Над пропастью во лжи

Новиков Борис Владимирович
Именно так, почти по Сэлинджеру, можно лаконично охарактеризовать духовную ситуацию, ныне сущую в нашем обществе.

Из недооценки и сознательного небрежения наукой во времена оные, когда ее уделом было – плестись в хвосте принимаемых (и, разумеется, всенепременно – “исторических”) политических и многих иных решений, выросла и утвердилась ситуация, когда во всех случаях жизни было достаточно, можно (и должно) руководствоваться “чувством глубокого удовлетворения”.

Из сознательной установки на духовное одичание и последовательное осуществление интеллектуального геноцида в условиях современных взращено было юными натуралистами контрреволюции и умело привито чувство беззаветного упования исключительно на “здравый смысл”. Но это только с точки зрения здравого смысла здравый смысл является предельным и исчерпывающим основанием для дел практических. Нет. Любой второкурсник сварочного (не говоря уж о философском) факультета (если только он не “позвоночное” и не отпетый двоечник) знает, что здравый смысл, здравомыслие – это есть уровень интеллекта, не выходящего за рамки обыденного сознания. Что это знание и познание на уровне: “сколько вижу, столько знаю”. С точки зрения здравого смысла ложечка в стакане с чаем – сломана… Здравомыслие, если им ограничиться, не дотягивает не то что до разума, но даже до разрешающих возможностей рассудка. Неучет (либо же намеренное игнорирование) этих простых истин имеет своим неизбежным следствием именно то, чему мы сегодня свидетели: вакханалию бездуховности, неистовую травлю всякой по-настоящему добросовестной и научно-добротной попытки осмысления и решения задач и проблем (и в первую очередь – в сфере т.н. гуманитарной: экономической, политической, социальной, культурной…).

Есть политика и есть политиканство. Последнее – это когда во власть идут исключительно на запах собственности, на запах чужим трудом добытого достояния. Когда лихорадочно переписывают законы и Конституции, легализуя (легитимируя) “черный передел”: элементарное воровство.

Есть экономика, и есть ликвидный бизнес. У нас нет экономики. Экономика – это органический синтез диалектических противоположностей: производства и потребления. У нас сегодня: полное господство (видимо, именно отсюда и поэтому – ГОСПОДА) ликвидного бизнеса: спекуляция, ростовщичество, биржевые операции, коммерция и т.п., то есть воровство в сфере обмена и распределения.

Есть экология, и есть экологизм – попытка уничтожить науку и технологию, попытка деиндустриализации страны под заунывное бормотание о гибнущей природе.

Есть эстетика, и есть эстетство. Эстетство – это торговля краденой красотой. Субъекты естества – растлители от “искусства”: 10 лет – шквал опустошающей душу и иссушающей ум попсы, харда, рока. Да, воистину роковую роль был призван сыграть рок в подготовке “человеческого материала” к социальному, экономическому, политическому, духовному оскоплению. И, судя по всему, сыграл не без успеха.

Всего же печальнее то обстоятельство, что приходится констатировать: есть философия, и есть философство.

Философство – это когда полная и беззаветная готовность жить в режиме духовного сервилизма, готовность к исполнению исключительно апологетической функции, более того – к отождествлению себя с этой функцией. Философство – это когда “на потребу”, когда полная готовность “принять форму кувшина”, когда высший пилотаж умения “попадать в струю”… Когда готов безучастно наблюдать, как взращивается шестое чувство – “чувство глубокого удовлетворения”, а то и седьмое “чувство глубокой благодарности”. А когда меняется политическая коньюктура – с такой же истовостью и верноподданническим блеском в глазах готов “философски” принять и санкционировать любой духовный китч и спеть ему осанну. Да что там китч. Готов именем и авторитетом философии санкционировать НЛО и астрологию, религию самого экзотического пошиба и полтергейст, спиритизм и хиромантию, словом – любую окрошку из отбросов духа. Философство – это когда взахлеб (в очередной раз “прозрев”) превозносить готов здравый смысл как предельное основание мысли и терпимо до невозможности относиться к селевому потоку “перестроечного” новояза, методично и целенаправленно обрушиваемого на головы людей. Потоку, который с энергией, равной невежеству, алчности, подлости и коварству его носителей и разносчиков сметает на своем пути все, на чем так или иначе: отпечаток и отблеск истины, духовности, разума, интеллигентности. Пользы, истины, добра и красоты. Творчества и свободы. Отпечаток культурной культуры, в том числе и философской. Философство – это молчание, а то и восторженно-энтузиастический лепет при виде нарастающей подмены нетленки растленкой, при виде сознательной “порчи слов” и порчи смыслов, деформации намеренной понятийного и категориального пространства науки, научной философии. Философство – это готовность отречься (втихую либо эстрадно) от того, чему вчера служил и поклонялся в том деле, которое в свое время избрал (ну, не по приговору же народного суда) делом своей жизни. Это – предательство себя, других, всех. Ибо – предательство Дела своего. Философство – это готовность служить форме превращенной, видимости объективированной. Служить умом хоть сатане, лишь бы “капало”. Это – насаждение иррационализма средствами разума и нещадная эксплуатация “принципа лжи”: с целью насаждения и закрепления эксплуатации уже практической (ее, ее родимой). Философство – это выхолащивание из философии научной ее “живой души”, а посему – философское душегубство. Отречение от осуществляющегося диалектического противоречия, от субстанциальности материи, от теории отражения, гуманизма, свободы, творчества, культуры. Ничтожество знает лишь один способ самоутверждения – уничижение другого и других. И философское ничтожество – философство – только так может “уничтожать” научную философию. Помните, мы в свое время разговоры разговаривали и детей пугали “теневой экономикой”? (Как сегодня – “мафией”. Но как тогда, так и теперь, и это за десять-то лет: не показали пугатели живого мафиози народу. С чего бы это…).

Так вот, если есть теневая экономика, она непременно будет иметь своими производными теневую политику, теневую идеологию, теневую нравственность, теневое искусство и, всенепременно … теневую философию. Философство то есть. Вот оно-то и готово сегодня, в условиях полной легитимизации тени (сумерек) продать и предать все и вся: принципы, идеалы, ценности, землю, детей, прошлое и будущее наше. Науку. Ибо философство – это философия в ее грязно-торгашеской форме. Это есть полная готовность “философски” оформить и “оправдать” допустимость бытия человека труда, человека творчества в качестве рабочей силы лишь, в качестве товара, в качестве пролетария, в качестве средства, в качестве “определенным образом выдрессированной силы природы” (Маркс).

Есть властители дум, а есть хозяйчики мыслишек: авторы и почитатели “нового мышления”. (Мышление же не бывает “новым” и “старым”, но исключительно: научным и ненаучным. Последнее, в свою очередь, – донаучным и антинаучным). Словом: есть Карл, а есть карлики…

Есть исторические события, способные возвести толпу до уровня народа – такова Октябрьская революция; есть исторические события, способные низвести народ до уровня толпы – такова победа фашизма в Германии. Так или похоже сказал в свое время очень высокой культуры философской человек – Михаил Александрович Лифшиц.

Сегодня, по прошествии более чем полувека с момента его появления, феномен фашизма изучен, что называется, вдоль и поперек. Ясны его природа, условия и детерминанты рождения, формирования и развития, техника и технология культивирования, механизмы экономического, политического, социального, идеологического, психологического обеспечения и т.д. и т.п. Словом, ясно практически все. Но до сих пор саднит ум и душу один неотвеченный вопрос: как могло статься так, что этот дьявольский выброс антикультуры и человеконенавистничества (теоретического и практического) случился именно в Германии? В стране, давшей миру Николая Кузанского и братьев Гримм, Лейбница и Гумбольдта, Гердера и Лессинга, Шиллера и Бетховена, Новалиса и Гельдерлина, Гете и Гейне, Канта и Фихте, Гегеля и Босха, Баха и Вагнера, Вейтлинга и Бебеля, Маркса и Энгельса…

И такие пласты поистине классической, истинной, нетленной, непреходящей, общечеловеческой культуры были стерты за неполные два десятилетия, подобно тому как влажной тряпкой смахивают слой пыли с письменного стола. И кем?? Кучкой интеллектуальных и политических босяков. Неврастеничных демагогов и полузнаек.

Какая трагическая несоотносимость. И какая страшная цена, какая непомерная дань, уплаченная человечеством; какие жертвы, принесенные на алтарь избавления от всепожирающего Молоха антикультуры.

И не о том разговор, что фашизм есть концентрированное выражение буржуазности, последняя охранительная реакция уходящего мира – это так; и не о том, что вскормили коричневых белые, остановили коричневых красные, социализм, СССР. Это тоже так, ибо это – факт. (Не мною сказано: сон разума рождает чудовищ. И что же надобно иметь вместо головы и сердца – тыкву и клок шерсти, видимо, – чтобы сегодня писать, говорить и читать безропотно слова “красный” и “коричневый” через … дефис???).

А о том разговор, что история (та самая, которая учит лишь тому, что ничему не учит) предупреждает: наукой нельзя пренебрегать. Ибо она есть историческая необходимость, переведенная на язык разума. Необходимость. И с ней не рекомендуется шутки шутить. Это если всерьез. А если не очень, то можно попытаться (в который уж раз) “опровергнуть” науку. И в первую голову – марксизм-ленинизм. Почему его в очередь первую, объяснять особенно не приходится: ибо цену знают опровергатели. Занятно другое: “опровергают” – не зная. “Опровергают”, не ведая, что слово “марксизм” образовано не от такового: “марксист” и тем более: “нотариально заверенный марксист”, а от – Маркс. Не ведая, что марксизм (как и любая другая наука) надежно защищен своей собственной сложностью. Ну, не нравится тебе сопромат, теормех либо математический анализ – бери мегафон в руки и иди на площадь, либо взбирайся на парламентскую трибуну и – опровергай…

Кто же ее, бедную, философию научную (и не только философию, разумеется) отстоит и защитит? Если многие из тех, кого она вскормила грудью своей, считают своим первым долгом “сыновним” и “дочерним” отгрызть ее сосцы?

Жива еще научная философия. Жива, невзирая на хвалу непомерную, в удушающей атмосфере которой приходилось ей существовать в годы “доперестроечные” и уж тем более невзирая на хулу лютую и оголтелую, эпидемия которой сегодня в самом разгаре. Хвала и хула – они ведь только на первый и к тому же диалектически непросвещенный взгляд: антиподы. На взгляд же несуетный и понимающий – одно и то же суть.

Именно поэтому – шаманство и карнавальность, экстатика и спиритизм, провинциализм мысли и вымученные импровизации вместо опоры на фундамент науки. Философская эстрада. Сиречь – философство.

Смертельно ли философство? Нет. Эпидемия его, которая сейчас в самом разгаре, пойдет на убыль. Как всякая болезнь. А это болезнь. И главный ее (хотя и не единственный) возбудитель – невежество. То самое, о котором Маркс провидчески заметил: “невежество есть демоническая сила … и может стать еще причиной неисчислимых бедствий для человечества”. Как в воду глядел.

Философство обречено, ибо взращивается на невежестве. И предполагает своим результатом и продуктом – невежество. Сознательно предполагает, ибо единственное, о чем оно ведает истинно – это о том, что прежде чем сделать человека рабом, его необходимо сделать невежественным. Вот и стараются сообща, вкупе с философством. Вот и опровергают истово и неистово. И чему удивляться: ну природа ихняя такая: крушить, разрушать, воровать и опровергать.

Но ведь и созидать же кому-то надо. И вовсе, кстати сказать, не для того, чтобы было кому разрушать.

(Архив 1996 года)