Вымарывание истории

Наталья Тренина
 Вымарывание истории - грех перед предками и вина перед потомками

Приближалось празднование дня Защитника Отечества и передо мной, как перед художником гарнизонного дома офицеров, стояла простая и не сложная в своем исполнении задача – оформление задника сцены. Само собою разумеется, что к торжествам лучше готовиться заранее, а посему я уже загодя начала шерстить книги и журналы в библиотеке родного «ДОфика» в поисках исторических портретов, фотографий и рисунков для осуществления своего грандиозного замысла.

Предполагалось оформить сцену увеличенными фотографиями военных лет, фрагментами батальных сцен разных эпох.
Свой проект я предоставила на суд клубного начальства. Откуда же мне было знать, что здесь, по большому счету, никому ничего не нужно: финансирования никакого, безразличие со стороны штабных начальников – полное. Нет, командир, конечно же, хотел чего-нибудь из ряда вон выпирающего, но средств на это все не выделял. Короче, вертись как хочешь, а помощи не жди. Даже наоборот: как нарочно «их сиятельство» придумывал всевозможные ерундовые заказы, которые сьедали все рабочее время, не оставляя прогалка для достойного оформления праздника.
 
Но нас, ежей, голым задом не запугаешь! И я решила - во что бы то ни стало, завершить задуманное. Аппаратуры, способной проецировать изображение на экран нужного размера, тем самым, увеличивая исходный снимок в сотни раз, не оказалось. Пришлось действовать по-старинке.
Первым в очереди на воплощение был знакомый всем снимок рабочих-ополченцев: в шапках-ушанках, ватниках, с винтовками за плечами. Решительные лица рабочих, готовых шагнуть из проходной родного завода в вечность!
Работа закипела. Работалось на подъеме: руки соскучились по рисованию за время вынужденного «безделья» (сын только недавно пошел в садик). За два дня рисунок был готов. Оставались лишь небольшие «уточнения». Дело в том, что репродукции старых фотографий бывают, как бы поточнее выразиться, замыленными, и при увеличении огрехи печати выплывают наружу. Вот я и решила поискать этот знаменитый снимок в более качественном исполнении.
 
И нашла! Но радость моя улетучилась моментально: на снимке был… четвертый! Широкое малосимпатичное лицо и сама фигура ополченца нарушала художественную композицию, делала снимок каким-то кучковатым, перегруженным «лишними деталями». Так вот откуда на растиражированном «историческом» изображении, почти иконе(!), появились нечеткие, замыленные места! Парня просто стерли из истории, лишили достойного места в вечности лишь за то, что лицо его было простоватым, деревенским. Ну не вписывался он в нужную концепцию и вносил самим фактом своего присутствия на снимке композиционный диссонанс.
Я, конечно же, вернула его на прежнее место, откуда он был выскоблен цензурой. Пусть хотя бы на моем рисунке справедливость будет восстановлена.
 
А ведь сколько таких жертв конъюнктуры накопилось за тысячелетия истории моей страны?! Вычеркнутых, оболганных или просто забытых за ненадобностью. Не знаю, кто как относится к подобному историческому творчеству, а я испытываю личную ответственность перед Великой Истиной за судьбы несправедливо забытых.