Конкурсное произведение 13

Конкурсы
"Перевод"

Док
(18 616 знаков с пробелами)

Сержант усадил меня на неудобный жёсткий стул, а сам остался стоять за спиной. Опять стол. Не такой, конечно, как у генерала. Обычный: два метра в ширину, один в длину, гладкое пластиковое покрытие. И опять кабинет без окон. Точнее, не совсем кабинет, комнатка: холодные белые стены и потолок, мёртвый искусственный свет.
Напротив ещё дверь, в неё и вошёл высокий полковник в форме Космофлота, но на петлицах – недреманное око особого отдела. Сел напротив:
– Курите, доктор?
Я такого вопроса не ожидал, потому только кивнул. Совсем не по уставу. А полковник достал пачку «Полётных» и дешёвую зажигалку. Ни один уважающий себя курильщик такой зажигалкой пользоваться не будет. Ясно – мосты наводит, контакт устанавливает. Зачем?..
– Сержант, – особист поднял прозрачные глаза на моего стража, – принесите доку стакан воды и пепельницу. И вы свободны...
Попить было бы неплохо, а курить хотелось просто зверски. Сколько времени мы провели у генерала – час, два? Да если б даже совсем недолго... После такого и пить, и курить всё равно хотелось бы.
Стакан и пепельница появились на столе через минуту. Я потянул из пачки сигарету, но дымить при явно некурящем полковнике было как-то неловко, и потому крутил её в пальцах и разминал. Несколько секунд он наблюдал за моими действиями, а потом негромко сказал:
– Вы с нашим ведомством сотрудничаете по контракту? Впрочем, я смотрел ваше досье, да и дела это не меняет. Рассказывайте. С самого начала, подробно, со всеми деталями. И не только события, очевидцем которых стали, но и ощущения, эмоции... Всё рассказывайте.
Рассказать, конечно, можно. Такое не забудешь. До смерти, наверное...

Коммуникатор отзвонил в четверть десятого:
– Кислов! – прогудел голос начальника санблока майора Прищепина, – поступаешь в распоряжение генерала Берга! Давай сынок, дуй на третий уровень. И живо – одна нога здесь, другая там. Генерал ждать не любит. Все инструкции получишь на месте, допуск подписан.
И отключился. Подняться на третий уровень – пять минут дела. А слава у генерала такая, что опаздывать никак не хотелось. Но за пять минут, конечно, не получилось: три поста идентификации, три проверки, и все со звонками наверх. Самому генералу, то есть. На последнем посту капитан с автоматом, проверка радужной оболочки глаза, пальцевой отпечаток. Но добрался.
Живую легенду Космофлота я увидел так близко впервые. Сам командующий, генерал Берг – представляете мои чувства? Вы же сами просили, господин полковник, с эмоциями. После Лунных событий кто не знает? – если бы не генерал и его «Неукротимые», потеряли бы Луну. Онемел, конечно, стою навытяжку, хоть сами понимаете, человек я штатский. Он вблизи мне ещё выше показался. И шишковатый бритый череп, и будто застывшее лицо с грубыми чертами, и упрямый рот – всё знакомо по портретам и хроникам. Но вот в жизни оказалось куда весомее. Монументальнее...
Генерал кивнул по-свойски и указал на стул – садись, мол. Сам по кабинету ходит, я осмотрелся. Кабинет без окон, небольшой, даже не очень на генеральский-то и похож. Яркие лампы дневного света, на стене карта Солнечной системы, но вот стол – да! Тип «полифункция-ультра». Огромный как стадион! В центре голограф, – очень большой экран, я таких раньше не видел. Плюс встроенные компьютеры, офис-центр, даже бар есть, как я слышал. Но тогда всё это было свёрнуто, только голограф светился, и по нему какие-то диаграммы и схемы пробегали.
А больше и не было ничего. Несколько стульев, и всё. На одном из них – я. Берг обернулся:
– Знаешь меня?
– Да, господин генерал, – отвечаю, – вас вся Земля знает! Подавленный мятеж на Луне в прошлом году! Мы все вам благодарны...
– Пустое, – махнул рукой Берг. – Каждый делает своё дело. Как может... И ты, док, должен сделать своё. Обстановку улавливаешь?
Кто её сегодня не улавливает, обстановку... Меркурий в огне! Каждые полчаса информационные выпуски по визору. Первую посланную эскадру разгромили силами планетарной обороны и орбитальных станций. Сейчас командование срочно формирует другую. Во вчерашнем воззвании Всемирного Правительства: «Пощады мятежникам не будет! Кто поднял меч на метрополию, на Землю, колыбель человечества, от карающего меча Космофлота да и погибнет!»
Озвучил это всё, как мог. Генерал кивает:
– Действительно, в руках меркурианских мятежников три из четырёх орбитальных станций. Сияющая Обитель ещё держится, и та только потому, что гарнизон пригрозил взорвать реакторы. Тут и на Меркурии задумались – им при таком раскладе тоже кисло будет. Мера эта временная – заразу неповиновения нужно уничтожать безжалостно и в кротчайший срок... Однако не всё так просто. По ряду причин формирование эскадры несколько задерживается. Но выход есть... – Посмотрел на меня задумчиво, и закончил: – Только запомни хорошенько – всё что увидишь и услышишь в этом кабинете надо забыть сразу за его дверями.
Я ответил в том плане, что, мол, да, господин генерал, всё сделаю, как скажете. Он усмехнулся:
– О Земане слышал?
Тут я стушевался. Земан! Полумифический мир, населённый телепатами! Никто про него толком ничего не знает. Вроде завязываются связи – то ли армия попытки делает, то ли учёные, но достоверной информации нет. Всё на уровне слухов и сплетен. Так и ответил, а командующий:
– Правильно. Для широких кругов эта тема закрыта. Просачиваются какие-то крохи, но тебе я сейчас кое-что открою. Учти, посвящённых – по пальцам пересчитать, и ты будешь в их числе. Секретность высочайшего уровня, дашь соответствующую подписку... Но дело не в этом – времени нет совсем. Так что помогай, док...
До этого места полковник особого отдела слушал не прерывая, а тут встрепенулся:
– Что генерал рассказал вам о Земане?
– Ничего конкретного. Кроме того, что мир этот существует, и земане готовы продать крейсер...
Она действительно существует, сказал Берг, эта удивительная планета, населённая телепатами. Общение между особями происходит напрямую, от разума к разуму. У них нет языка, письменности... По сути, весь Земан – одна огромная семья. Может поэтому в тамошнем обществе так выражен культ домашнего очага. Родственных связей. Тот, кого мы на Земле называем Президентом Всемирного правительства, для земан – всеобщий отец.
Мы действительно очень мало о них знаем. Вернее, знаем то, что они считают возможным показать. Глубоко не пускают. Политическое, социальное устройство – сплошной туман, но уровень развития техники – высочайший. Освоили телепортацию, да много ещё чего... В том числе делают уникальное оружие.
И ещё мы знаем наверняка: земане нуждаются в расщепляющихся материалах. Как они используют уран – загадка. Учёные считают, что их подход принципиально отличается от нашего, но для нас важно: за несколько тонн обогащённого урана земане согласились продать крейсер.
Мы назвали эту штуку крейсером по земной аналогии, но на самом деле это совершенная боевая машина. Ни орбитальные станции Меркурия, ни оружие планетарного базирования против неё не тянут. Появилась возможность покончить с мятежом одним щелчком...
– Зачем я тебе всё это рассказываю, док, – генерал вновь принялся расхаживать по проходу между столом и стеной. – Есть одна немаловажная деталь. Все потуги наших учёных создать машинного переводчика для общения с земанами ни к чему не привели. Чужие передают мыслеформы, окрашенные эмоциями. Притом одно от другого неотделимо. Невозможно создать логическую машину, способную воспринимать и расшифровывать такую речь. На это способен только человек. И таких людей единицы на всю планету. Ты знаешь доктора Струкова?
– Того, что положили сегодня в инфарктный бокс? Знаю, состояние его крайне тяжёлое, и если бы не аппаратура...
– А статус его знаешь? – прервал меня генерал.
– Консультант по вопросам развития... так в файле значится...
– Вот именно – консультант. Как раз по вопросам контактов с земанами. По-простому говоря, переводчик. Штабной переводчик. А продавец прибудет вот-вот. Ближайший специалист нашёлся в Лунном секторе, его уже доставили в штаб. Теперь, док, слушай задачу...
Берг подошёл вплотную и навис надо мною всем своим неслабым телом.
– Я переведённого спеца раньше не видел. В Лунном секторе был в прошлом году, и чем там занимался – сам знаешь. Это все знают. Парень родом с Луны, но во время мятежа служил на Марсе. Проверен. Родители на Земле, ни в чём таком, вроде, не замечены. Но всё равно, док, – не верю я выходцам с Селены! И слишком важна сделка: очень уж многое поставлено на карту...
Генерал откачнулся, отступил на шаг.
– Единственная возможность хоть как-то отследить перевод – полиграф. Я выяснил, ты методикой владеешь, и занимался этим раньше... Сидеть будешь на стуле, где сидишь сейчас. Посмотри вниз, видишь консоль? – Я посмотрел, действительно: обычные сенсоры, всё знакомо, функции располагаются в привычном порядке. – И на голографе у тебя будет отдельный сектор. Земанин будет сидеть вот там, – Берг указал на кресло с другой стороны стола, – мы с толмачом станем здесь, сбоку. Твой сектор будет виден только тебе. На руке переводчика кольцо. Это дистанционный датчик. Отследишь его реакции. Малейшее сомнение, – я повторяю, док, малейшее! – и ты подаёшь мне знак. Я знаю, что делать в таких случаях...
– Но, господин генерал... – попытался я подать голос, но он остановил меня жестом:
– Знаю. Вот тебе его психофизиологические реакции. В нормальном, так сказать, состоянии... – и протянул мне информационный кристалл.
Я забил «инфошку» в гнездо, тронул сенсоры. На просторном экране голографа выделился сектор, замелькали знакомые интегрированные кривые физиологических показателей. Мне картинка виделась внизу справа. Оставалось надеяться, что окружающим она действительно незаметна.
– У тебя десять минут, сынок, – сказал командующий. – Прогони свои тесты и будь наготове. Переводчик и продавец сейчас прибудут.

Полковник особого отдела молча слушал. По его лицу невозможно было прочесть, как он относится к рассказу. Я щёлкнул-таки зажигалкой. В конце концов, этот особист мне не начальник. Я сотрудник Департамента охраны здоровья... Да пошли они все!
К моменту появления остальных участников переговоров я был готов. Психофизиологический портрет переводчика не таил никаких сюрпризов. Стандартные реакции на раздражители: после некоторых вопросов он потел и волновался, сердечко тарахтело, что вполне объяснимо, после других – кривые шли без единого всплеска. Нормальный парень с крепкой нервной системой.
Он зашёл в сопровождении капитана охраны: высокий и нескладный, как все, кто родился в условиях пониженной гравитации. Лицо бледное и сосредоточенное, короткий ёжик светлых волос. На плечах погоны старшего лейтенанта.
– Стиг Дворжак? – вопросом встретил его генерал.
Старлей вытянулся и щёлкнул каблуками. Ещё миг, и с губ сорвётся уставное приветствие.
– Отставить, – махнул рукой Берг. – Субординация вещь хорошая, но оставим её до лучших времён. Вы служите на Селене, Лунный сектор?
– Так точно, господин генерал.
– В Космофлоте не принято проходить службу по месту рождения. Есть основания?
– Так точно. На территории Селены разворачивается проект контакта с земанами. Переведён шесть месяцев назад...
¬– Отставить. Как относитесь к Меркурианским событиям?
– Как всякий честный воин Космофлота, господин генерал! – парень преданно выпучил глаза. – Мерзость мятежа должна быть уничтожена огнём и мечом!..
– Тише, старший лейтенант, – прищурился командующий. – Я нисколько не сомневаюсь в ваших убеждениях, и мы не на митинге. Но всё же позволю себе напомнить – сегодня осечки быть не должно. Вы это хорошо уяснили?
– Служу Земле!
– Отлично, станьте сюда, – генерал показал переводчику его место и стал рядом.
А ещё через миг в кресле с другой стороны стола появился чужой.

Знаете, господин полковник, как на Хеллоуин делают зубастые тыквы? Их ещё подсвечивают изнутри – ну, вроде как злых духов отгонять? Так вот, представьте себе такую маску, только покрытую жуткой зелёной кожей, и озарённую изнутри сизым каким-то светом! И всё это приделано к тщедушному маленькому тельцу. Впечатление, я вам скажу!..
Мне показалось, даже командующий вздрогнул. А переводчик отнёсся к пришествию спокойно, только сосредоточился ещё больше...
– Приступайте, – бросил Берг и заложил руки за спину.
Я вперился взглядом в свой сектор на голографе, стараясь на земанина без нужды не таращится. На экране побежали кривые, всё в соответствии с нормой. То есть, я видел, что переводчик активен, что общение началось, но ни волнения, ни каких-либо отклонений от обычного фона Дворжака не заметил. Я ведь фон его изучить успел...
Генерал молчал с застывшим лицом, потом вдруг сказал:
– Комментируйте, старший лейтенант. Всё, что говорит наш гость, я должен знать.
У переводчика лоб покрылся испариной. Он смотрел прямо в глаза чужого. В плоские, неживые, будто нарисованные глаза.
– Мы обменялись ритуальными приветствиями, – сдавленно произнёс он. – Земанин желает мира семьям всех присутствующих... Э-э-э... Здоровья, благоденствия... В общем, их обычная формула приветствия...
– Спросите, где изделие? – поторопил Берг.
– Он говорит, оружие готово к переводу в нашу систему.
¬– Так и говорит – оружие?
– Я могу понять этот символ только так.
– Хорошо, скажите, что руда в условленном месте и эмиссар может приступить к эвакуации.
Переводчик сморщился, как будто хватанул уксуса. Но кривые на экране змеились в допустимых пределах. Ничего опасного я не видел. Берг бросил взгляд в мою сторону, и я ответил едва заметным кивком.
– Он говорит, что эмиссар приступил, – тихо произнёс Дворжак, – и он может направить оружие в любую указанную точку пространства.
– Объясните ему, что такое Сияющая Обитель. Четвёртая орбитальная станция... Или дать координаты?
– Нет. У них другая система координат. Он спрашивает, почему у землян так много понятий связано с Солнцем? Названия, символы… Знает ещё одно название станции – Сан Сити…
– Ну да, – слегка озадачился генерал, – так называют станцию наши друзья из Американского Конклава. У них там свой сектор… Главное, старлей, – он понял, куда направить корабль? Крейсер должен проявиться в пространстве около Сияющей…
– Он настаивает, господин генерал. Очень эмоциональный вопрос. Для него это важно, и если мы не объясним… Ещё сыпет названиями: Солнечная Долина, Солнечный ветер, Солнцеворот… Ого, они знают о нас не так мало!..
Я посмотрел на особиста. Тот задумчиво слушал, не задавая никаких вопросов. А я хлебнул воды из стакана, и взял новую сигарету взамен сгоревшей.
– Дьявольщина! – ругнулся Берг. – Ну, объясни ему, чёрт его дери! что свет этой звезды даёт тепло и жизнь людям! Поддерживает равновесие в Солнечной системе, а система – обитель человечества. То есть Солнце – это и есть наш дом… То есть, не совсем так. Дом всё-таки Земля, но... Ну, что-то в этом роде…
– Я стараюсь, господин генерал.
Я потрогал сенсоры, улучшая настройки полиграфа. Судя по картинке, переводчик не лукавил ни единым словом. То есть, ни единой мыслью, конечно. Параметры не выходили за границы фоновых. И видно было, что старается. Лицо напряглось, по бледному лбу катились совсем уже крупные капли пота. И глаза прикрыл.
Командующий на меня больше не смотрел – слишком увлёкся беседой. Но я бы нашёл способ сигнализировать ему, будь что не так. Только всё было «так», я в этом уверен.
– Он удовлетворён, – прошептал Дворжак. – Он желает мира и счастья нашему дому. Пожелания всем присутствующим… это уже ритуальная формула прощания.
– Крейсер! – сдавленно выкрикнул генерал.
– Да-да-да… – зачастил переводчик, – он передаёт, что оружие на месте…
– Чёрт! Вечно с этими тыквоголовыми всё наперекосяк!.. – ругнулся Берг. – Куда точно он отправил корабль?!
Но земанина в кресле уже не было.
И тут алым полыхнул верхний сектор экрана голографа. Настолько тревожно, что дух захватило! И сразу же появилось лицо офицера в шлеме, какие носят на орбитальных станциях.
– Господин генерал! Объект проявился у Сияющей Обители, но ¬– господин генерал! – объект уходит в режиме форсажа!
– Что! – заорал Берг, вцепившись в край стола. Своего чудесного огромного «полифункция-ультра». – Что, чёрт возьми, творится?! Куда уходит?..
– К Солнцу, господин генерал! Корабль падает на Солнце!..
– Нет! – командующий грохнул кулаком о свой шикарный стол. – Такого не должно было... – и резко развернулся к переводчику: – Что?! Что ты ему сказал?!
– Крейсер упал, господин гене...
У Берга оказалась очень большая и сильная ладонь. Этой своей ладонью он сгрёб Дворжака за грудки и легко поднял в воздух:
– Что ты натворил, мразь!
– А вы хотели второй Луны? – придушенно, но спокойно выдохнул тот. – Хотели опять всё утопить в крови? Испепелить, растоптать, как мою Родину?!
– Что ты понимаешь, мозгляк! Ты ж никого не потерял там – я проверял! Твоя семья на Земле, все живут в хороших условиях!..
– Вы и не поймёте. Для вас не существует таких понятий как любовь, сострадание, родная земля! И у меня была девушка...
– Девушка?! Родная земля?! Щенок! Это я думаю о земле, обо всей Земле! В отличие от таких рефлектирующих беспозвоночных, как ты! Как?! – генерал перехватил переводчика обеими руками и потряс. Ноги парня приподнялись над полом. – Как ты сделал это?! Мы ж следили... Док! Он соврал хоть в чём-нибудь?!
Я не успел ответить.
– Не спешите винить врача, палач, – прохрипел переводчик. – Не берите на душу ещё один грех! Ха! хотели подловить меня на полиграфе?! Думали, я буду лгать, – а я только переводил ваши слова! «Сияющая Обитель – Солнце – обитель человечества...» Земанин всё так и понял: Солнце есть и отец, и дом для людей. Да он и не мог понять иначе, при их-то странной религии! И отправил корабль на звезду. К папе, значит... В подарок... Вы сами себя поймали, генерал.
– У-у-у!.. – взвыл Берг. – Ненавижу! Ненавижу вас, выкормышей Селены. Весь! весь ваш Лунный сектор, этот гадючник, надо было... – он задохнулся, – в огонь!.. В дым!.. В кровь!..
А следом перехватил щуплого капитана за пояс и за шиворот, перевернул – и со всего маху приземлил о мраморный пол.
Только череп треснул…
Я сидел на своём стуле, ни жив, ни мёртв, но Берг, даже не взглянув в мою сторону вышел вон.
Вот, собственно, и вся история.
– Да вы курите, док, – сказал полковник особого отдела Космофлота. – Не стесняйтесь...
Я посмотрел – вторую сигарету зажечь-то забыл.
– У нас есть записи с камер наблюдения, но ваш рассказ был для меня чрезвычайно важен, доктор. Сейчас вы дадите подписку о неразглашении. Правильно сказал генерал – всё произошедшее в кабинете должно навсегда там и остаться. Думаю, вам предстоит перевод в другую часть. От греха…
– А сам генерал? – вскинулся я.
– Он подписывает свои бумаги, – ответил особист. – Ему тоже предстоит перевод...
«На другую должность, или в другое качество?» – подумал я, но вслух, конечно, этого не сказал. Да и что мне чужие проблемы? Тут со своей судьбой бы разобраться...
Эх, генерал, перевёл ты, похоже, и мой жизненный путь в другую колею. А впрочем, – да пошли вы все! – чиркнул я зажигалкой.