Вместо послесловия

Елена Петрова-Гельнер
   Могу сказать огромное спасибо жизни. Когда-то я пережила очень трудный период. Ходила по улицам, заглядывая в окна, мечтая о семье и жилье. Я много написала о детстве, потому что считаю его самым главным временем в жизни. Весь мир познаётся впервые. И первый снег, и ветер, и радость, и первые слёзы. Всё ярко и пронзительно. Наблюдая за своими внуками, я вспоминаю себя, понимаю многое из того, что казалось неясным.

   Они растут окружённые любовью и заботой. Дай Бог им счастья! Машенька — первоклассница. Старательная, сообразительная. Я очень люблю её слушать. Дмитрий учится в третьем классе. Мальчик со стержнем и с ярким огоньком в глазах. Сын заканчивает институт. На школьном выпускном вечере одна соученица написала ему: «Такие люди, как ты, делают Мир лучше и зажигают Звёзды». Он талантливый музыкант, пишет серьёзную музыку. Добрый, отзывчивый человек, способный сопереживать слабому. Дочь сильный, яркий человек, свободна от чужих мнений и суждений. Она сама поставила себя на ноги и крепко на них стоит. прекрасная и ответственная мама, заботливая, чуткая дочь и внучка. Это правда — в детей сколько вложишь, столько и получишь. Дети и внуки — мои единомышленники, нам интересно вместе. Мы с мужем много путешествуем. Мы научились радоваться тому, что имеем.

   Когда дети подросли, у меня появилось время для себя, и я с радостью открылась всему новому. Я пошла в автошколу, записалась на курсы вождения. Три месяца, день и ночь, было полное «погружение» в тему. Я сумела разобраться в том, о чём понятия не имела. Оказывается, всё не так сложно. Просто нужно хотение и, невзирая на возраст, не бояться браться за незнакомое дело. Ведь всему можно научиться.

   Получив водительские права, что стало предметом гордости всей семьи, я увереннее cтала делать следующие шаги. Пошла в спортивный зал на танцы. Встала на горные лыжи. Закончив компьютерные курсы, стала
полноценным пользователем. И мне открылся весь мир! Мои одноклассники в Израиле, в Америке, в Европе, в Киеве вышли на связь. Не зная друг о друге ничего сорок лет, мы стали общаться в Интернете с щемящей добротой и искренностью. Рассказываем, чем живём, о работе, о детях, о культуре, о быте, в общем, о жизни. Ведь проблемы у всех одни. Я нашла родных людей из далёкой юности. Вернуться в школьный возраст, оказывается, очень полезно, ведь пока знаешь, что ты часть чьей-то жизни, возраст не пугает.

   Вот и сейчас — глубокая ночь, а я работаю над рукописью книги. Когда задумала писать, предположить не могла, что это такой тяжёлый и одновременно захватывающий труд. Как сказала моя внучка: «Ты что, великая? Что ты всё пишешь?» Внук тоже удивился: «А это кому-нибудь нужно?»

   Я задумалась. Ради чего всё-таки неведомая сила заставляла меня сидеть до утра за компьютером? Вспоминать, размышлять, писать и вычёркивать, перечитывать и начинать сначала, погружаться в свои
эмоции, мысли, переживания. Думаю, ответ понятен. Я начала писать книгу летом на даче, грело солнышко, детский смех и щебет птиц окружали меня.

   А сейчас за окном февраль, зима снежная и холодная. Но впереди — весна, и я жду её, как всегда, с радостью и надеждой.

   Год назад я бродила по Питеру, заглядывая в те уголки, где жили мои родные, где родилась и взрослела я. Долго стояла во дворе бабушкиного дома и представляла, как она поджидала на лестнице дочку с веником в руках и прогоняла ухажёров… Как пришла война и началась блокада. Сколько горя пришлось пережить моим родным…

   Представила, как, связав саночки, обессиленные мама, бабушка и Тоня в страшный мороз везли своего любимого мальчика в последний путь на Пискарёвское кладбище.

   Вспоминала, как приезжала на зимние каникулы. Как в Юсуповском саду каталась на коньках. Как по субботам ходили в баню. Бабушкины щи и пироги с капустой, лото с соседями по вечерам. Как ездила к папе на трамвае в мастерскую на улицу Римского-Корсакова.

   …Шла по улице Плеханова (теперь Казанской), где ветреным, тёмным ноябрём я появилась на свет. Здесь сделала свои первые шаги и произнесла первые слова. Запрокинув голову, долго смотрела на широкое окно нашей комнаты. Вспоминая, как маленькой девочкой я просиживала на подоконнике и, глядя на улицу, ждала маму. Как весело жили мы в этой квартире в пятидесятые годы, папа, мама, сестра и я! Счастливые глаза папы, когда он подбрасывал меня высоко и смеялся до слёз. Как топили печку дровами, и какие ёлки приносил папа на Новый год. С какой любовью и нежностью папа писал мамин портрет!

   По переулку Антоненко вышла на самое красивое место города — Исаакиевскую площадь, вошла в Александровский сад. Стояла осень, дети радостно бегали по аллеям, собирая жёлуди и разноцветные листья… Вот я и вернулась сюда, где круто изменилась моя судьба.

   Оглядываться назад — в прошлое присуще каждому из нас. Вспоминая, мы пытаемся разобраться в себе, в своей жизни. Но жить прошлым не стоит, даже если оно — настоящее…

   Начиная свое повествование, я назвала его «Вперед-назад». Потом целый год порывалась изменить, придумать другое название.

   Теперь, когда работа позади — а впереди встреча с читателями, я поняла: ничего менять не надо.

   …Благодарю всех, кто взял мою книгу в руки и потратил время на её чтение. Всего вам доброго! Главное — верьте в себя и будьте счастливы!

      Киев — Санкт-Петербург
         2009–2010 гг.