Такая, как все?

Ирина Пархоменко
                К 65-летию Великой Победы
      Каждая жизнь – ненаписанный роман


С Екатериной Тимофеевной Голановой меня свел случай, хотя давно известно, что на свете ничего случайного нет.

При подготовке сборника плавских поэтов «Времен связующая нить» я узнала многих авторов «вживую», но судьба этой женщины меня больше всего заинтересовала. Потому, наверное, что она ровесница моей мамы, что также прошла войну. Трудно представить себе нежных, добрых, девушек под бомбежками, с оружием в руках, но с ними это было, как и многое другое. И чтобы ответить на вопрос: откуда люди берут силу, чтобы выстоять в труднейших испытаниях, где источник их мужества и стойкости, надо вернуться к началу их жизни.

Родилась Катюша Голанова 28 июня 1921 года в многодетной семье. Четверо старших братьев и четверо старших сестер опекали младшенькую. Повсюду следовал «хвостик» за «большими»: и на речку, и в поле. В семье отец пользовался непререкаемым авторитетом, и не было ничего страшнее, чем его укоризненный взор из-под строго насупленных бровей. И не один раз подумаешь, прежде чем нашалить: а что скажет отец?

Катюша лет с пяти, наверное, играла «в школу». Велико было стремление к учебе. Вот и за настоящую парту села в шесть лет. Меньше всех в классе росточком, она выделялась незаурядным умом, схватывала всё на лету и закончила семилетку с оценками «хорошо» и «очень хорошо».

Но тут отца многодетной семьи объявили кулаком за то, что приспособил старое колесо под точило, за то, что к нему шли со всего села наострить ножи и топоры, за то, что изготавливал на заказ детали для прялок. Пришла разнарядка выявить определенное количество зажиточных крестьян и описать их имущество. А что взять у Голановых? Вот и выгребли подчистую всё зерно, муку, увели со двора овец, корову, выгнали из колхоза мать и отца. Как жить в деревне, как кормить детей? Просто чудом спасли ребятишки от конфискации маленького ягненочка и швейную машинку. Стала мама ночами (днём в поле и по хозяйству надо было управиться!) шить соседям кофточки, а отец – тулупы, потом старшая сестра устроилась работать в артель, стало жить полегче. Написал Тимофей Голанов М.И.Калинину, просил разобраться в этой ситуации и восстановить его в правах, что, к великой радости семьи, и произошло.

Тут и Катюша стала помощницей учителя, работала в начальных классах, поступила заочно в Чернское педучилище. К тому же её избрали секретарем комсомольской организации в деревне, где больше половины молодых активистов – её братья и сёстры. Жизнь налаживалась. Но прозвучало страшное слово «ВОЙНА».

Объявили набор добровольцев. Как могла остаться в стороне Катюша? Агитировала всех, а сама – в сторону? Не так она воспитана, чтобы прятаться за чужие спины. Но записавшихся девушек мобилизовали только летом 1943 года.

В прифронтовой полосе под Орлом за две недели научили их работать телефонистками: распознавать голоса начальников, запоминать ежедневно меняющийся код. Немного учили ходить строем, стрелять. Научили и тому, как сберечь жизнь: окапываться, оказывать первую помощь.

И вот первый бой…

Голос Екатерины Тимофеевны прерывается, когда она описывает все ужасы войны, страх перед бомбежками, смерть товарищей. Нет срока давности для таких воспоминаний, не стираются они, ни тускнеют, словно навечно высечены в сердце.

… Когда взяли Орёл, стояла страшная жара. Солдаты бросились к колодцам, но они были забиты кипами байковых одеял, под которыми обнаружили трупы детей. Ни один не выжил…

… На месте дислокации первым делом нужно было окопаться. А лопатка саперная маленькая, грунт каменистый, никак не получается выкопать щель глубиной по плечи, даром, что сама крохотулечка. Рядом трудится начхим (начальник химической защиты), опытный боец.

Углубился в пригорок, получилась пещерка. «Иди сюда, Катюша, прячься к стенке поближе, а я у края буду». И тут началась бомбежка. Волна за волной, штук по сорок каждая, налетали вражеские самолеты на наши позиции, не давали поднять головы. Со страшным ревом и свистом сыпалась с неба смерть разных калибров. Осколок оборвал жизнь начхима, закрывшего Катюшу своим телом…

После двух-трех месяцев работы телефонисткой комсомолка Голанова переведена на штабную работу: в её ведении составление донесений, ответственность за хранение документов. Можно представить, что теперь-то началась «легкая» и безопасная жизнь. Но на войне всякое бывает. И Катюша вместе с товарищами попадает в окружение в Брянских лесах. А поскольку кухня для «штабных» замыкает колонну части, то, в отличие от солдат, которым выдали сухой паек, офицерам пришлось голодать. Товарищи попросили Катюшу сходить в ближайшую деревню и раздобыть хоть что-нибудь поесть. «Ты ведь женщина, тебе дадут».

Крестьянка, возившаяся в огороде, встретила девушку в военной форме неласково, высказывала обиды на солдат, которые то отбивают деревни у немца, то опять сдают, а людям приходится мучиться. Катюша повернулась, чтобы уйти с пустыми руками, (трехдневный голод лишил сил!), но была остановлена тем же грубым тоном: «Постой, сейчас вынесу еды».

Видно, дрогнуло сердце крестьянки, никакие тяготы оккупации не смогли его полностью ожесточить. Дала женщина полкаравая хлеба, выдернула десяток луковиц… Никогда столь скудная еда не была такой вкусной!

При всей нежности и мягкости, Катюша могла проявить и твердость. Фронтовые товарищи подарили ей трофейный «браунинг», который и пришлось однажды применить.

… Для перевозки секретных документов полагается повозка. Ездовым был солдат-узбек, плохо понимавший русский язык. Вечером, когда штаб вошел в занятую деревню, стали размещаться по уцелевшим домам, Катюша, войдя в здание, услышала с чердака немецкую речь. Она немедленно доложила о случившемся, и штаб вынужден был сменить место дислокации. Ездовой направил лошадь не за остальными повозками, а в сторону немцев. На слова Кати повернуть, ездовой не реагировал: «Не понимаю». Тут девушка достала пистолет и приставила его к голове солдата: «Вези, куда велено!». Пришлось незадачливому перебежчику послушаться. На следующий день у Голановой был новый ездовой…

Для Кати война закончилась в Польше. Демобилизовавшись с медалью «За боевые заслуги», она вернулась в школу на преподавательскую работу. Всегда педагог Голанова была на хорошем счету, а когда пришла пора уйти на заслуженный отдых и спокойно сидеть на лавочке у подъезда, неугомонная Екатерина Тимофеевна организовала районный Совет ветеранов. За долгие годы, что она его возглавляла, была оказана адресная помощь фронтовикам: кому дровишек привезти, кому забор или крышу починить, а кого спасти от равнодушия собственных детей.

До сих пор к Екатерине Тимофеевне обращаются за помощью соседи и знакомые, чтобы сломить инерцию чиновников, обратить внимание на нужды граждан

Но этим не ограничивается общественная деятельность неравнодушной женщины. Активно участвует она в работе «Плавчаночки». Постоянно звучат на заседаниях клуба её стихи.

Зачем пишут стихи люди? Чтобы донести до окружающих боль их сердец, их тоску или печаль, радость или счастье. А много пережившие думают не только об этом. Им надо, чтобы молодежь не наступала снова на старые грабли, чтобы учитывала опыт и ошибки предыдущего поколения, лучше могла понять надежды и чаяния своих отцов и дедов. С немудреной рифмовкой, наивные, «непричёсанные», может, они и не заслуживают высокого звания «СТИХИ», но поистине бесценны по внутренней наполненности, доброте, искренности, свойственной авторам-очевидцам описываемых событий.

Еще раз откройте сборник «Времён связующую нить», еще раз прочитайте стихи Екатерины Тимофеевны (да и не только её!), прочитайте вдумчиво, не торопясь. И вы наверняка почувствуете, что ваша душа станет светлее и добрее, а ведь именно для это пишут люди стихи, именно для этого живут.