества, который уже сформировался и объективно продолжает нарастать и укреплятся по мере того, как нашим людям не из книжек, но воочию становится понятным, что к чему, кто к кому и что почем. Да, преуспела контра в нашей стране за последнее десятилетие. Урон (духовный, душевный, материальный, людской) – уже намного превзошел урон, нанесенный нам фашистским нашествием №1. Тогда гнали и догнали нас до Волги. Ничего, уперлись мы (отцы наши и матери) сапогом в противоположный берег матушки-Волги – и начали землю вращать «от себя, от себя, от себя». На этот раз, пожалуй, придется тем же сапогом в хребет Уральский упираться. Ничего. Мы – привышные. Упремся. Мы – профукали. Мы – и восстановим страну родную. В одной из любимых песен советского народа, господа капиталисты, были такие слова: « Как невесту, Родину мы любим // Бережем, как ласковую мать». Ну, не уберегли. Проспали, проморгали, проболтали, пропили, про... В полоне они. И невеста. И мать. Спрашивается: что делает в таких условиях наш человек, нормальный человек? Правильно. ВЫЗВОЛЯЕТ невесту и мать из полона. Либо – складывает голову свою непутевую.

…Итак, констатируем очевидное. Вне зависимости от того, что вытворяет взбесившаяся нынче и озверевшая от ощущения безысходности и обреченности идеологическая босота в СМДИ (средствах массовой дезинформации), как забугорная, так и местная, временно оккупировавшая бывшие средства массовой информации (СМИ), расклад сегодняшний геополитический – прост как выеденное яйцо. На одном полюсе: – т.н. золотой миллиард. На полюсе ПРОТИВОПОЛОЖНОМ:

– пять с лишним миллиардов обобранных (и обираемых), униженных (и унижаемых), оскорбленных (и оскорбляемых). Такой расклад.

Исход ясен? Ждите...

Резюмируя разговор о сегодняшнем коллективном портрете контрреволюции, сошлемся на удивительно точную его характеристику, данную А.М.Горьким этому же явлению еще в начале века XX, когда, последовала реакция на первую попытку «штурмовать небо»: революцию 1905-1907 г.г.

«Всюду массы народные – источники всех возможностей, единственные силы, способные создать действительное возрождение жизни, – всюду они приходят в брожение с быстротою, которую едва ли наблюдала история прошлого. И обратите внимание на способ, которым защищает свою позицию старый мир, – это один способ: физическое воздействие, и нигде старинных, в свое время успешных попыток бороться на почве идей с ростом непримиримости жизненных противоречий. Не выдвигается ничего, что можно было бы считать серьезным возражением социализму как учению о новой культуре, как философии, обнимающей все явления жизни, ничего, несмотря на то, что это учение не завершено, находится в текучем состоянии, имеет в себе много недоговоренного и может вызвать у энергичного ума ряд вопросов весьма сложных, трудных.

Но энергичного ума – нет, старый мир одряхлел и духовно бессилен, он может себя отстаивать лишь чужой, грубой силой, собранной в его нервных руках. Есть много крупного и мелкого, что ясно говорит об упадке политического творчества буржуазии, и все кричит против ее неспособности к творчеству социальному. Она издыхает...

Дело идет начистоту: против капитала, наглого и оголенного в своих желаниях, встает масса, все более резко сознающая необходимость открытой борьбы». (Горький – И.П.Ладыжникову, 8 июня 1907 г. – Переписка – М.Горького. – М., 1986. Т II. – с.334-336).

(Архив 2003 года)