Понять или объяснить Бога?

Кайыр Жунусов
Нам предлагают теорию Бога, которая его объяснит. Которая объяснит, почему наш мир так устроен и как он устроен, что по своей амбициозности за пределами самых смелых фантазий. Предположим, что мы знаем законы, которые управляют движением небесных тел. Это допустить можно. Ведь со времён Ньютона мы только и делали, что вводили силы действующие на все без исключения тела. Но правильно сказал Лаплас, что «если бы…». Если бы мы знали начальные условия на момент сотворения мира, то знание законов движения позволило бы нам рассчитать к чему мир пришёл и проверить наши знания было бы мыслимо. Но…

И. Канту приписывают агностицизм, который ограничивает самые смелые фантазии. В чём он заключается? Суть его в том, что «объяснить» мир и тем более Бога, невозможно. Можно лишь только понять и то, и другое. Можно понять  замысел Бога, но объяснить почему Он так поступил – это значит вторгнуться в Его абсолютную и беспредельную свободу. Такое может себе позволить лишь больное воображение и это опасно. Опасно тем, что ставит дерзость в положение вседозволенности. Ведь даже понять свободу Творца – это дано лишь святости, праведности, безупречности посягнувшего на тайну творения перед Самим Творцом. Это дерзость сатанинская и не вписывается не только в науку, но и в вероучения сколько-нибудь близкие к христианству.

Объяснить Бога – это значит встать на Его место, поступить как Бог. В частности, начать творить мир из пустоты. «Не сотвори себе кумира…» – это сказано о претенденте на то, чтобы объяснить Бога. И тут я стою на позициях агностицизма, понимая его как невозможность объяснить не только Бога, но и мир как он устроен. Все измерительные астрономические системы человека включены сейчас для наблюдения за небесными явлениями. Объяснить мир и Бога – это значит исчерпать необходимость использования приборов. Объяснили – значит закрыли проблему, если она существовала. Но проблемы в том, чтобы объяснить Бога, не было и не может быть ибо человек свободен от фатальной причины, которая единственная только и допускала бы возможность объяснить окончательно человека, а тем более Бога.

Не следует однако думать, что надо прекратить попытки понять замысле Бога. Тут как раз Бог ждёт от нас внимания к Себе. Лучшие философские умы утверждали, что мир познаваем, подразумевая при этом, что можно понять и принять окончательную красоту творения и тем самым понять Творца. Стремление понять Творца освобождает нас от навязывания стереотипов мышления, которые «доступны и старшим школьникам, и нобелевским лауреатам». Стереотип мышления – есть грех творения «кумира». Мне такой путь становления возможного не подходит, так как я кроме свободы осознаю ещё и ответственность, которая свободу сопровождает. Ответственность, что Бог доверенную тайну даёт в чистые руки.

Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.