Служите Господу с веселием

Александр Азовский
Пс. 99,2.

“Ибо Ты  возвеселил  меня, Господи...”  -  воскликнул  как-то Псалмопевец (Пс.91,5).  Есть такое мнение,  что смех не совместим со святостью, и святые люди должны иметь пасмурно-постное выражение лица. К сожалению, те, кто надевают на себя подобную фальшивую маску фарисейского напускного благочестия являются не святыми, а святошами. В дни Своей земной жизни Спаситель беспощадно бичевал подобных лицемеров, “оцеживающих комара, а верблюда поглощающих”, за попытки казаться людям “святее Бога”.
Допустим ли юмор в христианской жизни?  Ответ однозначен: не только допустим, но и необходим. Если, конечно, человек не ущербен интеллектуально и здоров духовно. “Весёлое сердце благотворно, как врачевство” (Пр.17,22) - констатирует мудрый Соломон. Он же замечает, что “унылый дух сушит кости”.
Профессор Аркадий Воробьёв в своей книге “Тренинг интеллекта” подчёркивает: “Юмор - непременный атрибут высокоразвитого интеллекта. Ведь как раз левое полушарие головного мозга ответственно за чувство юмора, а оно выполняет интеллектуальные функции. Считается, что у людей, не воспринимающих юмор, творческие способности менее выражены.
Во многих исследованиях убедительно показана взаимосвязь интеллекта и юмора. “Как известно, великие физики Эйнштейн, Ферми, Резерфорд, Бор, Ландау, Капица и другие обладали большим чувством юмора.
Впрочем, не только физики,  но и медики,  писатели и поэты и вообще все  здоровые  люди.  Однажды  Бернарда  Шоу спросили: “Как стать мудрее?” - “Очень просто: для этого надо старательно прятать свои глупые мысли”.
Тысячу раз доказана и практикой  подтверждается  неоспоримая истина, что  весёлый,  оптимистично  настроенный  человек быстрее выздоравливает, оправляется от ранений и житейских невзгод, нежели тот, кто находится в депрессивном состоянии.
Даже пища усваивается лучше, если на душе нет тоски. Недаром в апостольские времена христиане “принимали пищу в веселии и простоте сердца” (Деян. 2,46).
В Псалме 2-ом читаем (стих 4): “Живущий на небесах посмеётся”. Речь идёт о Боге, Которому, как видим, присуще раскрепощённое выражение положительных эмоций. Возникает ещё один вопрос: смеялся ли Христос? Доктор Деннис де Гаан в книге “Хлеб наш насущный” пишет: “Нельзя прожить без смеха. Нельзя не замечать забавные моменты, не обращать внимания на смешные стечения обстоятельств, нельзя не замечать смешное в самом себе. Да, Иисус часто скорбел, порою даже плакал, но я верю, что Он так же и смеялся. Библия не говорит об этом прямо, но можете ли вы поверить, чтобы совершенный человек не обладал чувством юмора?
Например, Иисус употребил Свой юмор для благой цели, проведя забавное сравнение с верблюдом, пытающимся пролезть сквозь игольное ушко (Мф.19,24). Если вам представляется, что у добродетели должен быть всегда постный вид, то значит, вы многого ещё не поняли. Благочестие и юмор прекрасно сочетаются друг с другом”.
Пророк Илия был весьма серьёзным человеком, но с каким юмором он изобличает лжепророков Ваала! Он предлагает им громче взывать к своему идолу, поскольку тот, возможно, уснул или находится где-то в дороге. И те до умопомрачения скандировали:
“Ваале, Ваале, услыши нас!” Они не поняли саркастической иронии Божьего пророка, и это кончилось для них печально.
“Улыбка помогает вере”, - гласит народная мудрость. И напротив, неверие закомплексовывает людей на холодном, прямо скажем, ожесточённо-бездушном фарисействе.
Я не думаю,  что враги Христа или Стефана  улыбались,  когда вели их  на  смертную казнь и потом убивали.  Вряд ли улыбались и фарисеи, пытавшиеся побить женщину, схваченную с поличным в момент попрания заповеди целомудрия. Их лица были ожесточёнными, каменно-злыми.
В Новом Завете,  начиная с дня рождения Христа, ангелы, да и Сам Спаситель, Его апостолы предлагают нам радоваться. Всегда радоваться, так как радость - одна из составляющих Царствия Божьего (Рим.14,17) и свойство плода Духа Святого. И мы поём:
“Радость, радость, непрестанно, будем радостны всегда”, - поём мы. Даже когда нас огорчают, - пишет апостол Павел, - мы радуемся”.
И как  эта  радость должна выражаться? А тем более,  если она превращается в превосходную степень - в веселье? Темперамент у людей разный, и, естественно, у меланхолика радость менее эмоциональна, нежели у сангвиника. Но не стоит всех людей “измерять на свой аршин” и радость ограничивать “прокрустовым ложем” собственных ошибочных предрассудков.
Иногда ссылаются на Лота,  который едва не погиб в Содоме  и не сумел  убедить  родственников выйти из обречённого на погибель города. Говорят,  что причиной неверия Лоту было его увлечение юмором и, якобы, злоупотребление шутками. Но так ли это?
“Но зятьям его показалось, что он шутит” (Быт.19,14). Обратите внимание на формулировку: им “показалось”. Мало ли чего может показаться? Они восприняли совет тестя как розыгрыш, как первоапрельскую шутку не потому, что он систематически занимался смехотворством или, как в народе говорят, зубоскальством. Он был серьёзным человеком. Иначе ему не доверили бы судейское кресло у ворот Содома.
Просто родичам Лота, судя по их реакции, весьма легкомысленным молодым людям, катастрофа, нависшая над Содомом, представлялась всего лишь шуткой. Они пошли на поводу у дезинформации тамошних авторитетов научного мира. Они повели себя как жители киевщины в трагические дни чернобыльского взрыва.  Кстати, и жена Лота не восприняла всерьёз приказ не мужа, а ангелов: “Не оглядывайся назад”. Увы, это ей дорого обошлось.
Освальд Зандерс в замечательной книге “Ответственность. Руководство. Служение” замечает: “Так как человек - подобие Божие, то его способность к юмору - дар Божий, и находит своё соответствие в природе Бога. Чистый, здоровый юмор может расслабить напряженность... Для руководителя он может быть бесценным даром. Юмор имеет большую ценность в миссионерской жизни. И это действительно в высшей степени тяжелый недостаток, если у миссионера нет никакого чувства юмора”.
А. Е. Норрич, миссионер в Индии, свидетельствует: “Я никогда не встречал хорошего руководства, где не было бы чувства юмора, этой способности дистанцировать самого себя и своё положение, чтобы увидеть вещи в правильной перспективе и посмеяться.
Смех - это большой предохранительный клапан. Без радости о Господе и её спутника юмора, ты никогда не поведешь за собой других”.
Безусловно, юмор придаёт проповеди остроту, гибкость и оригинальность. И хороший проповедник умело и успешно приправляет духовные блюда специями юмора.
В частности,  выдающийся баптистский проповедник  из  Англии Чарльз Сперджен в предисловии к книге “Беседы пахаря” оговаривается: “Надеюсь, что шутливый тон моих посланий не нуждается в оправдании, так как благодаря ему широкие массы выслушивают с интересом мои нравоучения. Быть серьёзным до скуки вовсе не является достоинством”.
Однажды, когда ему сделали выговор за использование юмора в проповеди он, улыбаясь, ответил: “Если бы вы знали, сколько я умолчал, то вы бы меня похвалили”. Оправдывая свои юмористические выражения, Сперджен писал: “В этой проповеди есть вещи, которые могут вызвать улыбку. Но улыбка - не грех. Гораздо меньшее преступление вызвать на мгновение смех, чем получасовой сон”.
Ещё обстоятельнее на эту тему рассуждает Гельмут Тилике: “Разве смех - это язычество? Мы позволили уже церкви утратить много доброго и метали бисер перед свиньями. Церковь находится на плохом пути, если она изгоняет смех из святилищ и предоставляет его только кабаре, ночным клубам и речам застольных ораторов”.
Как же смотрели на угрюмую ограниченность умственного и духовного интеллекта выдающиеся писатели? - Отрицательно.
“Смех - это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица”, - писал выдающийся французский поэт и христианин Виктор Гюго, за гробом которого шло два миллиона парижан.
По словам Мишеля Монтеня, “самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.”
А  Ж. Ренар заметил: “Ирония не иссушает: она сжигает лишь сорную траву”. Обратимся к русским писателям. Лев Толстой, которого никак не упрекнёшь в шутовстве, тем более, что в своих литературных произведениях он не пользовался юмористическими приёмами, признаётся: “Юмор - большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех... Весёлый тот, у кого радостное настроение и радостное будущее”.
Ему вторит  Фёдор  Достоевский  -  замечательный  по глубине христианский психолог, кстати, страдавший тяжёлыми эпилептическими приступами, однако, не потерявший чувства юмора.
“Весёлость человека - это выдающаяся черта человека...
Хорошо смеётся человек - значит хороший человек”.
И Николай Гоголь солидарен со своими коллегами по перу: ”Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая, добрая душа”.
Кстати, следует заметить, что, наряду с диагностикой наших ближних по их друзьям и недругам, по книгам, которые они читают, и по словам, которые произносят, существует и диагностика по смеху. Хорошо смеётся только хороший человек! Смех глупых и легкомысленных людей – громкий, необузданный, словно «… треск тернового хвороста под котлом” (Еккл.7,6). Объекты смеха для глупых – нелепы. Так, например, глупые смеются над грехом (Пр. 14,9). Отсюда следует, что для легкомысленных глупцов грех является поводом для насмешек, более того, “… для глупого преступное деяние как бы забава” (Пр.10,23). Смех скрытных людей – почти беззвучный. Смех лукавых личностей – приглушенный, хриплый и ехидный.
Так что не стоит сдерживать положительные эмоции. Надо “радоваться с радующимися”. Отбросим фарисейские предрассудки.  Снимем с лица маску напускного благочестия. Даже перед лицом смерти, проходя долину смертной тени, не будем унывать. Ведь мы святые, а не святоши.
И как христиане должны, просто обязаны радоваться. Это гораздо больше убедит наших ближних в ценностных преимуществах святой жизни. “Будем радоваться, братья, прочь уныние и страх!” Наш оптимизм будет индуцировать энергией радости и окружающих, попадающих в христианское биополе нашей жизни. “Весёлое сердце благотворно, как врачевство”. Оно будет оздоравливать людей рядом с нами. Будем служить Господу с весельем! Пусть исполнится в нашей жизни Слово Божье: ”А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости” (Пс.67,4).