О евангельской хронологии

Галина Грушина
                О ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ХРОНОЛОГИИ
                «Каждый имеет право на то, чтобы выразить свою
                точку зрения.»            ХАЗАРЗАР

        Установление точных дат для событий античности весьма затруднительно: едино-го календаря даже у областей, входивших в состав Римской империи, не существовало  (юлианский календарь не был ни обязательным, ни общепринятым), а все используемые календари были крайне неточными (часто могли меняться длина года, число дней в месяце и т.д.)
     Задача ещё более усложняется при попытке установить какие-либо хронологиче-ские вехи для событий евангельской истории.  Автор принимает как аксиому два  ука-зания  евангелистов:
     1.  Иисус Христос родился при жизни царя Ирода Великого.
     2.  Он прожил на земле 33 года.
     Единственная точная дата, сообщаемая Лукой ( начало проповедей Иоанна Крести-теля) должна быть признана недостоверной:
     «В пятнадцатый же год правления Тиберия Кесаря, когда Понтий Пилат начальство-вал в Иудее, Ирод был тетрархом в Галилее, Филипп брат его тетрархом в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний тетрархом в  Аквилинее, при  первосвященниках Ан-не и Каиафе был глагол Божий к Иоанну…»  (Л., 3. 1-2)
;
    Тиберий принял власть  в августе 14 г.; стало быть, Лука указывает  на  период с ав-густа 28 г. по август 29 г., но  тут же сообщает: «Иисус, начиная своё служение, был лет тридцати» (Л., 3.23);  т.е.,  что Иисус родился  в 1-2 гг.до н.э., а это невозможно , т.к. царь Ирод , при котором  Иисус родился, умер в 4 г. до н.э.

     Кроме того в гл.2 Лука сообщает:
     «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле… И пошли все записываться… Пошёл также и Иосиф из Галилеи… Когда же они были там (в Вифлееме), пришло время родить (жене его)…»
     Перепись в Иудее, сменившей правителей, действительно была, но в 6 г.н.э., через  10 лет после смерти царя Ирода.
    Правда, Лука загадочно  сообщает:
     «Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией» (Л., 2.2).
     То есть, перепись 6 г. - вторая? Но даже если допустить, что Квириний был  сирий-ским наместником дважды (что возможно, хотя и не подтверждено документально),  то ранее    6 г. н.э. он всё равно не мог проводить перепись в Иудее,  которой правил этнарх Архелай.
     Других хронологических указаний евангелисты не дают.
      Точные даты евангельских событий  были забыты уже в конце 1 в. н.э. Писатели то-го и последующих времён называют множество разноречивых дат, которые автор здесь рассматривать не станет: ссылки, откуда они были взяты, писателями не дава-лись, и проверить их не представляется возможным.
     Исследователи проблемы со многими неизвестными обращаются прежде всего к лежащим на поверхности указаниям евангелистов, т.е. начинают определять дату Голгофы. Автор предпочитает начать поиск даты Рождества, опираясь на точное указание: Иисус родился в правление царя Ирода.
                РОЖДЕСТВО
     Ирод умер весной 4 г. до н.э. Допустить, что  Иисус мог родиться в том же году и все события Рождества вместились  в столь небольшой отрезок времени, можно, но выглядит крайней натяжкой. Отбросим 4-ый год, тем более что  Ирод  приказывал перебить всех вифлеемских младенцев «от двух лет и ниже». Бесспорно, иудейский царь был осведомлен лучше нас , какого возраста младенца следует искать в Вифлееме. Он допускал, что младенцу было около двух лет.
      Как известно, родители иудейской веры  обязаны были принести новорождённого в Храм  уже в возрасте 40 дней. Автор сомневается, что так поступали даже жители отдалённых  областей царства , не говоря о многочисленной иудейской диаспоре, - иначе под Иерусалимом было бы огромное кладбище младенцев. Скорее всего, су-ществовало послабление, разрешавшее больший срок. Годовалых  младенцев также следовало приносить в Храм. Сколько прожили в Вифлееме родители Иисуса, неиз-вестно, но определенно какой-то срок.  Датой Рождества следует признать либо 5-ый, либо 6-ой, а то и 7-ой г.до н.э.

               
                ГОД  КРЕЩЕНИЯ
     « В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Мф,3.1).
    « И он проходил по всей окрестной земле Иорданской, проповедуя крещение…» 
(Л, 3.3)
     «Это происходило в Вифаваре при Иордане,  где крестил Иоанн…» (Ин, 1.28)
     Одним словом, Иоанн Креститель действовал на берегах Иордана, невдалеке от впадения реки в Мёртвое море. Указать точное место невозможно, так как река за 2000 лет меняла своё русло. Проповедовал Иоанн вероятнее всего весной, когда Иор-дан полноводен и нет иссушающей жары лета.
     Чтобы определить с наибольшей достоверностью, когда это могло происходить, надо вспомнить о власть имущих того времени. Малонаселённое Заиорданье (т.н.Перея)  и Галилея управлялись тетрархом Иродом  Антипой , получившим власть от Рима. Правобережье (Иудея) управлялось римским прокуратором, имевшим в распоряжении вспомогательное войско и подчинённым наместнику Сирии:  Иудея была  недостаточно значительной областью, чтобы иметь  самостоятельного наместника.
     Римские  управители назначались заранее императором и сенатом; получить в управление провинцию было честью и большой удачей (перспектива обогащения).
     В 14 – 25 гг. иудейским наместником был Валерий Грат.О нём мы мало что знаем.
     Судя по молчанию Иосифа Флавия,  он был довольно бездеятельным, а, следова-тельно, мягким управителем.
     В 26 – 36 гг. иудейским наместником был Понтий Пилат. Он прибыл на место в кон-це 25 года, чтобы по обычаю вступить в должность 1-ого января. Назначен же он был гораздо раньше, как всегда предпочитал  это делать Тиберий.
     Иосиф Флавий гневно жалуется на жестокость Пилата и притеснения населения,  хотя  перечисляемые им эксцессы можно квалифицировать скорее как незамедли-тельное подавление любых беспорядков. Пилат, без сомнения, был  человеком суро-вым и даже жестоким, но только таким и мог быть  военный (даже прозвище его оз-начает «меч»). Это был римлянин всаднического достоинства, ставленник Сеяна;  ве-роятно , преторианский трибун.   
     Возможны ли были при скором на расправу Пилате волнения, вызванные деятель-ностью Иоанна Крестителя?  Ведь, в отличие от Иисуса, проповедовавшего большей частью в Галилее (область тетрарха Антипы) и собиравшего куда  меньшие скопления народа, Иоанн действовал на Иордане, т.е. , гораздо ближе к Иерусалиму.
     «И выходила к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне…»
     « Тогда Иерусалим и вся Иудея, и все окрестности Иорданские выходили к нему»  (Мф, 1.5)
     При Пилате?  И он оставался бездействующим?  Стоит вспомнить, как расправился он с  самарянами,  всего лишь собравшимися помолиться в своём храме на горе Гари-зим.  Скорее, Иоанн  мог действовать свободно при малоактивном Валерии Грате.
     В каком году проповедовал Иоанн?  Как сказано выше, версию Луки  принять нель-зя.
     Перенесёмся в Рим. В начале нашей эры в Вечном городе  проживало много иуде-ев, принадлежавших к разным социальным слоям: беднота жила за Тибром, родст-венники царя Ирода – на Палатине (царские дети даже воспитывались вместе с моло-дыми Цезарями). Своею ловкостью  и беспринципностью  соплеменников превосхо-дил царевич Ирод Агриппа. Он сумел войти в круг друзей единственного сына импе-ратора – Друза .  Беспутства сына сердили Тиберия, справедливо усматривавшего дурное влияние на молодого человека этих друзей. Когда Друз внезапно умер, импе-ратор тотчас запретил им показываться  себе на глаза, иными словами изгнал .
      «В консульство  Г.Азиния и Г.Антистия  (т.е., в 23 г.)»  (Тацит, Анн., кн.4, 1-8).
     Ирод Агриппа оказался в крайне тяжёлом положении. Ему следовало немедленно уезжать из Рима (причём не в одиночку: у него имелись жена и дети),  а у него совсем не было денег. Мало того, он задолжал кому только можно. Царевич всю жизнь жил в долг. «Живя в Риме, Агриппа растратил свои средства отчасти ежедневными кутежа-ми, отчасти путём той расточительности, с которой он раздавал деньги (на подкуп). Наиболее значительные суммы пошли в карманы императорских вольноотпущенни-ков»  (ИФ,ИД,  18, 6.1). Бежать приходилось не только  от гнева императора, но и от ярости кредиторов, тотчас  набросившихся на него с требованиями вернуть долги. Спасение ждало за морем, дома. Дело в том, что сестра Ирода Агриппы, долго прозя-бавшая в ничтожестве, недавно сделала блестящую партию: Иродиада сумела выйти замуж за самого тетрарха -  и благоденствовала  . Оставалось, наладив отношения с сестрой,  поселиться у Антипы.
     Агриппе удалось тайно ускользнуть из Рима и переплыть море. В пути они с женой составили план , как разжалобить Антипу, который, по прибытии в Иудею,  блестяще и осуществили. В конце 23 г. Агриппа уже проживает в Тивериаде Галилейской и полностью благоустроен.
     Итак, тетрарх  Ирод Антипа и Иродиада сочетались браком до 23 года (иначе нахо-дившийся в Риме Агриппа  в 23 году не знал бы, куда направить стопы и где искать спасения). Предположим, что бракосочетание произошло в 22 году (в крайнем случае, в 21-ом). Этот прелюбодейный брачный союз , нарушавший иудейские законы  (оба развелись с прежними супругами; к тому же оба состояли в кровном родстве) вызвал  негодование народа, выразителем которого стал Иоанн Креститель.
     «Ирод же тетрарх, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого…» (Л., 3,19).
    Вывод:  Деятельность Иоанна  следует отнести к 22-23 гг. Странно было бы предпо-лагать, что проповеднику вздумалось клеймить Антипу за союз с Иродиадой лишь спустя несколько лет, когда народ уже успел ко всему притерпеться. Да и Иродиада не стала бы так нервно реагировать на поношения, будь она уже уверена в незыблемости  своего  брака.
     Наиболее вероятный год , в который совершилось Крещение– 23-ий. Иисусу 30 лет, (после  сего Его общественная деятельность длилась не более 2-3х лет). Следователь-но, годом  Рождества предпочтительней  назвать 7 г. до н.э.

               

    
                ГОЛГОФА.  ВОСКРЕСЕНИЕ
        Пытаясь определить даты земной жизни Иисуса Христа, исследователи обычно   обращают внимание прежде всего на сведения евангелистов о времени Тайной Вече-ри, Голгофы и Воскресения. Действительно, евангелисты указывают дни недели, в ко-их произошли эти события, а, зная порядок проведения иудейского  Пэсаха,  как будто можно определить и год. Между тем, казалось бы, самое лёгкое оказывается самым запутанным и трудным.
     Иудейский лунно-солнечный календарь, связанный с 19-летним солнечным циклом и являющийся частью религиозной системы, был неточен:  протяжённость года и месяцев могла произвольно меняться. Начало всякого месяца определялось  первым восходом новой луны, который  фиксировала специальная коллегия. Счёт времени требовался для определения даты того или иного праздника, коих в иудаизме было несколько.
     Пэсах – один  из этих праздников,  приходился на месяц НИСАН, соответствовавший марту-апрелю (по современному календарю).  Это древний земледельческий празд-ник, связанный при оформлении религии Яхве с т.н. «Исходом». Он наступал 15 ниса-на, обязательно в полнолуние, причём праздновать начинали уже 14 нисана вечером, так как сутки считались не от полуночи до полуночи, а от захода до захода солнца. Иными словами, день опресноков 15 нисана наступал  вечером 14 нисана.
     Порядок празднования был таков:
     14  нисана пополудни – жертвоприношение агнца в Храме (т.е., режут ягнёнка);
     14  нисана после захода – ритуальная трапеза (поедание агнца и мацы); 
                Считается, что уже наступило 15 нисана.
     15  нисана – День опресноков; строгий запрет всякой деятельности;
     16 – 21  нисана  - праздничные дни.
     Трудность в том, что три евангелиста (Матфей, Марк, Лука – т.н. синоптики)  свиде-тельствуют:  Христос был предан Иудой после «вкушения агнца»; Иоанн же утвержда-ет, что Христа привели к Пилату утром 14 нисана (т.е., до  жертвоприношения агнца).
      Автор усматривает  противоречие прежде всего  внутри  текста синоптиков. На-пример, Матфей  пишет:
     «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Ма-гдалина  и другая Мария посмотреть на гроб…» (Мф, 28.1)
(«первый день недели» - современное воскресение; всякая деятельность в субботу под запретом). 
     То есть, даже по  Матфею казнь произошла в пятницу. Почему синоптики связали Тайную Вечерю со «вкушением агнца», вопрос отдельный  (можно напомнить, что ка-лендарь Галилеи не совпадал с иудейским; можно предположить, что ученики, со слов коих нам известны события , могли воспринимать  последнюю трапезу  Христа  действительно как опресночную).
     Итак, «через два дня надлежало быть празднику Пасхи (Пэсах) и опресноков» (Марк, 14.1).  В четверг Иисус собирает учеников  на Тайную Вечерю, зная, что на сле-дующий день Его казнят. В пятницу происходят трагические события Голгофы. В суб-боту  иудеи отмечают Пэсах. В «первый день недели»  люди узнают о великом чуде Воскресения.
    Остаётся  высчитать, в каком году  Пэсах приходился на субботу.
    Эти годы давно определены: прежде всего, 26 г.; называют также 29 г. , 33 г., даже  37 г. Но перечисленные годы не могут представлять интереса, поскольку Иисус родился до 4 г.до н.э.(мы определяем – в 7 г.до н.э.) и прожил на земле 33 года, - стало быть, начиная с 29-ого года все даты можно не рассматривать. Значит, интересующий нас Пэсах имел место 23 марта 26 г.
    Датировка Голгофы 30-м годом не может быть принята. Не говоря о том, что Иисусу было бы по меньшей мере 35 лет, Пэсах в 30 г. приходился на пятницу, а утверждать, что праздник мог быть  перенесён на субботу – слишком большая и неоправданная натяжка.
     26 г. как год Голгофы  подтверждает ещё одно сообщение   евангелистов. После из-гнания торговцев из стен Храма, Иисус пообещал в три дня воздвигнуть новый Храм (в случае разрушения  прежнего). Лука (Л., 19, 45) подтверждает наше убеждение, что подобные действия и слова могли иметь место лишь в последнее посещение Иисусом Иерусалима .
     « … и сказали иудеи: Сей Храм строился 46 лет, а ты в З дня воздвигнешь его?» (Ин. 2.20).
     Ирод стал царём в             У Иосифа Флавия существуют две версии начала пере-стройки Храма:
     ИД, 15,11.1  : «… при начале 18-ого года своего царствования»;
     ИВ, 1, 21.1  : «…на 15-ом году своего царствования» .
     Обе версии ошибочны. Ирод начал перестройку Храма на 17-ом году своего царст-вования, в год приезда на Восток императора Августа, т.е. в 20 г.до н.э.
     Косвенным доказательством, что события Голглфы происходили в 26 году (т.е., в первый год правления Пилата), может служить крайняя неосведомлённость Пилата об Иисусе Христе: весь Иерусалим знает, всё иудейское священство, вся Галилея полна слухами о чудесном проповеднике, Антипа и тот наслышан, - а Пилат понятия не имеет (см. евангелия). Оно и понятно: он только что впервые прибыл из Цезареи в Иерусалим, да к тому же совершил по незнанию ряд малоизвинительных промахов.
     Надо обратить также внимание на сообщения , что Тиберий был извещён  об Иису-се (Тертуллиан). Это вполне вероятно: прокуратор  мог писать  императору (например, Иосиф Флавий определённо сообщает, что даже Геренний Капитон  писал Тиберию).  Император заинтересовался и даже сообщил об этом в сенате. Но сделать это он мог только до 26 г., п.ч. в том году навсегда уехал на Капреи и в сенате больше не бывал.
    Итак, наиболее вероятная дата Рождества -  7 г.до н.э.; Крещение могло произойти в 23 г.; Голгофа и Воскресение 26 г.
     Если кем-нибудь будут доказательно предложены новые даты, автор с готовностью примет их.;