Митрополит Антоний

Галина Магницкая
ЛИК  ПЕРВЫЙ

ПРЕДЫСТОРИЯ. В процессе работы над рукописью о предках возникла необходимость познакомиться с целым рядом вопросов по истории Русской Православной Церкви. Дело в том, что некоторые представители описываемого рода по прямой линии и ряд лиц из сопричастных фамилий имели непосредственное отношение к духовному чину. Мне несказанно повезло. Три года подряд проводила я летние месяцы в одном из самых исторических мест Святой Руси – на  Земле Радонежской.

Точка первая: Радонеж, где в 1328 году обосновалась семья ростовского боярина Кирилла, вместе с четырнадцатилетним отроком Варфоломеем, ставшим впоследствии Светочем Земли Русской, Сергием Радонежским.
Точка вторая: Хотьково, где в Покровском монастыре упокоились родители преподобного Сергия – схимонах Кирилл и схимонахиня Мария.
Точка третья: Сергиев Посад, где на холме Маковец основал Сергий Радонежский общежительный монастырь, ставший со временем знаменитой Троице-Сергиевой лаврой. Не истощается и поныне поток паломников, страждущих поклониться праведному Сергию. 

Пребывание в этом пространстве, именуемом мной духовным триединством, заставило несколько иначе взглянуть на жизнь духовенства, его роль в сохранении православия.
Однако речь пойдет не об этих святых местах, не о впечатлениях и ощущениях, вызванных их неоднократным посещением. В то время меня интересовали знаковые личности ушедшей эпохи, выступавшие носителями смелых религиозных  идей и мыслей, вершителями судьбоносных  деяний. Именно они определяли политику Церкви, ее взаимоотношения с властью государственной.

***

Шел 1917 год… К власти пришло Временное правительство. Начинался развал государства, отразившийся и на церковной среде. Обер-прокурором Святейшего Синода стал В.Н. Львов. Указы следовали один за другим. Так, 5 июля Синод принимает постановление об открытии Поместного Собора в Москве. День начала его работы совпадал с праздником Успения Божией Матери. Через месяц Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий. Министром был назначен бывший доцент Петроградской духовной академии – А.В. Карташев. Наступали последние дни синодального периода в истории Русской Православной Церкви

Поместный Собор, в составе 564 членов, начал свою работу 15 (28) августа в Успенском соборе Кремля.  Председателем был избран митрополит Тихон, возведенный в этот сан за два дня до открытия Собора. Долго обсуждался вопрос о необходимости восстановления патриаршества. Прения были прекращены только 28 октября (10 ноября). Поместный Собор вынес историческое постановление:
1.«В православной Российской Церкви Высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому , в составе епископов, клириков и мирян.
2.Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом.
3.Патриарх является первым между равными ему епископами.
4.Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

Процедура избрания патриарха состояла из нескольких этапов. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами-претендентами на первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония (возглавлял на Поместном Соборе рабочий отдел единоверия и старообрядчества), архиепископа Новгородского Арсения (отдел положения Церкви в государстве) и митрополита Московского Тихона. О каждом из этих лиц сложилось у современников следующее мнение: «первый - самый умный, второй - самый строгий и  третий - самый добрый из иерархов Русской Церкви».
5 (18) ноября в храме Христа Спасителя по окончании Божественной литургии митрополит Киевский Владимир вынес ковчежец, содержащий жребии на амвон, благословил им присутствующих и снял печати. Старец иеросхимонах Зосимовой пустыни преподобный Алексий, помолившись, вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!».

Поместный Собор большинство голосов отдал архиепископу Антонию, обозначив его как лидера Русской Православной Церкви. Согласно Божией воле обстоятельства сложились иначе. Значит, другое было предназначение этого человека на Земле. Вчитываясь в источники, отражающие жизнеописание митрополита Антония, возведенного в этот сан  29 ноября 1917 года, не перестаешь удивляться  некоторым фактам его бытия.

***

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ АРХИЕРЕЯ. В Книжной лавке Троицкой лавры, приобрела я книгу митрополита Антония «Молитва русской души», которая произвела на меня большое впечатление глубиной изложения затронутых вопросов и, одновременно, доступностью их для понимания. По ее прочтении появилось необоримое желание - больше узнать о жизни и деяниях этого иерарха. В результате размышлений сложилось мнение, что сущность личности архиерея Антония, в виде художественного портрета, лучше всего познается через замечательную книгу Сергея Николаевича Дурылина – «Нестеров в жизни и творчестве». В частности, автор писал: « Нестеров знал его неординарную биографию. Антоний был потомок знаменитого статс-секретаря Екатерины II, но презирал и своего прадеда за раболепство перед Екатериной II и Екатерину II за ее «вольтерьянство»; он был тот юноша, который упал в обморок у ног Достоевского в то время, когда великий писатель произносил свою Пушкинскую речь, потрясшую сердца; он был тот молодой архимандрит, а потом архиерей, сотрудник «Вопросов философии и психологии», который в курсе «Пастырского богословия» цитировал Достоевского наряду со «святыми отцами» и за религиозное своедумство был изгнан из Московской духовной академии в Казань, а оттуда в захолустную Уфу, где его и увидал впервые Нестеров в соборе за службой. А затем Антоний из опального архиерея, усланного Победоносцевым на смирение в уфимскую глушь, превратился во влиятельнейшего члена Святейшего синода, заступившего по своему значению место Победоносцева».

Недаром двумя самыми почитаемыми патриархами были для него непокорные Филипп и Никон. Пришлось и митрополиту Антонию испытать неоднократные взлеты и падения.

В 1917 году  М. В.Нестеров создал замечательный портрет архиерея Антония. Назвал он свою обобщающую работу  просто – «Архиерей», поскольку предстал перед зрителями собирательный образ русского владыки тех «окаянных дней». А теперь несколько слов об этом полотне в восприятии и понимании того же С.Н. Дурылина: «Нестеров написал Антония в церкви Петровского монастыря. На амвоне перед закрытыми «царскими вратами» архиерей говорит «поучение». Сзади него — великолепная золоченая, пышная резьба иконостаса и иконы в ризах, тускнеющих густою позолотою. Архиерей изображен по пояс. Он в лиловой шелковой мантии. На голове его — черный монашеский клобук с бриллиантовым крестом, на груди — золотые панагия и крест, усыпанные драгоценными камнями. Обеими руками Антоний опирается на архиерейский золотой жезл. Он проповедует как власть имеющий, как князь церкви, он пользуется своим умным искусством быть смиренным в слове, и, умиляясь сам своим искусством, он умиляет свою «паству». Вот отчего так благолепно лицо архиерея, так благообразна его «брада», так властно-неподвижны его руки, опирающиеся на «жезл правления».

Поразили меня живая мысль, образное слово С.Н.Дурылина. Пожалуй, ближе всего эта книга по смысловой наполненности примыкает к мемуарам.

***

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ. Наиболее полные сведения о жизни и деяниях Митрополита Антония представлены в десятитомном сочинении Архиепископа Никона (в миру Николая Павловича Рклицкого, 1892 - 1976) под названием “Жизнеописание Блаженнейшаго Антония, Митрополита Киевскаго и Галицкаго”. Издавался этот труд уже в Нью-Йорке на протяжении 1956 - 1969 годов. Автор, с 1921 года жил в Сербии, где окончил юридический факультет Белградского университета, а затем стал редактором газеты "Царский Вестник" (1928 - 1941). Важно, что относительно долгий промежуток времени имело место знакомство личное.
 
Основные богословские и церковно-общественные сочинения Митрополита Антония были изданы в России в 1911 году в трех больших томах.
Многочисленные статьи, брошюры и книги Митрополита Антония появлялись затем в различных изданиях в эмиграции.

АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ХРАПОВИЦКИЙ (мирское имя владыки) появился на свет в 1863 году  в родовом имении Ватагино, что располагалось в Крестецком уезде Новгородской области. Отцом его был Павел Павлович Храповицкий — новгородский помещик, принадлежащий к роду московских дворян, упоминаемых в документах с 1676 года; общественный деятель, бывший генерал и герой войны 1877-1878 годов. Мать, Наталья Петровна Веригина -  дочь малороссийского помещика из Харьковской губернии. В семье было четыре сына. Алексей - третий по счету. Думается, всегда важно знать истоки - в какой семье родился и воспитывался человек. Детство не только отбрасывает отблески на последующую жизнь, но подчас и определяет ее. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, после блестящего окончания петербургской гимназии поступил он в Санкт-Петербургскую духовную академию. Вопреки воле отца, игнорируя условности своего сословия. Из знатных дворян – в духовный чин. Многие ли были способны на такое? В конце обучения (четвертый курс) в Академии Алексей принял монашество с наречением имени Антония в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.  По завершении в том же году академического курса удостоен ученой степени кандидата богословия. Затем, 12 июня 1885 года рукоположен во иеродиакона, а 29 сентября - во иеромонаха. Шел ему всего двадцать третий год. Однако выбор был вполне осознанный. Как одаренный ученик Антоний был оставлен в Академии в качестве профессорского стипендиата.

1886 год: назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.

1887 год: избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета.
 
1888 год: получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". ***Вдумайтесь, насколько интересна, но и сложна тема его научной работы. В том же году утвержден в звании доцента Академии.
 
1889 год: назначен исполняющим должность инспектора Петербургской духовной академии.

1890 год: получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию. Будучи ректором мог он  занять любую из академических кафедр. Выбрал же пастырское богословие, поскольку считал первоочередной задачей духовной школы подготовку просвещенных пастырей.
***Не перестаю удивляться – в двадцать семь лет ректор академии!!! Стремительный подъем по ступеням церковной иерархии.

1895 год: назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) в вопросе о возрасте пострижения в монахи (после 30 лет).
***Чувствуется, что архимандрит Антоний обладал собственной точкой зрения по многим религиозным вопросам.
 
1897 год: хиротонисан во епископа Чебоксарсого, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).
 
1899 год: с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.
 
1900 год: в Казани вышло его первое собрание трудов в 3 томах, включавшее в себя догматические и философско-критические статьи, а также проповеди.  В этом же году переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру. В послании, напечатанном в «Уфимских Епархиальных ведомостях», открыто проявил себя сторонником Патриаршего возглавления Церкви, что вызвало возмущение обер-прокурора К. П. Победоносцева.   

1902 год: назначен епископом, Волынским и Житомирским священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры, где прослужил до 1914 года.

1905 год: составил проект доклада императору о созыве Поместного Собора и избрании Патриарха. После обсуждения на Синоде доклад был подан императору, который в связи с революционными событиями признал эти вопросы несвоевременными.

1906 год: году возведен в сан архиепископа.
 
1908 год: управляя Волынской епархией; первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок".

1911 год: награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
***В настоящее время его носят все архиепископы и митрополиты. До революции это была отдельная награда жалуемая императором, и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

1912 год: назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.
 
1914 год: назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1917 год: уволен на покой согласно прошению из-за негативного отношения к нему новых властей и части клириков епархии, с назначением местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии. Во время пребывания на Валааме написал сочинение «Догмат искупления», вызвавшее впоследствии споры среди православных богословов. Затем вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. На Всероссийском Поместном Соборе был одним из кандидатов в патриархи. Возведен в сан митрополита Харьковского спустя несколько дней после избрания патриархом Тихона, его бывшего ученика по СПб Духовной Академии. Сколько событий за один год.
***Разница в их возрасте была незначительной: митрополит Антоний окончил это духовное учебное заведение в 1885 году, а патриарх Тихон - в 1888. Благодарность?

1918 год: состоял председателем Киевского епархиального собрания, где был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом. В декабре по распоряжению пришедшего к власти на Украине правительства С. В. Петлюры был арестован в Киево-Печерской лавре вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским). Причиной ареста архиереи считали свое противодействие планам «самостийников» объявить автокефалию Украинской Церкви. Содержали узников в базилианском униатском монастырере в г. Бучаче.
 
1919 год: весной, после захвата Бучача польскими войсками, арестованных перевели в католический монастырь в местечке Беляны под Краковом. Летом 1919 года вместе с архиепископом Евлогием был освобожден при посредничестве французской военной миссии. Некоторое время находился во Львове, где пользовался гостеприимством униатского митрополита Галицкого Андрея. В сентябре 1919 года переехал на Кубань, затем в Ростов и в Киев, которые в это время находились под контролем генерала А. И. Деникина. После взятия Киева большевиками, с ноября 1919 года проживал в Екатеринодаре. Избран председателем Временного высшего церковного управления юго-востока России (ВВЦУ). В марте 1920 года, после поражения войск Деникина,  из Новороссийска на греческом корабле был доставлен в Грецию, где находился под покровительством митрополита Афинского Мелетия (Метаксакиса). 

1920 год: вернулся в Крым, находившийся под контролем генерала П. Н. Врангеля, и вновь возглавил деятельность ВВЦУ в Симферополе. После поражения войск Врангеля в ноябре 1920 года окончательно покинул Россию.

1921 год: эмигранты-архиереи и иные священнослужители, воспользовавшись приглашением патриарха Сербского Димитрия, поселились в Сербии. В ноябре-декабре под председательством митрополита Антония в городе Сремски-Карловци состоялось "Общее собрание представителей Русской Заграничной Церкви". Председателем его стал митрополит Киевский и Галицкий Антоний. Собор подтвердил в своих решениях направленность к восстановлению в России монархии и царствующего Дома Романовых, всемерному содействию Белому движению для борьбы с большевистской властью. В это же время было образовано Высшее Церковное Управление Заграницей во главе с владыкой Антонием. Стал он основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

1927 год: вскоре после публикации Декларации митрополита Сергия и в ответ на требование заместителя местоблюстителя патриаршего престола дать подписку о лояльности советскому правительству, руководство Русской Православной Церкви Заграницей прекращает сношения с московским священноначалием. Этот разрыв между двумя центрами Русского Православия - в Отечестве и в рассеянии трагически затянулся на многие десятилетия. 


Скончался митрополит Антоний в 1936 году. Похоронен он на русском участке Нового кладбища в склепе Иверской часовни в Белграде.

Сочинения Антония Храповицкого собраны в 7 томах (Нью-Йорк, 1963–69).


Имя архипастыря Антония связано с большим и сложным периодом развития и восстановления великой духовной силы Русской Церкви, развития русской богословской мысли и русской церковной литературы. Мощная, неоднозначная фигура митрополита Антония всегда привлекала, и будет привлекать внимание церковных и светских ученых, всех, кому не безразлична судьба России и Русской Церкви.


Иллюстрация: М.В.Нестеров «Архиепископ». Портрет митрополита Антония.