Молот ведьм или шерше ля фам

Семён Гонсалес
  «Cherchez la femme, pardieu! cherchez la femme!»(Ищите женщину, ей-богу! ищу женщину!) любил восклицать парижский полицейский чиновник в романе Александра Дюма-отца «Могикане Парижа», написанном в 1854 году. Фраза со временем стала крылатой и ведь действительно, за каждым свершением мужчины, будь то прекрасное или ужасное, великое или низкое - стоит женщина. Конечно, мы редко сознаемся в том, что мы, большие сурьёзные дяденьки, зачастую, как простые дворовые пацаны, введемся на «слабо» большеглазой девчонки с косичками. А ведь это так: во имя одной красавицы Трою равняем с землей, во имя другой Тадж-Махал строим, во имя третей стихи пишем, а ради еще одной друга предаем. «Нет, это было совсем не так» - возмутиться предатель  - «Он первый поступил со мной коварно - сей подлец сам это заслужил!» И ведь, ни за что не сознается, что из-за этой прекрасной, приворожившей его ведьмы, он предал и потерял лицо, а может не потерял, но приобрел другое, а хотя, какая разница - дело то не в нем, а в ней,  в ведьме! На то она и ведьма, чтоб знать, как заставить сильного мужчину подчиняться своей воле; недаром слово «ведьма» происходит от старославянского «ведать» - знать. Не согласитесь? И правильно, я буду объективен – не все они коварны и не все они ведьмы, но и самим нам порой, хочется сделать что-то такое, чтоб понравится красивой девчонке, будь ей 12, 18 или 40 лет. Ну, толкают нас древние пещерные инстинкты: «Иди, сделай что-нибудь «эдакое» – покажи, что ты брутальный самец с волосатой грудью!» А мы это потом облекаем в прекрасную поэтическую форму подвига рыцаря, во имя прекрасной дамы! Но порой, мужчины начинают все это понимать, писать об этом книги и трактаты, обвиняя женщин во всех смертных грехах и списывая на них все «висяки» истории. Войны – «шерше ля фам». Коварство –«шерше ля фам». Нераскрытые убийства – «шерше ля фам».  Даже,  если что-то непонятное – все равно «шерше ля фам». Все вокруг один сплошной «шерше ля фам»! Нет цели, кроме «шерше ля фам» и «шерше» же «ля фам» - средство ее!  «Шерше ля фам» настолько понравилось французам, что просто поражаешься, сколько они построили на нем исторических и социальных исследований. Например(если уж заговорили о ведьмах, то о них и продолжим), всем известна распространенная позднесредневековая практика охоты на ведьм. Очень многие слышали о легендарной книге «Malleus Maleficarum»(Молот ведьм), в которой четко описывается методика распознания ведьмы, причины ее козней, методы, которые должны заставить ее сознаться и соответствующее наказание, за ее мерзкую связь с дьяволом и причинения вреда людям. В результате, в позднем средневековье, в процессе охоты на ведьм, продлившейся почти 200 лет, по различным подсчетам, было убито от 60 до 100 тысяч человек. И вот, французские исследователи тут как тут! «Подавляющее большинство этих жертв, были женщины!» - вопят они в своих трудах. Например: французский историк Жюль Мишле, опубликовавший в 1929 году книгу «Ведьма и женщина», выдвигает психоаналитическую интерпретацию ведовских процессов, согласно которой они представляли собой массовую мисогонию — войну мужчин против женщин. И опять  «шерше ля фам»! Опять, причина всего - женщина. Все средневековые злодеяния во имя нее, для нее и против нее. Не буду загружать ваши умы прочими «научными» идеями и работами, а подумаем только над этой идеей. Откуда возникла практика охоты на ведьм? Для чего она была нужна? На самом ли деле и тут пресловутое «шерше ля фам».
  В журнале «Вокруг света» за октябрь 2004 есть статья кандидата культурологи Ольги Христофоровой, которая называется «Молот ведьм» и там описывается причина начала этой «охоты», следующим образом (конечно, можно было привести исследования из более серьезной научной литературы, но не хочу загружать вас сложными терминами и анализами); цитирую отрывок из статьи:
«Существует несколько версий относительно возникновения массовых ведовских процессов, ни одну из которых, впрочем, нельзя считать исчерпывающей. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. XI—XII столетия, как известно, стали временем расцвета еретических движений богомилов, альбигойцев и вальденсов, и католическая церковь отреагировала на это созданием в 1215 году специального органа — папской инквизиции — для розыска и наказания еретиков. Однако инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом весьма высок был процент оправдательных приговоров».
     Итак, мы видим, что вначале истории «ведьмовских процессов» массовой истерии, связанной с ведьмами не наблюдается и костры повсеместно и массово не пылают. Так, когда же появилась настоящая охота на ведьм? Ответ связан с легендарной книгой «Молот ведьм», поэтому о ней немного подробнее.
   Жил да был немец, монах-доминиканец, член священной инквизиции, приор Генрих Крамер. И как пристало приличному инквизитору, судил и жег колдунов, еретиков и ведьм. Умный он был дяденька и умелый – крепко знал мастерство свое! Руки у него золотые, а голова вообще бесценная, говаривали знакомые. И призадумался Генрих: «Вот состарюсь и помру, а передать ремесло свое и знания драгоценные некому, ибо не та нынче пошла молодежь – не радеет о святом деле. Плевать им на армию сатаны, рвущуюся к нам из всех щелей. Не осознают многие опасности, а жаль…» Позвал он кореша своего, тоже доминиканца, тоже ученого, Якоба Шпренгера – декана Кельнского университета и говорит ему: «Яша, друган, слушай мыслишку мою – давай книжку набросаем, в которой опишем все знания свои, касаемые  нечисти сатанинской и методов борьбы с нею. Ибо года наши бегут, а знания передавать пора подрастающему поколению, чтоб не сгинуло ремесло наше святое и не одолела армия сатаны, которая денно и нощно рвется наружу, нашу церковь святую и народ наш простодушный». Обсудили все это, обмыли решение пивом светлым немецким и преступили к работе.
      Ну ладно, дальше описывать буду серьезней – по крайней мере, постараюсь. Идея книги, в которой бы обсуждались козни сатаны, причины появления ведьм, колдунов, их повадки, злодеяния, методы, а также практика их распознания и суда над ними, не нова.  Во II веке н.э известный богослов Ириней написал сочинение, получившее название «Пять книг против ересей», где содержится размышление, о том как дьявол может получить контроль над человеком – творением Божьим. Идею развили Ориген и Григорий Назианзин. В раннем средневековье идея контроля дьявола над человеком не давала покоя Петру Ломбардскому, который в XII веке тоже про это писал. Но основным источником для компиляции Крамеру и Шпренгеру послужили труды доминиканского приора Нидера - "Formicarium" (1435) и"Praeceplorium". 
    Даааа… плагиаторство, как и проституция – древняя профессия!
    Новая книга Генриха Крамера и Якоба Шпренгера увидела свет в 1438 году и получила название «Hexenhammer» (на немецком ), «Malleus Maleficarum» (на латыни, как и положено серьезному «научному» средневековому труду), а по-русски «Молот ведьм».  Генрих Крамер, для пущей солидности (выпендрежа), латинизировал свое имя и стал Генрикусом Инститорисисом.
   Основной идеей книги служит библейское указание «Не оставляй ворожеи в живых» (Исход 22:18). Книга состоит из трех частей. Первая часть «доказывает» всю гнусность и невероятную опасность колдовства, в результате чего требуются самые экстремальные, по меркам тогдашней судебной практики, меры. Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых  ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер  и  Крамер  подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с  Дьяволом,  сексуальные  отношения  с дьяволами, перемещения,  превращения,  лигатуру,  порчу  урожая  и  скота  - фактически, самый широкий круг чародейств. Третья часть содержит формальные правила для  возбуждения  судебного  иска  против ведьмы,  обеспечения  ее  осуждения  и   вынесения   приговора. Также в этой части заканчивается обсуждение приемов допроса  свидетелей, преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было  осудить  без  ее собственного признания.  Там  же  устанавливается,  что  обвиняемый  (и  его защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.
     Когда я прочел эту книгу, то был поражен тем,  как можно довести идеализм до абсурда, принести логику в жертву богословской практике и самые темные суеверия объявить передовой наукой. Представить трудно, но у этих «ученых» мужей получилось все воплотить на бумаге, а их последователям в течении столетий воплощать в жизнь, в результате чего, тысячи невиновных людей были сожжены на кострах. И неудивительно - что можно ожидать от столь яростных мизантропов, как Крамер и Шпренгер? Интересно то, что  ранее Генрих Крамер уже прославился в городе Тироле, где начинал свою практику, тем что ухитрился восстановить против себя все местное население.  Он, чтобы  обосновать  охоту  за ведьмами,  уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись,  что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер  жестоко пытал. В конце концов, епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера, иначе бы дело дошло до стихийного бунта местных.
     Но, тем не менее,  «Молот ведьм» ждал невероятный успех, а  книга стала абсолютным бестселлером и в течение девяти лет она выдержала 9 изданий. А также бессчетное количество изданий по всей Европе в еще течении не одного столетия. Восторженные рецензии посыпались со всех сторон, как из рога изобилия.  Папы Александр VI, Лев Х и Адриан VI неоднократно выпускали буллы, в которых превозносили эту книгу и подчеркивали правильность ее указаний. Юристы, теологи, философы и писатели из разных стран наперебой писали восторженные отзывы. Альбрехт Дюрер счастлив был получить заказ на художественное оформление издания. Причем, восторгаются ей не только католики, но и кальвинистские, а также лютеранские богословы. В чем причина такого ажиотажа и всеобщей любви? Европа сошла с ума? А вот и нет.  Тому есть серьезные причины, а также  исторические и общественные предпосылки.
   А причина очень проста. Церковь всегда строила свою власть на всеобщем терроре и обогащалась за счет средств осужденных. Но время еретиков миновало - уже были давно уничтожены катары, в 1434 было уничтожено «Гуситское движение» и наступил кризис. Ведь для любой тоталитарной системы правления нужен общий для всех враг, во имя борьбы с которым все средства оправданы. Поток еретиков, выполняющих эту функцию, стал иссякать и на смену им пришли колдуны и ведьмы. Это не значит, что их не судили раньше, но как мы прочли выше в исследовании Ольги Христофоровой:  ранее «инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом весьма высок был процент оправдательных приговоров». То есть, если раньше колдуны и ведьмы были второстепенным врагом церкви и всего христианского мира, теперь они выходят на первый план и «Молот ведьм» дает этому не только юридическое и моральное обоснование, но и учит практическому применению. Эта книга была нужна в то время, как ничто другое. В результате, церковь не потеряла свою пошатнувшуюся власть над массами и получила новый источник доходов. Ибо, согласно практике введенной «Молотом ведьм», осудить за колдовство можно было кого угодно, несмотря на происхождение и для этого требовалось очень мало доказательств и обоснований, а под пытками вообще сознается кто угодно. И кровавая мясорубка позднесредневекового террора заработала с прежней и даже большей мощью. Запылали тысячи костров. Началась настоящая охота на ведьм, которая продлилась в некоторых странах аж вплоть до XIX, как например в Испании.
    И тут опять возвратимся к ранее возникшему вопросу – А не «шерше» ли «ля фам»? Да, а не направлен ли был этот террор, в первую очередь против женщин, как это утверждают некоторые исследователи? Хоть эта версия, в свое время, и вдохновила активисток и идеологов феминистского движения, но, как говорится – факты вещь упрямая. А факты говорят о том, что  среди осужденных за колдовство было около трети мужчин (а в Нормандии и Скандинавии даже подавляющее их большинство), а обвинителями очень часто выступали именно женщины.
    Итак, женщину в этом историческом эпизоде, мы так и не нашли. Не скажу, что раздосадован – даже наоборот. А нечего феминисткам нос задирать – всем досталось! Хотя, лично я  неоднократно люблю повторять: был бы я членом доминиканского ордена и  священной инквизиции, то всех бы прекрасных ведьмочек отпускал на волю. Летите прекрасные созданья на своих метлышках, на свои шабаши; радуйте меня своей красивой улыбкой и не забудьте чмокнуть на прощанье!