Г. В. Бриггс Горакхнатх и канпхата-йоги. Глава 5

Анастасия Подорожная
Глава пятая.

«Святые места».

Канпхата посещают обычные места паломничества, такие, как Прайаг (Трибени), Бенарес (Каши), Аджудхйа (Айодхйа), источник Годавари (Тримбак), Двараку, Хардвар, Бадринатх, Кедарнатх, Бриндабан, Пушкар, Рамешвар на юге, Дарджилинг на северо-востоке, Непал и Ассам, Амарнатх и Кашмир, и Ханг Ладж на западе. Они посещают определенные святыни Шакти и храмы Шивы и Бхайрома. Их собственные отдельные святыни и монастыри широко разбросаны по всей Индии.

Лучше изучать все эти места по отдельным участкам. То есть, в Гималаях – отдельно, в Объединенных Провинциях – отдельно, в Пандхабе, в Раджпутане, в Западной Индии и т. д.

В монастыре Чхангчхилинг, в Сиккине, есть черное составное (комплексное) изображение одной из трех форм, одетой в кричащую мантию, представляющей Горакхнатха.

В Горкха, в Западном Непале, в пещере найден храм Горакхнатха. Это «священный очаг рода Гуркха». Ландон описывает его как «маленькое сырое святилище, скрытое в глубокой пещере. Доступ туда практически невозможен, кроме как на четвереньках – это святыня Горакхнатха. Здесь, внизу, в естественной нише скалы течет ручей, а маленькое украшение – над церемониальными трезубцами, флагами, алебардами, трубами и прочими знаками отличия всех подобных этому мест поклонения – это изображение бога». Пещера и город получили свои имена от Горакхнатха, который, как было сказано, проживал здесь. С тех пор его национальное имя Гуркха.

В центре Катманду количество интересных мест и святынь ассоциируется с именами Горакхнатха и Матсьендранатха. Слово «Катманду» означает «Катх Мандир», или «Храм Леса». Святыня построена около 1600-го года Лакшми в честь Горакхнатха.

В Багмати, около трех миль от Патана (Катманду), есть храм Матсьендранатха, который признан Горакхнатхами. Здесь также есть храм Шивы Пашупатинатха, который принадлежит Канпхата. Говорят, что паломники этого места больше никогда не родятся низшими животными. Непальские Шайвистские Храмы Шамбхунатха, Пашупатинатха и других, относятся к той же сфере интересов, что и Матсьендранатх. В Кистипуре есть храм Бхайраба, а в Катманду – Кал Бхайраба.

В храме и монастыре Ратаннатха, в Савари Коте «ЧАНГРА ТАНГ ПАХАР», есть образ, или камень, в котором, как предполагают, живет дух Горакхнатха. Канпхата из этого места – под влиянием основателя – в близких отношениях с себе подобными из монастыря в Деви Патане.

В Кумауне и холмах Гархвала Канпхата найдены в различных святынях Бхайрома. Подобные места поклонения часто связаны с местожительством отдельных Йоги.

В Шри Нагаре, в Гархвале, Горакхнатху поклоняются, как инкарнации Шивы, то же происходит в учреждениях Канпхата, в том же месте. В этом городе автор (1924) не обнаружил ничего важного (значительного). Там было несколько грихастха, разбросанных поблизости (по соседству). Ниже Шри Нагара есть глубокая пещера, посвященная Горакхнатху, которая содержит в себе его изображение. Это позолоченная фигура около шести дюймов в высоту. Йони-Линга также найдены в пещере, перед храмом Бхайрома. Пуджари там требует, чтобы пещера использовалась, как важный храм Горакхнатха. Но что она была заполнена речным песком во время половодья на озере Гохна в 1894 году, и даже несмотря на то, что ее откопали, она перестала притягивать столько внимания, как прежде. Святыня содержит три ниши в скале. Это, несомненно, пренебрежение паломников. Пантх называется Рам Ке.

В НАИНИ ТАЛЕ, в храме Нанди Деви, где также есть храм Бхайрома, иногда встречают Канпхата. В сентябре 1924 года Йоги с именем Сингхарнатх, был из пантха Каплани. Он утверждал, что он родился в семье грихастха Йоги.

В АЛМОРЕ, над храмом Нанди Деви, есть резиденция грихастха Йоги из пантха Дхарамнатха. К этой резиденции прикреплен маленький храм Бхайрома. Йоги по имени Девнатх, который (в 1924 году) был пуджари в этом месте, также служил Махадео в пределах своей компетенции в большом храме по соседству. Эта святыня Бхайрома маленькая, квадратная, с низким потолком, увенчанная крохотной остроконечной башенкой, обычная в этих холмах. В здании можно найти несколько тришул и изображения Ганеши и Бхагавати.

Другой Йоги, Рамнатх, из пантха Дхарамнатха, имеет дом и магазин на восточном базаре, к которым также прикреплен храм Бхайрома. Этому месту две или три сотни лет. В храме есть изображение Боланатха, только голова, изображение Бхайрома, такое же, как на боках храма, и образ Ганеши. Здесь много тришул, выкрашенных в красный, а все образы покоятся на возвышении (платформе). Можно найти раковины и обычные медные лампы. Перед образами огромное количество принесенных в жертву цветов. В храме также найден веер из павлиньих перьев, кисть (щетка) из хвоста яка, несколько раковин и салиграм. На веранде – обычный храмовый колокольчик. Здание не очень большое, с крышей, увенчанной шпилем. По сторонам храма, справа, два древних самадха, оба квадратных, с пирамидальными вершинами и символами йони-линги на них. Они здесь со времен царствования Раджи Чханда. Перед храмом и слева от него – два очень старых низких самадха, на вершинах которых остался только символ йони и прах.

Около Дак Бунгалоу, в Алморе, есть еще одно уединенное местечко. В этом храме полно маленьких фигурок, высотою не более фута, Бхайром и Парвати, высеченные из цельного камня, и одна фигурка Горакхнатха – таких же размеров – чьи огромные серьги чересчур велики и сразу бросаются в глаза. В храме – обычный набор объектов. Одна линга с подготовленным кувшином для воды над ней так, что вода может течь прямо на лингу. Кувшин был пустым. Здесь место отца, даже если бы тот был еще жив, занял сын, тоже Йоги, как пуджари. Эти Йоги из секты Сатнатх. Их надел – одна деревня.

КАМА, деревня недалеко от Дварахата, это место Пира в районе Алморы. В 1924 году его имя было Пир Гопинатх, и он принадлежал пантху Дхарамнатхов. Деревня, в которой он живет, является собственностью секты. Храм, который является домом Пира, посвящен Нагнатху. Пуджари – это бат Пира. Часть деревни заселена семьями, не Йоги, которые возделывают поля. Традиция в Каме такова, что когда Горкхали завоевали Алмору, они построили форт и выровняли землю на улицах города. Это было сделано как раз в том месте, где был монастырь и кладбище Горакхнатхов. В процессе выравнивания много могил Йоги было разрушено и много серег и других эмблем секты было разрыто. Новое кладбище было предоставлено Йоги за пределами города, и все их постройки были перенесены в королевскую деревню Кама.

ХАРДВАР имеет некоторое количество мест, принадлежащих Горакхнатхам. Пещера, или подземный переход, ассоциируется с Канпхата.

Сооружения Аипантхов огромны и, явно, богаты.

В резиденции при монастыре Дарйипантха всего десять или двенадцать Йоги. В 1924 году Махант был второстепенным настоятелем для паствы. Автор видел огромное сборище многих классов аскетов в этом учреждении, которые получали подарки и пищу от богатых людей на декабрьское полнолуние.

Члены организации Двенадцати Пантхов имеют учреждение с хорошими зданиями в Хардваре.

В джунглях около РИШИКЕША (Хришикеша, Король Чувств), на Ганге, над Хардваром, где Рама подвергся наказанию для уничтожения греха за убийство Раваны, адепты предположительно живут, как отшельники.

Среди менее интересных мест в Объединенных Провинциях можно отметить святыню Бхартрихари в форту в ЧХУНГАРЕ.

Это маленькая, очевидно, пришедшая в упадок постройка Горакхнатхов в АЛЛАХАБАДЕ. Она содержит в себе два храма Бхайрома, один – Махадео, маленький монастырь и один самадх. Во время сезона дождей в 1924 году в резиденции был один Равалпантхи и один Бхартрипантхи. Монастырь подчиняется Горакхпуру.

Старый город Джхауси, напротив Аллахабада, на Ганге, хранит старую традицию, касающуюся Горакхнатха, и Невил говорит, что Раджа Харбонг в том месте был обязан своим ниспровержением одному Йоги и его учителю. В более старом отчете сказано, что королевство было в великом беспорядке. Харбонг распорядился, что и ценные, и обычные товары должны быть проданы по одной цене. «Это побудило великого Горукхнатха остаться в своем жилище в Харбонгпуре на некоторое время, несмотря на то, что его учитель, Муччхандернатх, рекомендовал уйти. Спустя некоторое время со дня их прибытия было спланировано, но не произошло, убийство, из-за чего раджа в ярости приказал найти двух самых высоких человек из толпы и повесить их в месте предполагаемого преступления. Так случилось, что двумя самыми высокими людьми оказались Горукхнатх и Муччхандернатх. Они посовещались и остановили виселицу, затеяв ссору за предшествование. Раджа, на которого произвела впечатление странность их поступка, спросил о причине такого поведения, и Муччхандернатх ответил радже, что они выяснили из книг и от ученых пандитов, что тот, кого первым повесят именно в этот день, будет немедленно отправлен в рай. «Если причина в этом, - сказал раджа – вы оба слишком хороши, чтобы быть первыми. Если позволите, первым повесят меня». Так раджу повесили по его собственной просьбе. Верующие, шокированные жестокостью, воцарившейся в Харбонгпуре после смерти раджи, превратили город в руины».

Важные монастыри и святыни Горакхнатхов находятся в Горакхпуре, Тулсипуре и Бенаресе. Два первых – просто процветают. Но Канпхата в Бенаресе, кажется, уже лишились земли.

Три места в БЕНАРЕСЕ связаны с именем Горакхнатха. Знаменитый Латх Бхайрома, храм Кал Бхайрома и Горакхнатх Ка Тилла.

В Штате, или Латхе, Бхайрома, Канпхата исполняют обязанности священников Шивы. С точки зрения Йоги Латх не так уж и стар, он стал популярным всего шестьдесят лет тому назад. Сообщают, что когда-то у маханта была в услужении малин (женщина из касты садовников), из-за которой он увлекся азартными играми. Так он потерял репутацию, нажил долги, и, в конечном счете, был вынужден оставить святыню. Богослужения в этом месте теперь дело рук вдовы, которая не принадлежит секте. Латх расположен в Адампуре, северном округе города. Там стоит огромный, покрытый медью, лингам, выкрашенный в красный цвет. Он – восемь футов высотой и два с половиной фута в диаметре – на большой, высокой каменной платформе, окруженной стеной. Восемь маленьких платформ обступают лингам. Резервуар находится к югу от главной платформы. К западу от Латха – маленький красный бык. Покрытый медью ствол, который составляет лингам, это часть разбитого столба Ашокан, возвышающаяся над землей. Столб был разрушен во время бунта 1809 года. Этот лингам посещают многие Йоги, особенно в Пуран Масе и Бадан Шуди.

Храм Кал Бхайрома в городе – это важное место встречи и знаменитая святыня Йоги.

Третье интересное место – это старый Горакхнатх Ка Тилла, рапсоложенный рядом с муниципальным садом города. Был построен Раджей Манн Джодхпура и обеспечен постоянным доходом. Но, вместе с Латхом Бхайрома, почти все пожертвования были утеряны, благодаря азартным играм и распутству. Конечно, такое встречается и сегодня, но гораздо реже. Некоторые Йоги имеют семьи. Пуджари в 1924 году был Бастинатх. Это целое учреждение, расположенное на холме, или возвышенности, как вам будет угодно. До него, окруженного жилыми комнатами с четырех сторон, можно добраться вверх по ступенькам. Ниже уровня платформы – по двум сторонам – также жилые домики. Обычно храм обращен на восток. Платформа сделана из каменных плит.

Храм вместе с верандой выложен красным песчаником. На веранде, увенчанной восьмиугольным куполом, и в каждой комнате на веранде можно найти колокольчик. На каждой стороне – четыре колонны с желобами. Две следующих двери храма выкрашены в белый. Храм имеет квадратную форму с составной пирамидальной крышей, увенчанной трезубцем. На стене по обеим сторонам двери – картины. Слева – женщина, справа – Шива в образе Йоги, с большими серьгами в ушах. Над дверью – Ганеша и красный трезубец. На вкладке – изображения Бхайрома. Слева – Белый Бхайром. Справа – Черный Бхайром. И оба – с серьгами. Внутри храма, на платформе, десять раковин различных размеров, кроме того, есть каран Джаландхарнатха. Позади него – образ Кали. Платформа в храме – высотой три фута. Кроме всего вышеперечисленного, там есть веер из павлиньих перьев и красная подушка, расшитая белыми бусинами. Перед платформой – два длинных бронзовых рога и маленькая медная подставка, а на ней – медный колокольчики, несколько крохотных каменных лингамов и шалаграмов плюс камень из Нарбада с караном, написанным на нем. Веер из павлиньих перьев был найден в нише стены слева, а лампа, похоже, справа. Лампа стоит также на высокой деревянной подставке.

Напротив храма, по его северную сторону, есть маленькая святыня с йони-лингой. Сооружение в высоту не более четырех футов, включая шпиль. На южной стороне святыня, посвященная Шиве. Она немного выше – около десяти футов. Позади храма находятся помещения, в которых живут одинокие Грихастха-Йоги. На юг от храма – стена, а за ней – кухня. В ряду комнат, северней храма, есть дхуни (на веранде). На платформе, на юго-востоке, почти вплотную к храму, есть стхан Бхайрома с тришулами и маленьким красным образом на рельефе из каменных плит.

У фасада, к восточному краю платформы, четыре маленьких святыни, отделанных красным песчаником. Первая – в юго-восточном углу – это самадх с йони-лингой и колокольчиком на крыше. В следующей святыне – каран Горакхнатха и тоже колокольчик на крыше. В третьей – бык, йони-линга и колокольчик, вне сомнений. В четвертой, в северо-восточном углу, самадх с йони-лингой и черной лингой на каменной плите с большой змеей над нею. Крыши угловых святынь – конусообразные, а другие две – пирамидальной формы.

К северо-востоку от главного храма всего лишь пролет ступенек приводит нас к храму Махадео с плоской крышей.

А вот самадх на улице за границами монастыря.

С любой точки возвышенности хорошо просматриваются каменные плиты.

Число Йоги в окрестностях Бенареса постоянно уменьшается. Раньше они были влиятельными и уважаемыми лицами. В 1884 году их количество составляло 159 человек, из них – 63 женщины. Они обладали двумя акхарами, один из которых находился в Горакхнатх Ка Тилле (в Бенаресе), а второй – в Кал Бхайроме. В их владениях был храм Кал Бхайрома. Своим низком положением в настоящее время они обязаны раздробленности и разделению, которым было позволено прокрасться между ними.

Самым важным центром Канпхата в Объединенных Провинциях считается ГОРАКХПУР, город, названный так в честь святыни Горакхнатха. Говорят, в Трета Югу именно в это место Горакхнатх прибыл из Панджаба.

Святыня стара. Первый храм, построенный здесь в Трета Югу, был посвящен Шиве. По традиции Горакхнатх обнаружил здесь старую раку Горакши (божества, хорошо известного в Непале) и сделал ее знаменитой. Популярные источники датируют время находки Горакхнатха 1400-ым годом. Также говорят, что когда Горакхнатх пришел в это место, он не нашел ничего, кроме водоема Мансоравара, в джунглях, окруженного прекрасными деревьями. Он пребывал здесь достаточно долгое время. Возможно, что оба названия и слава Горакхнатха – именно из этих мест.

Некоторые утверждают, что Горакхнатх был похоронен в Горакхпуре. Другие говорят – в Панджабе. А есть еще и те, кто заявляет, будто бы он никогда не умирал, а живет и по сей день с Сиддхами и Натхами на горе Кайласа.

Самобытная святыня была превращена в мечеть Алауд-Дином (1296-1316). Тогда Горакхнатхи построили свой храм поблизости. Аурангзеб (1659-1707) и его превратил в мечеть. Третья святыня была построена Буддхнатхом на прежнем месте. Согласно традиции, Горакхнатх лично давал указания во время строительства. Современное здание было воздвигнуто примерно в 1800 году. А недавно его немного укрупнили. Летом 1924 года подняли крышу святыни. Фотографы сумели заснять здание до и после реставрации.

Современный участок земли занимает около пяти акров. Кроме площади под святынями там есть еще два сада и навес для скота (гао-шала). Святыня располагается на западе от Горакхпура, в Пурана Горакхпуре, севернее железной дороги.

Место, привлекающее наибольший интерес, это, конечно же, святыня Горакхнатха. Прямоугольное здание с террасой вокруг него. Парапет вокруг террасы и плоской крыши главного здания после начала реставрации находится в стадии открытой разработки. Террасу поддерживают круглые парные столбы с арками и фестонами. Здания побелены и разноцветно раскрашены. Плинтус, который возвышается на два фута над землею, имеет фасад в 51.5 фут и глубину в 38 футов. Терраса – шириной 8.5 футов. Святыня обращена на восток. Это не могила. Это гадди Горакхнатха, на котором лежит каран. Каждый день его осыпают цветами. Рядом с гадди – несколько шестов с павлиньими перьями, на них намотана красная и белая ткань с колокольчиками. Как правило, справа от гадди находится группа Тхакуров. Лампы (тоже справа) горят очень долго (говорят, с того самого дня Горакхнатха). Внутри святыни нет линги. На террасе – обычные храмовые колокольчики.

На западной стене святыни – изображение Кали.

Перед святыней, справа от входа – выкрашенный в красный цвет лингам. По его окружности и горизонтали «разбегаются» линии, трезубцы, руки Бхайрома, чье предназначение здесь – хранить святыню. Трезубцы красные. Много трезубцев находится под террасой. Это – жертвоприношение Бхайрому. За складом оружия – деревянная колода, где приносят в жертву козлов.

Богослужение в храме проводится трижды в день. Во время полуденного поклонения бьют в барабаны и звонят в храмовые колокольчики. Пуджари обходит храм по кругу, двигаясь по террасе, начиная с правой стороны, и внутрь, к алтарю. Затем он распахивает двери, и поклонение завершается перед караном.

Здесь, за храмовой оградой, огромное количество всевозможных построек. Все они – после хорошего ремонта, что свидетельствует о процветании монастыря. На север от святыни стоит храм Махадео. Прямо на восток от него – крытый соломой навес, вместилище дхуни Горакхнатха. Еще восточнее – храм Пашупати с четырехликой лингой; и еще дальше – храм Ханумана. Вот огромное дерево пипал и построенная вокруг нег платформа. На северо-восток от главной ограды – храм Хатх Деви, шактистская святыня, перед которой, прямо под деревом, находится плоское возвышение, где приносят в жертву волосы ребенка после первой стрижки.

Прямо перед святыней Горакхнатха – крытый самадх с лингой внутри. Перед самадхом – платформа, на ней три линги, и четвертая – сверху. Все это – тоже самадхи. Еще дальше на восток – квадратное здание с разрисованными стенами – там три самадха, и в каждом – линга. Картины на стенах имеют Шайвистский и Вайшнавский смысл: там нарисованы Кришна, Гопи и змея с раскрытым капюшоном.

В юго-восточном углу главной святыни – каменное возвышение, или трон, где «родятся» маханты, и где они с помпой восседают во время получения подношений на Фестивале Дашехра раз в год.

Еще дальше к юго-востоку – другой самадх, тоже с лингой внутри. А восточнее – храм Махадео. Затем следует нарядное здание с самадхом внутри и вдали от него – в восточном направлении – самадх Гамбирнатха.

Ближе к южной границе святой земли – монастырь.

Позади святыни, в юго-западном углу ограды, - конюшня (хлев). В тылу – самадх. Вообще, вся площадь на северо-западе святой земли, находится под самадхами. Некоторые из них сделаны из камня, четыре имеют крышу, но многие – это просто курганы, на вершине которых слой навоза и глины.

Прямо за оградой, на юго-востоке, лежит огромная фигура Бхимсена.

На западе от ограды, которой окружена святыня Горакхнатха, расположен большой сад с резиденцией в нем. На юге от ограды тоже есть сад с резиденцией. Во время судебного процесса, который начался летом 1924 года, имеющего отношение к преемственности гадди, эти резиденции были заняты конкурирующими претендентами на должность Пира.

На некоторых самадхах по вечерам идут богослужения и можно заметить зажженные лампы и воскуренный фимиам.

Монастырь важен, пока его штат восходит к Горакхнатху. Пангаркар говорит, что Горакхнатх отдал своего учителя, гуру бхаи, на попечение паствы Горакхпура, которая тесно связана со штатом в количестве примерно ста йоги и несколько Аугхаров. Это главы сект Объединенной Провинции. Махант выбирается голосованием, после того, как объявят имя предшествующего кандидата на должность пира.

В настоящее время все резиденты в монастыре дают обет безбрачия. Мартин писал, что несколько учителей в штате были женаты и что они жили там вместе со своими семьями. В тот день молитвы махантов были направлены на эффективное восстановление здоровья детей. Эта вера достигает цели и сегодня. Йоги и сейчас используют огромный нуммулит, добытый в Нагар Тхатха, в Синде, для того, чтобы обеспечить легкие роды женщинам. «Белые камни» моют в воде и полученную жидкость дают выпить женщине. Мартин говорил, что обитатели монастыря при почитании Шивы при Шудрах ведут себя, как мудрецы. Пожертвование штата в Горакхпуре – это восемь деревень вместе с близлежащими территориями. Их земля и их деревни свободны от налогов и арендной платы.

Есть еще один важный штат Горакхнатхов в Объединенной Провинции.

Храм в Деви Патане и монастырь рядом с ним – и тот, и другой под контролем Канпхата Йоги – находятся на небольшом холме, очень близко от города ТУЛСИПУРА, в штате Балрампур. Это недалеко от подножия Гималаев и границ Непала.

Месторасположение храма в Деви Патане – это одна из пятидесяти одной питхи, или места, прославленного тем, что именно здесь были разбросаны конечности расчлененной Дурги (Сати). Когда Вишну разрезал Ее на кусочки и разбросал расчлененное тело над миром, Шива, обезумев от горя, собирал его повсюду, но Ее правая рука упала на это место и погрузилась в землю. Слово «Патан», объясняющее это событие, содержит корень «пат», на санскрите означающее «упасть», «погрузиться». Патала – происхождение этого слова из того же источника – это название подземного слоя, самого низшего. Слово также означает дыру в земле. Патала – это жилище Нагов, или драконов. Деви Патан по-другому называют Паталешвари. Есть другая легенда об этом месте. Месте, где Сита исчезла под землею. После того, как Рама спас ее от Раваны, ее обвинили в вероломстве и измене. Ее чистота и верность были подвержены суровому испытанию огнем. Затем она вернулась в Айодхью вместе с Рамой. Но протест толпы был так силен, что Рама снова изгнал ее, предъявив ей старое обвинение. Там, в хижине отшельника Валмики, Сита родила Раме двух сыновей. Они выросли в лесу и выучили Рамаяну, эпическую поэму о подвигах Рамы, сочиненную Валмики. Много лет спустя после изгнания Ситы Рама устроил великое жертвоприношение лошади. Во время церемонии юноша-отшельник рецитировал поэму двадцать пять дней и ночей в присутствии Рамы и его двора. В конце концов, Рама узнал в юноше своего сына. Тогда он послал за Ситой, подтвердил ее невиновность и попросил вернуться во дворец. Она пришла и публично, ломая руки, задыхаясь от рыданий и опустив вниз лицо, проговорила: «Как я, даже в мыслях, никогда ни о ком, кроме Рамы, не мечтала, так пусть Мадхави, Богиня Земли, дарует мне место, где я могла бы скрыть свое унижение». Вслед за этим «вдруг раскололась земля, и из нее возник божественный трон, стоящий на головах сверкающих драконов, с чудесной красавицей, восседающей на нем. Богиня Земли подняла Ситу на руки и со словами: «Добро пожаловать!» усадила ее на ее место. И когда королева, сидя на своем троне, спустилась под землю, сплошной ливень цветов обрушился с небес на ее голову».

Холм, на котором находится храм, это очень древнее религиозное место. Без сомнений, оно одно из старейших мест Шайвистских богослужений в северной Индии. Древний цикл легенд упоминает его как место, имеющее отношение к Махабхарате, особенно к Карне. Святыня с «Раджа Караном» до сих пор существует на склоне холма. Другая группа легенд описывает бесчестье Деви в руках Раджи Панджаба. После того, как Ее тело было расчленено, ее правая рука упала на это место и исчезла под землею. В этой истории, очевидно, какая-то путаница, в описании расчленения тела Деви последние элементы, скорее всего, мусульманские. Храм был построен здесь Ратаннатхом, учеником Горакхнатха в третьем поколении. Место все еще находится под властью монастыря Ратаннатха в Саварикоте, в Непальских Холмах.

Во времена Аурангзеба, или в пятнадцатом веке, как считают, храм был ограблен мусульманским офицером. Месть за смерть этого солдата – это базис легенды, объясняющей обряд кровопролития поросят-сосунков на могиле мусульманина, около месторасположения храма в Деви Патане. Говорят, что два храмовых охранника, Сумер Дхар и Мул Чанд, лишили жизни грабителя.

Владения храма обширны, и возвышенность, на которой он находится, когда-то была под фортом. Традиция связывает это факт с именем Раджи Карана, или Карны из Махабхараты. Здесь также есть древний храм и не менее старый родник.

А вот два небезынтересных места, каждое из которых – пристальный объект внимания во время ежегодной ярмарки, или мелы, которая проводится в конце весны в храме Деви Патана, в его монастырях и на упомянутой выше могиле мусульманина.

Современные здания, в основном, выстроены вокруг старых, возведенных еще Ратаннатхом. И на глыбе красного песчаника, окруженной этими зданиями, застыла надпись с именем Горакхнатха.

Сердце храма тоже из красного песчаника. Вероятно, это часть старого сооружения. Ее можно увидеть сразу на входе, а также из различных мест святыни. Дело в том, что новый храм, выстроенный вокруг старого, белый. Его шпиль – из белого мрамора – увенчанный позолоченным зонтом. Храм обращен на восток. Он прямоугольной формы; центральная святыня окружена широкой верандой. Перед храмом – массивная каменная платформа. Интерьер достаточно темный, окон нет, только одна-единственная маленькая латунная дверь. Внутри – изображение Деви, традиционно выкрашенное в красный, перед ним – приношения, включая головы жертвенных козлов.

На западной поверхности храма изображена Бал Деви, Богиня, дарующая детей. Здесь приносят в жертву волосы с детских головок после первой стрижки. И именно здесь в 1924 году постригли юного принца Балрампура. Его голоса была торжественно обрита, а волосы предложены Богине. На стенах вокруг изображения, как и во многих похожих святынях, повсюду маленькие черные фигурки, похожие на детей. Эти фигурки разукрашены во время обряда женщинами, мечтающими о ребенке. Или, в случае, если у матери рождаются только дочери, она может подобным образом добиться рождения сына. Некоторые орнаменты очень уж витиеватые.

На веранде, по другую сторону двери храма, огромные котлообразные барабаны, используемые во время ежедневных поклонений. Там же висит и несколько довольно больших колокольчиков.

Перед храмом, на каменной платформе, глыба для обезглавливания жертвенных козлов и углубление для хом (огня, зажигаемого в особых случаях). На краю этой платформы лежат два больших каменных льва и смотрят на храм. Слева, позади них, длинный каркас для колокольчиков. Всего их шесть, и некоторые довольно старые. За колокольчиками, на востоке, навес – для отдыха и принятия пищи. В северо-восточном углу – место, посвященное Нагнатху. Там можно найти фрагмент змеи с раздутым капюшоном и кусочки других разбитых фигурок. Здесь тоже проводятся богослужения, особенно на фестиваль Нагпанчами.

Рядышком с храмом, особенно на востоке и на юге, на различных расстояниях друг от друга густо разбросаны самадхи, или могилы Йоги. Некоторые из них настолько стары, что не подлежат ремонту. Над большинством из них – каменные платформы, увенчанные символом йони-линги. Все эти многочисленные могилы лишь подтверждают старость и важность монастыря.

На восточной стороне храма, вдали от навеса, растет огромное дерево пипал с платформой вокруг него. На его южной стороне – маленькая, высоко поднятая платформа, посвященная Кал Бхайрому, с огромным количеством трезубцев (тришул) рядом с ней. Совсем близко от этой святыни – небольшое, увенчанное куполом сооружение, названное по имени Раджи Карана, с фигуркой этого древнего героя внутри.

А еще дальше на восток – храм Шитал Мата, богини оспы, в котором Йоги проводят пуджи. За эти храмом – множество самадхов. А за ними – старый храм Махадео, или Шивы.

На севере от главного здания – жертвенный столб для приношения быков. Еще дальше на север – несколько длинных лестничных пролетов приведут вас вниз, к древнему водоему.

Монастырь, расположенный к северо-востоку от храма, и несколько его сооружений не видны из-за месторасположения здания храма. Обычно в резиденции от тридцати пяти до сорока Йоги. Дхуни, огонь Йоги, расположен на северо-востоке, во владениях монастыря. Правительство Лесного Департамента ежегодно выделяет 250 вагонов дерева для него.

Южная дорога храма приведет вас к базару и – через него – к могиле мусульманина. Перед надгробием, под деревом, стоит овальный камень, на который пилигримы бросают головы малюсеньких поросят, а затем относят истекающих кровью животных к могиле, чтобы кровь могла капать прямо на ее поверхность. Поросят для этой цели покупают прямо здесь, на базаре. Говорят, что Хинду из касты, и даже Брахманы, проводят этот ритуал.

Рядом с надгробием – платформа, на которой стоит треснувший камень. Это место Хулика Деви, Богини Холи. Пуджари Богини – Йоги. Фактически, во всех местах поклонения, расположенных вокруг храма в Деви Патане, равно, как и в самом храме, богослужения проводят Горакхнатхи.

Здесь поблизости полно других самадхов.

При подходе к главному храму с востока – еще одна лестница.

В центрах Деви Патана значительный интерес проявляют к ежегодной меле, или религиозному празднеству, которое происходит в начале апреля. Тогда осквернение [?] могилы мусульманина в лихорадочной спешке совершается многими людьми. Молочных поросят, приобретенных на базаре, несут к водоему на севере храма и трижды погружают в воду. Затем каждый получает тику, или метку, от священника, несет своего поросенка к круглому камню перед могилой, обходит храм по кругу, не пересекая при этом его пространство. У круглого камня совершается вышеописанный акт, и истекающего кровью поросенка уносят на могилу. Как бы то ни было, поросят жертвуют здесь не только во время мелы, подобные практики проходят здесь регулярно.

По случаю мелы в храме – особо торжественное богослужение. По обеим сторонам восточной лестницы то тут, то там стоят палатки с цветами и сладостями, которые можно купить для простейшего жертвоприношения Деви. Кроме этого приносят в жертву кокосовые орехи, козлов и быков. В одном из отчетов сказано, что в 1871 году во время празднества ежедневно приносили в жертву 20 быков, 250 свиней и 250 козлов.

На том берегу небольшого ручья, восточнее храма, есть еще один базар, где продают лошадей и других животных. На этом празднестве было особенно много непальских пони. На востоке от святого холма – большой временный рынок, где можно купить все, что угодно, от бусинок и безделушек, до горшков и одежды. Обычный набор выходного дня – карусели, чертово колесо, заклинатели змей и прочие развлечения – все это здесь есть.

Раджи Балрампура – патроны храма и празднества. Штат взимает налог со всех продаж на обоих базарах. Ежегодно мелу посещают 75 000 – 100 000 человек.

Ежегодная ярмарка в Деви Патане открывается с прибытием Пира, или Аббата, из монастыря Канпхата Йоги Саварикота, или Данг Чандра, в Непале. Это место находится в шестидесяти милях от храма. В монастыре Ратаннатха каждый год маханта, или Пира, выбирают заново. И тот, кто был Пиром в прошлом году, возглавляет процессию в Деви Патан. Он идет впереди, неся каменную лингу, в которой, как говорят, живет дух Горакхнатха. Служитель несет огромный красный зонт с рукоятью, покрытый тонкой серебряной тканью, серебряный жезл, трезубец, флаг, барабан-котел, обмотанный красной тканью, веер из хвоста яка. В процессии также есть длинный, странной формы рог. Время от времени Пир останавливается и принимает подношения толпы. Каменную лингу забрасывают лепестками и гирляндами. Люди усыпают путь по всей длине самыми разнообразными приношениями. Пир попадает под неослабевающий артиллерийский обстрел сладостями. Завладеть кусочком такого приношения – на счастье. В результате начинается ненасытная драка за приношения. Каждому хочется ухватить хоть что-то. Цыплята, сладости, цветы и прочие подарки «бросаются» на дорогу и тут же мгновенно подхватываются, уносятся прочь теми, кто сумел их схватить – предметы, обладающие особой святостью, магической энергией.

Ранним утром первого дня мелы процессия прибывает в окрестность Тулсипура, где и останавливается примерно в миле от храма. Ее сопровождают солдаты, военный отряд Штата Балрампур и (немного позади) деревенские смотрители в униформе. Кроме вышеописанного эскорта, огромная толпа следует за ним по пятам, для того, чтобы поглазеть на визит Пира.

В нескольких шагах от храма, с востока, визитеров встречает местный махант (аббат) Деви Патана. Пиры идут в храм в сопровождении своих спутников и восходят на храмовый помост с восточной стороны. Их прибытие приветствуется звуками горна, звоном колокольчиков, грохотом барабанов. Прибывшие остаются здесь на четыре дня. В каждый из четырех вечеров проводится сложная церемония, где прасад (жертвенную пищу) распределяют между Пирами. Все это сопровождается барабанным боем и колокольным звоном на протяжение более получаса. Во время церемонии два Пира сидят друг против друга на восточной трибуне, куда совсем недавно отдали на попечение каменную лингу из Саварикота. Во время церемонии используют зонт, трезубец, жезл и горн. Постоянно меняющаяся толпа осыпает дождем цветов ковер, где сидят Пиры и их спутники. Главный Пир носит на поясе двуручный нож (знак отличия), в руке держит вырезанный бамбуковый шест. Кори-Чамары, которые находятся вокруг храма, играют на музыкальных инструментах (саранги) и бьют в барабаны. Это храмовые служители. Мужчины, одетые в женское платье, ходят с подносами и просят милостыню.

Верующие обходят храм по кругу по веранде, двигаясь правой стороной к храму. Толпа волнуется, мужчины и женщины становятся «одержимыми» Деви, зовут Бхагавати, танцуют, хлопают в ладоши и «пророчат», что именно желает получить в жертву Богиня. Все, что есть там, жертвуется Ей.

Но и в другое время года храм не остается без верующих.

На территории святыни богослужение проводится с завидной регулярностью. Каждый самадх навещается ранним утром и по вечерам. По утрам, после омовения, пуджари  жертвует воду Ганги, сандал, рис, листья бела, цветы и молоко на каждую могилу. Он может добавить сладости и воскуренный фимиам (ладан). Вечером традиционно предлагается молоко со сладостями и ладаном, зажженные лампы.

В связи с полуденным поклонением Бхайрому настоятель и пуджари обходит вокруг платформы и святыни господа, правой рукой к ней. Затем, после выливания воды, он жертвует богу тарелочку с рисом, после чего бросает пищу собакам (Бхайрома сопровождает черная собака).

Вечернему поклонению и прасаду в храме предшествуют долгий барабанный бой и звон колокольчиков (примерно тридцать минут). Затем двери храма распахиваются, и совершаются приношения.

Монастырь в Деви Патане стал знаменит благодаря своим адептам Хатха Йоги. Он владеет, кроме собственной земли, девятью деревнями, свободными от налогов. Он имеет значительный доход от пожертвований. В 1924 году махантом там был Харинатх из Байраг Пантха, к которому принадлежали Пиры Ратаннатха.