Г. В. Бриггс Горакхнатх и канпхата-йоги. Глава 3

Анастасия Подорожная
Глава третья.

«Обеты».

Йоги, давших обет, не нанимают в торговлю и не берут на работу. Предполагается, что они просят милостыню, чтобы получить кусок хлеба. Но это ни в коем случае не является универсальной практикой. Приблизительно, только один из ста Йоги нищенствует. И в монастырях, и в святых местах, где пожертвования и приход существуют в достаточном количестве, обитатели вообще не выходят просить милостыню. Очень часто все, что Йоги могут просить для себя, это привести как можно больше приверженцев. Большинство из тех, кто приносит подарки, не прямые последователи Йоги. Некоторые Йоги, называемые Даршани, не попрошайничают, а остаются в определенных местах, в лесу, в храмах, в пещерах или монастырях, которые они посещают и где совершают поклонение. Пока паломничества нет, Йоги вынуждены просить милостыню. Если пища негодна, они едят фрукты и корнеплоды. В некоторых отдельных случаях, если им не дали еды, они перемешивают пепел из дхуни с водой и пьют его, как заменитель.

Как нищие, они ходят от дома к дому, крича: «Аллах, Аллах!», но они не поют. Некоторые надевают специальные одежды, когда выходят просить милостыню. В Белгаоне и мужчины, и женщины просят милостыню, нося с собой чашу для подаяний и часто трезубец. Они берут и деньги, и пищу.

Есть различия во мнениях по поводу еды среди некоторых авторов. Но сами Йоги не вникают в суть этого. Шерринг говорит, что они принимают пищу от всех домов и всех каст. Руссель утверждает, что они просят подаяния только у Индусов. Крук, с другой стороны, считает, что они не принимают пищу от более низких каст, из чьих рук порядочные Индусы еду не возьмут. Шерринг говорит, что они едят мясо. Тесситори и Крук заявляют, что Канпхата принимают пищу, отличную от говядины и свинины, и что они убивают и едят людей. Обычаи, очевидно, различны. В Катхиаваре нет ограничений на пищу, и Йоги будут есть с любыми незнакомцами, желающими присоединиться к ним.

Их пища состоит из проса, риса, овощей, фруктов, дичи, мяса козла, баранины, рыбы, говядины и свинины. Но далеко не каждый признает все эти пункты диеты. Для некоторых из них корова считается священной, а свинья – нечистой. В Дхинодхаре основная пища содержит просо и бобовые. В этой обычной пище простого народа, в основном, самые обыкновенные предметы питания.

Одна из отличительных черт секты – это обычай милосердия. Этому следуют в Непале, в Соединенных Провинциях, в Пенджабе, Дхинодхаре и в других областях на Западе. Говорят, что Дхарамнатх начал практиковать в Дхинодхаре, под влиянием пренебрежения, с которым он столкнулся в Каччхе. Нищенство было предпринято для обеспечения необходимых средств на питание больных и страждущих в каждой касте. Потом субсидии государства были предоставлены монастырям, принимая во внимание это намерение. В настоящем, доход монастырей используют для принятия чужестранцев во всех кастах, вне зависимости от их вероучения. В Дхинодхаре два принятия пищи в день подают всем, кто придет. Посетители высших каст получают свою пищу неприготовленной. Но персон из низших каст обслуживают в огромном обеденном зале, а мусульман и вырождающиеся касты – в саду. Для приготовления пищи используют специальные котелки. В Горакхманди, в Катхиаваре, когда кушанье готово, служитель аббата выходит и зовет дважды низким голосом: «Каждый, кто голоден, добро пожаловать! Стол аббата полон обильных угощений». Обычная пища состоит из проса и красных бобов. В специальные дни в Августе (Гокал Атхам) и на Наваратри в Октябре подают рис и лапси (это пшеничная мука и меласса, черная патока, приготовленная в масле), и распространяют опиум. Оман сообщает, что толпа мужчин, женщин и детей, которая собирается в Тиллу на огромный фестиваль, снабжается жильем, едой и сопровождением там. В Тилле они гордятся своей благотворительностью.

Горакхнатхи дают обет безбрачия. В Дхинодхаре это правило строго навязано. В 1880 году было сообщено, что женщинам не позволительно входить в окрестности (мужских) монастырей. В 1924 году автор видел женщин, которые делали там работу слуг и лакеев различного рода. Но не было оснований верить, что правило целибата было нарушено из-за их присутствия. В Деви Патане и Горакхпуре правило было навязано Аугхарам и Йоги, которым запрещают жениться. Вероятно, в большинстве монастырей Горакхнатхов к безбрачию принуждают. В Матхе в Бенаресе (в 1924 году), тем не менее, постоянные жители были женатыми мужчинами, чьи жены были при них. И Кашинатх, который ухаживал за храмом Кал Бхайрома (в Бенаресе), жил в своем собственном доме в городе.

Возможно, что правило целибата не требует абсолютного воздержания, ссылаясь на одно исключение, признаваемое Йоги, для практики шактистских ритуалов. Сложно точно утверждать, как далеко зашло навязывание правила воздержания. В репутации Йоги нет более сильного упрека. Бучханан сообщил, что, несмотря на то, что им запрещено жениться, они были свободны вступать в связь с теми женщинами, которые им нравились. Тех, кто дал обет безбрачия, иногда называются матхадарис, то есть, «те, кто живет в монастыре». Сведения из различных областей показывают, что женитьба обычна среди Канпхата, и Перепись дает подтверждение в ответ на это. Так называемые мирские Йоги многочисленны. В некоторых отдельных случаях Брахманов нанимают исполнить их свадебные церемонии. Даже в монастырях с репутацией такая практика известна. Бучханан в начале 1838 года сообщил, что женатые Йоги живут и учатся в Матхе в Горакхпуре.

В Горакхманди есть и те, кто дал обет безбрачия (матхадарис), и главы семей (гхарбарис). Женатые Йоги называются также бинду-нади, самйоги и грихастха. В Гималаях есть много семьянинов, и в некоторых случаях права пуджари в их храмах хранятся в семье, передаваясь по наследству от отца к сыну.

Пока предписание, что Йоги, которые женаты, не имеют права жить в монастырях, принудительно, но не общепринято, и все же, до сих пор во многих местах грихастха запрещено и жить в монастырях, и есть там. В Тулсипуре хорошо известный грихастха имел свой дом, где (в 1924 году) он жил со своей женой, по соседству с землей монастыря в Деви Патане. Женатые Йоги имеют пренебрежение к другим, и в некоторых случаях они платят штраф за то, что курят вместе с теми, кто дал обет безбрачия. Женатые Йоги продолжают носить серьги, священный шнур, одежду и другие принадлежности секты, и они могут продолжать практиковать Йогу.

В браке и при выборе жены Йоги придерживаются касты, из которой они прибыли, но они избегают брака в одной и той же суб-секте.

В Алморе есть главы семей из Дхарамнатха и Сатнатха суб-сект. Нет правил, требующих, чтобы сыновья грихастха становились Йоги, но это случается. Подобные случаи были обнаружены автором в Наини Тале и Алморе. При недавних обстоятельствах второй сын стал Йоги для того, чтобы защитить права своего отца и имущество в храме и доме, принадлежащем семье, а старший сын был мунши в военном городке в Аугхаре.

Главы семей ведут мирское существование. В Алморе были найдены молочники, портные и земледельцы. В различных частях Индии Йоги нанимают ткать, возделывать землю или торговать вразнос, как солдат и как ростовщиков. В Холмах Симла Йоги сжигают мертвых, и за каждый труп получают четыре анна в деньгах вместе с пластинкой латуни и шерстяной или хлопковой одеждой. Они также получают зерно за каждую жатву.

Шива Самхита допускает успех для семьянинов. Последние три стиха этого текста гласят: «Таким образом, опытный йогин должен практиковать йогу согласно предписанным правилам. Он – тот, кто исполняет все, что он получил, практикует самоконтроль и непривязанность. Несмотря на то, что он является главой семьи, он освобождается посредством йогических практик. Успех для уверенных в себе домовладельцев, причастных к йогическим практикам, должен возникнуть с помощью джапы. Так пусть домовладелец напряжет (силы). Авторитетный в доме, с обильным домашним хозяйством, отрекшийся от привязанностей и посвященный в секретные практики Йоги, домовладелец видит (все больше и больше) прекрасные знаки успеха, и, исполняя до конца Мои предписания, наслаждается счастьем».

Женщин, инициированных в секту, большое количество. Жены Йоги делятся на два класса: те, кто являются Йогини, и те, которые таковыми не являются. Оба класса распространены. В Кумаоне и в Гархвале, в 1924 году, автор встречал женщин обоих классов. Женщины могут быть инициированы до или после их замужества. Женщина, которая инициирована до замужества, имеет собственные серьги и не выходит замуж по обычным индийским ритуалам. Брак в таких случаях становится покупкой, формальным соглашением, имеющим санкции суб-секты. Всегда устраивается празднество. С другой стороны, замужество женщины перед ее инициацией обычно проходит по индийской церемонии (сади). В Каме, в Кумаоне, в 1924 году, махант сказал, что такая женщина не может быть инициирована. От Равалпинди также были сообщения о женщинах Йогини.

Целый ряд каст обязан своим происхождением Йоги. Записи, однако, не всегда ясны относительно того, восходят ли все эти Йоги к Горакхнатхинам.

Как официально утверждено, в Холмах Симла Йоги формируют что-то вроде профессиональной касты, сжигая тела мертвых и получая несколько чаевых за сервис. Они носят серьги, но их ранг ниже Канпхата. Опираясь на тот факт, что им дают погребальные пожертвования, Канеты и высшие касты не пьют с ними.

Натхи из холмов выше, где превалирует поклонение Шиве, очень тесно связаны с Йоги равнины. Они немного практикуют аскетизм, но выращивают овощи и исполняют некоторые полу-жреческие функции, занимая место ачраджа (класс Брахманов) равнин в похоронных церемониях Канетов и получая одежды мертвых. Они освящают новые дома и очищают их, когда те осквернены. Они – истинная каста. Каждый или почти каждый семьянин-натха прокалывает свои уши в честь Шивы, и это называется Канпхатанатха. Они отвратительные и жуткие.

В Пенджабе Йоги-мирян называют Равалами. Они зарабатывают себе на жизнь милостыней, предсказанием судеб, пением и подобными вещами. Они, эти Йоги, вероятно очень оригинальны. Самйоги Пенджаба – настоящая каста. В Кулу они – Натхи. В Амбале – Джоги Падха. В Набхе они – учителя детей Индусов. В Лахари они – племя Джату, часть из них – миряне, часть – те, кто дал обет безбрачия. Среди них практикуются свадьбы вдов. Самйоги Амбалы имеют двенадцать частей (суб-групп) Барахнатха. В Карнале они Индусы. Они получают пожертвования, поднесенные грязным богам, и формируют низшую из всех каст. Они практикуют колдовство и гадание, и еще они музыканты. В Кангре есть две группы, Андарла, которая состоит из Даршани и Аугхаров, и Бахирла, где все Аугхары. Это связь с Горакхнатхом, которая через легенду имеет отношение к сыновьям Матсьендранатха. Однажды Горакхнатх дал мальчикам по козлу, чтобы принести их в жертву в месте, где никто не мог увидеть их. Один, как ни странно, исполнил жертвоприношение. Но другой сообщил, что он не может найти места, где нет ни людей, ни птиц, ни солнца, ни луны в свидетелях. Горакхнатх похвалил его и приблизил его к себе, тогда как другой был лишен его общества. Так возникли имена «Андарла» и «Бахирла». И та, и другая часть являются обычными для Хинду, исключая то, что в церемониях погребения Бахирла дают Брахманам пищу, но не пируют вместе с ними. И на похоронах дуют в над, сделанный из раковины. Некоторые из Даршани ходят одетыми. Некоторые раздетые, используют пепел. Нанги едят мясо и пьют спиртное, тогда как другие не делают этого.

Касты Йоги в Центральной Провинции считаются группой слуг Хинду, из рук которых ни один добропорядочный индус не примет ни пищи, ни воды. Они принимают готовую пищу от респектабельных каст, позволяют вдовам выходить замуж, используя в церемониях своих собственных священников. Разрешают разводы и следуют социальным обычаям развивающихся каст окрестности. Они делятся на суб-секты, которые определяются согласно роду занятий или профессий следующим образом: Барва или Гарпагари, которые отвращают опасность ливня от несобранного урожая; Манихари, коробейники (разносчики), которые путешествуют по базарам повсюду, торгуя всякими маленькими вещами, такими как ручные зеркальца, блестки и краска в порошке, коралловые бусинки, подделки под драгоценности, ручки, карандаши и другие принадлежности, доставая жемчужины и кораллы из Бомбея, торгуя ими в деревнях. Ритабиканатх, которые изготавливают и продают головки мыла; Патбина, которые делают пеньковые веревки для сумок из дерюги (сумки используются для перевозки зерна на волах); и Ладаимар, что охотятся на шакалов, продают и едят их мясо.

Сообщения о кастах Йоги в Бенгалии, которые (как и их собратья из Ассама) ведут свое происхождение от Канпхата, достаточно обширны. Бучханан сводит происхождение Бенгальских групп к одному-двум фактам: либо они принадлежали духовенству страны во время царствования Гопичанда, либо они были шудрами, предназначенными для религиозной жизни, и выродившимися благодаря Шанкаре, который пришел с Палами из Западной Индии. Бучханан описывает традицию в Северно-Восточной Бенгалии, в результате которой Йоги были бывшими учениками великого Шанкары, но что они начали пить и деградировали. Легенда Гопичанда предоставляет доказательства, делая акцент на этом направлении. Для Йоги, человек по имени Хади, который фигурирует в этой истории, был чистильщиком (Дом) в касте. В Рангпуре Бучханан обнаружил низшую касту Йоги, которые были странствующими бардами, пели песни Гопичанда и которые являлись потомками духовенства при Гопичанде. Вышеупомянутый писатель сообщил, о двух ветвях Йоги, которые не породнились. В одной из них были Хелайа, ткачи и земледельцы. Их женщины красили шнуры и продавали куркуму, стручковый перец и другие приправы. В другой ветви были Тхейайа, безработные нищие, которые жгли створки раковин для извести. Некоторые из них были земледельцами. В другой группе были едоки нечистой пищи и пьяницы, которые хоронили мертвецов. О них говорили, что они позорят Шанкару. Они были невеждами. Где-то в другом месте Восточной Бенгалии, писал Бучханан, была каста Йоги, которые были ткачами, жгущими известь, неумелыми чернорабочими, нищими и бродячими певцами. На сегодняшний день некоторые из них нашли себя в земледелии, некоторые стали ювелирами, кто-то превратился в подчиненный класс на службе у Правительства. В Рангпуре они поют цикличные песни Гопичанда.

Согласно Рислею, в Восточной Бенгалии есть две суб-касты Йоги, Масйа и Экадасис. Между этими двумя направлениями не заключаются браки, и они не принимают пищу друг у друга. Но они пьют друг у друга воду из сосудов. Их ветви основываются на различиях в похоронных ритуалах. Период траура для одной группы составляет тридцать дней (маса), а для другой – экадаша – одиннадцать дней. Вдобавок важен тот факт, что некоторые  из них живут на острове, а некоторые – на материке. Лучшие члены касты формируют отдельные группы, называемые Халва Джуги. Это говорит о том, что они оказались вне касты, отказались от традиционного занятия ткачеством. Есть легенды о происхождении этих каст. Масья родились от союза восьми Сиддха с восемью Шакти, созданными Махадео. Другая легенда говорит, что Масья произошли от союза между Санньяси из Бенареса и женщинами Вайшья. С другой стороны, она же утверждает, что эти Йоги являются потомками учеников Натхов (Йоги) и вдов Брахманов, в дальнейшем образовавших группу Натха, создателя Шива-готры (семьи, рода).

Экадаши – это потомки Санньяси из Бенареса и Брахманских женщин, или потомки учеников Натха (Йоги) и вдов Брахманов. И в том, и в другом случае кажется, что они тождественны в вопросе происхождения Йоги-каст. Обе группы хоронят умерших, и сын или внук покойного дотрагивается до его губ огнем. И те, и другие, почитают предков женского пола на свадьбах, совершают фамильное поклонение в собственных домах, носят священный шнур и читают Веды. Эти Йоги – ткачи по касте, но в настоящее время занимаются земледелием, жжением извести, ювелирным делом и являются подчиненными на государственной службе.

Согласно Круку, Масья-Йоги в Объединенных Провинциях найдены, главным образом, во Вриндаване, Матхуре и Гокуле. И их основные места паломничества – это Бенарес, Гайа, и Ситакунд в Чхиттагонге.

Семья Далала Базаара в Коакхали, округе в Восточной Бенгалии, в настоящее время считается главой их племени. В середине восемнадцатого столетия Браджа Баллабх Рай, Джоги, в этой семье был комиссионером (далал), а его брат Радха Баллабх Рай был оценщиком (джашандар) на английской фабрике Карпата, на реке Мегхан. Сын создателя оказался таким бизнесменом, что Компания в 1765 году даровала ему титул и ранг Раджи, да еще имущество, свободное от арендной платы, для всей его семьи.

Дхармагхари Джуги из Западной Бенгалии презирают всех остальных. Они поклоняются Дхарме, Ситале и другим местным божествам. Они нищие. Их происхождение восходит к Сиддха. Несколько их суб-каст называются Матсьендра, Горкша и Брибхайраб. Первые два имени в принципе указывают на взаимоотношения с Горакхнатхами. Эти Джуги практикуют несовершеннолетние браки, нанимая одного из членов касты как священника. И не позволяют повторно выходить замуж ни вдовам, ни разведенным. Подавляющее большинство из них поклоняется Шиве, кое-кто – Вишну. Некоторые из них Шакты. Они исполняют самадх-похороны. Их социальный статус низкий. В 1881 году Джуги в Бенгалии насчитывалось более 350 000 человек.

В Доминионе Турецкой Армии были найдены две ветви Горакхнатхов, Давре и Равалс. И те, и другие берут свое начало от Маратха Кунбис, но на сегодняшний день это две независимых касты. Давре, которые принадлежат секте Наванатха, получили свое имя от барабана (дабара), который они используют, воспевая гимны Бхайравы. Также они известны как Кумар Бхаради, это название танца, который они исполняют в начале свадебных церемоний среди своих учеников Кунби (каста земледельцев). Они допускают только браки с Кунби и с представителями высших каст. Новички в основном дети, посвященные своими родителями Бхайраве при исполнении обетов. Инициация мальчиков (или девочек) происходит в храме Бхайравы в Сонари, в возрасте около 12 лет. Мочки ушей разрезаются, и туда вставляют латунные кольца. Деление состоит из трех экзогамных рассечений. Браки обычно ранние, вдовам позволено выходить замуж повторно, практикуется полигамия и разводы разрешены. Брахманы совершают богослужение на своих свадьбах. Их Гуру – Канпхата Йоги. Их хоронят в позе сидя лицом на восток и перевозят в могилу в закрытом мешке. Процессия сопровождается музыкантами. Тело мажется пеплом от коровьего помета; посыпается цветами и листьями бела. В рот вливают воду. Ганджу, табак, алкоголь и пищу, приготовленную по случаю кончины, кладут на могилу. Главный плакальщик первым бросает землю и трижды жертвует цветы и листья бела. Постепенно могила наполняется. По возвращении домой к покойному плакальщики жуют листья нима и полощут рты. Затем и они расходятся по домам. Положение Давре немного ниже Маратха Кунби. Они едят рыбу, птицу и баранину, пьют алкоголь. Среди них есть нищие.

Раваль Джоги (Рауль, Шивджоги, Каниаланатх Равал) многочисленны, как и другая ветвь Горакхнатхинов, они сформировались по большей части из Маратха Кунби, но также и из Мали, Раджпутов, и других.

Для церемонии инициации на земле рисуют квадрат из известкового порошка. Рядом с ним ставят девять горящих ламп, сделанных из пшеничной муки. Послушник после омовения садится на низкую деревянную скамью внутри квадрата. Его голова должны быть обрита. Тело покрывают пеплом из коровьего навоза. Священный шнур черной шерсти сплетен из девяти нитей. На его шее – четки из 108 бусин рудракши. В ушах – серьги из раковин моллюсков. Его Гуру дает ему трезубец, кусочек ткани и сумку для милостыни. Затем он шепчет в его ухо мантру. Их социальные обычаи имеют тесное сходство с обычаями Давре. Исключение составляют лишь погребальные ритуалы. Следуя уже описанным практикам, они одевают тело в одежды цвета охры, жгут камфару и ладан. Четыре человека переносят тело, в то время как пятый держит его локон. В могиле через тело бросают соль. После погребения над могилой воздвигают курган. Один из участников похоронного обряда становится над холмом, дует в раковину и рецитирует мантры во благо умершего. С последним слогом стиха каждый присутствующий на погребении бросает пригоршню земли на курган. Потом все возвращаются домой. Они ставят на лбы метки пеплом из коровьего помета. Шраддху не выполняют. На третий и одиннадцатый день с крыши дома свисают гирлянды. Над ними – горшок с водой и лампы из теста, огонь в которых поддерживают с помощью гхи. Убивают козла, жертвуют его и устраивают празднество. Они поклоняются духам предков на Нагпанчами.

Обе группы поклоняются Бхайрому и другим индийским богам, уделяют много внимания праздникам, следуют Матсьендранатху и Горакхнатху, используют трезубец и лингу. Они хранят изображения своих умерших предков. Их социальное положение ниже, чем у Кунби. Только низкие, нечистые касты принимают пищу, приготовленную Равалами. Они берут каччха, пищу от Кунби, едят мясо, исключая говядину и свинину, и пьют спиртное. В большинстве своем они нищие, но некоторые из них занимаются земледелием, ткачеством и шитьем.

В Бомбее Йоги, они же Натхи, делятся на две части: Гуджарат Джоги, аскеты; и Маратха Джоги, включая Карнатака и Канара Джоги, среди которых встречаются и монахи, и миряне. В группе мирян – женатые мужчины и чернорабочие. Некоторые из них выращивают буйволов и собак, тогда как другие изготавливают и продают сосуды из черного камня. Маратхи делятся на двенадцать эндогамных групп: Бальгар, Берак, Бхорпи, Бомбари, Даварджи, Джогар, Кер, Киндри, Куруб, Мендар и Мурад. Говорят, эти двенадцать кланов один за другим названы по имени двенадцати орденов, основанных Горакхнатхом. Браки между членами суб-каст не разрешены. Вдовы могут повторно выйти замуж. Практикуется полигамия. Они хоронят своих умерших, оплакивая их двенадцать дней. То есть, их обычаи ненамного отличаются от обычаев соседней касты земледельцев. Они едят козлов, овец, зайцев, оленей, диких свиней и дичь, употребляют спиртные напитки, курят ганджу и жуют опиум. Мальчиков инициируют в возрасте двенадцати лет. Это бродячий класс, они носят с собой свои хижины, плетут циновки на бамбуковых шестах, кочуют из одного места привала к другому на быках и пони. Мужчины носят одежды цвета охры, в их мочках ушей – огромные толстые серьги из слоновьих бивней, глины, костей или рыбьей чешуи, они используют четки из бусин рудракши. Их женщины носят нижние юбки и корсажи, заплетают волосы, позволяя им плавно ниспадать. Их любимая песня – это легенда Гопичанда. Их верховные боги – Горакхнатх и Матсьендранатх. Они практикуют колдовство и черную магию.

Натха Госавис Савантвади (Канкан) похожи на Канпхата. Они разрезают уши, носят оловянные серьги, взывают к Шри Горакху во время кровавых жертвоприношений на свадьбы.

Домовладельцы в некоторых деревнях района Пуны странствуют с места на место, перевозя свои хижины и вещи на быках и пони. Они едят рыбу и мясо овец, козлов, зайцев, оленей, диких свиней и птиц, пьют спиртное и жуют опиум. Они носят в мочках ушей огромные толстые серьги из слоновьих бивней, глины, костей или рыбьей чешуи, надевают четки из рудракши и поют песни Гопичанда. Они сжигают мертвых и проявляют другие характерные черты, указывающие на Горакхнатха. Их верховные боги – Горакхнатх и Матсьендранатх.

В Белгаоне жены Йоги носят корсаж с короткими рукавами и одежду, края которой не продевают между ног; золотое кольцо в носу, ожерелье из стеклянных или металлических бусин, маленькую золотую брошь на груди и три вида серег. Пока их мужья живут с ними, они красят свинцовым суриком пробор в волосах и носят стеклянные браслеты и ожерелья на удачу. Они опрятные, но ленивые. Это настоящие касты Йоги с общей социальной организацией и улаженными разногласиями. Кроме нищенствования они занимаются сельским хозяйством, в котором немало преуспели. Их женщины помогают им в посеве и прополке. Они выращивают быков и собак.

В Бераре Натхи образуют восемнадцать дивизий, в которых узнаваемы и обычны несколько суб-сект: Аудхуты, Канпхатия и Горакхнатхи. Среди гетеродоксов – Удаси, Бхалбели и Бхаради. Есть еще семь дивизий, в которых одни и те же индийские божества, известные как девять Натхов – Наванатхи. Они ведут свое происхождение от Адинатха к Горакхнатху и Матсьендранатху. Горакхнатхи представляют более высокий орден, чем Канпхатия. На торжествах, посвященных Горакхнатху и Матсьендранатху, каждому гостю дают то, что он пожелает. Избранные блюда приготовлены так, словно они насквозь пронизаны чудесной энергией двух Йоги. Канипа требуют, чтобы им приготовили змей и скорпионов, и чтобы их подавали горячими на протяжении всего празднества. Но Канпхатия – это не ветвь Канипа. Канпхатия прокалывают мочки ушей, а Горакхнатхи – хрящи. Свадебные церемонии грихастха похожи на индийские церемонии по соседству. Выкуп за невесту – одна рупия и четвертной. Женатых Йоги называют Самйоги, а холостых – просто Йоги, или Джоги. Они зарабатывают себе на жизнь тем, что ткут одежды из грубой ткани (навар) и шерстяные одеяла. Они предсказывают судьбу и изготавливают амулеты, носят с собой пучки павлиньих перьев, которыми совершают магические пассы над больными. Некоторые из них промышляют представлениями маленьких дрессированных быков. Все домовладельцы – последователи Горакхнатха и Матсьендранатха. Их главные объекты поклонения на Шиваратри – караны (carans) этих двух святых. Бхаради совершают церемонию почитания Деви, в которой они бьют в барабаны и бодрствуют всю ночь – поэтому их так и назвали. Эти Натхи прибыли из разных каст.

Турстон пишет, что Йоги из Южной Индии – мошенники и нищие, большинство из которых домовладельцы, что торгуют бусинами и выращивают свиней. Среди них есть заклинатели змей, которые не беспокоятся о хлебе насущном, и земледельцы, уборщики мусора, похитители и истребители собак. Они содержат вдов, склоняя их к внебрачному сожительству. Некоторые из их женщин – профессиональные барабанщицы. Подобно жителям Берара, они странствуют, перевозя на ослах материал для их грубых хижин, которые они строят на окраинах деревень. Они объясняют условия их жизни проклятием, которое было наложено из-за презрительных замечаний в адрес груди Парвати. Эти Йоги претендуют на преимущество перед Мала и Мадига. Касты разделены на экзогамные секты. Они едят крокодилов, мясо крыс и кошек; носят с собой сумки, наполненные змеями. Памула (это слово означает «змея») – это Джоги.

В их церемонии обручения на званый вечер к невесте приносят небольшую сумму денег и поросенка. Поросенка убивают, и праздник продолжается. Потребление спиртного не ограничено. На свадебной церемонии Кангна, которыми дядья по материнской линии связывают запястья невесты и жениха, сделаны из человеческого волоса и листьев Alangium Lamarckii и Strychnos Nuh Vomica. На пути к дому невесты во время проведения свадебной церемонии свиту жениха останавливает веревка или бамбуковая ширма, которую держат родственники невесты и другие. После короткой борьбы платятся деньги и гостей пропускают. Свадебный символ – нить черных бусин, повязанная вокруг шеи невесты; невеста и жених иногда сидят на пестике и ступке. Через молодых бросают рис; их везут в свадебном паланкине на плечах дядьев по матери.

Вдовы могут выходить замуж еще семь раз.

Девочку, которая достигла половой зрелости, изолируют в хижине, сделанной ее братом или мужем. В последний день уединения ее одежду и хижину сжигают. Мертвых сжигают тоже, трупы заворачивают в ткань и относят в могилу. Перед тем, как труп опустить в могилу, все бросают рис ему в глаза, а человек из другой секты кладет ему в рот четыре анна. Также в могилу несут огонь (обычно это делает сын) и пищу, которую ставят слева от нее. В нескольких местах кладут курицу. В подмышки трупа помещают небольшие порции соли.

Джоги Пуруша недавно сформировали касту, которая говорит на Маратхи и Тулу. Их главный (мужской) монастырь находится в Кадири, но у них есть несколько других подобных заведений. Некоторые в касте являются учениками различных матхов, и поклоняются Бхайрому и Горакхнатху. Среди них есть как женатые, так и те, кто дал обет безбрачия. Их основатель носит кольца из рога носорога или глины. Женатые не прокалывают ушей, но приклеивают кусочки глины на хрящ, туда, где обычно делают прокол при инициации. Они носят священный шнур, на который вешают свисток из латуни, меди или серебра. Когда верующий возносит молитвы Бхайрому, он использует свисток. Для свадебных церемоний нанимают брахманов. Мертвых сжигают в сидячем положении, и погребальное пиршество длится до двенадцатого дня. Богослужение совершает священник-брахман. Очистительные ритуалы для погребальной инициации Бхайравы (Бхайрома) состоят из ежедневного поклонения (пуджи) на могиле с третьего по двенадцатый день. Некоторые из этих Джоги – нищие, некоторые выполняют лакейскую работу, служа как кули, чернорабочие и подобные им.

Бхаддари Йоги и Нанди Джоги на западе Соединенной Провинции работают как портные и прядильщики шелка. У них есть несколько готр, которые носят имена Раджпутов (например, Чхаухан, Куччхваха, Гахлот). Есть еще нищие касты, известные как Домджоги. Тхару, что живут в низине непальских холмов, делятся на кланы, один из которых известен как Джоги.

История гласит, что однажды Джоги взял себе в жены женщину Тхару. Их потомки стали известны как Джоги-Тхару. Они сжигают мертвых, используя самадхи. Их группу в Горакхпуре знают как Канпхата Ратаннатх (Ратхинатх). Джоги-Тхару поклоняются Ратхинатху.

Другая забавная группа Джоги, ведущая свое происхождение от Горакхнатха, – это Сепала. Следующее описание основано на визите в один из их лагерей в сезон дождей 1924 года: Йоги, или Джоги, которые располагались на открытой местности, были защищены от ненастной погоды очень бедными, тонкими навесами из ткани, сотканной в деревне. Их укрытия были пирамидальной формы и торчали как вигвамы американских индейцев. Края тентов заканчивались на высоте примерно два фута над землей, и пространство под кромкой было открыто со всех сторон. Убогая обстановка – дальше некуда – скудные условия существования. Рядом с лагерем паслось огромное количество ослов. Большая часть дохода Сепала – от продажи этих животных. Они также выращивают птиц и собак.

Но есть еще и заклинатели змей, и они заслуживают особого интереса. Они ходят в города и деревни по соседству с их лагерями и носят своих змей с собой. Они околдовывают змей странной музыкой тыквенных флейт (бин). Самое первое, что сделали Джоги, когда посетители добрались до их лагеря, - показали им своих питомцев. Они вытащили круглые плоские корзины, сняли крышки и пальцами стали принуждать змей выскользнуть наружу. У них были кобры – много хороших черных кобр, очень больших роскошных экземпляров. Одну из них поймали всего день назад, в джунглях. Некоторое время после поимки змея заторможена, и ее ядовитые зубы отодвинуты. Людям показали змей и других видов – это было поразительно, бросалось в глаза – даже двухголовую змею. Она, как утверждают, имеет вторую голову на другом конце своего тела и использует ее через год. Некоторые обычаи этих Джоги очень интересны.

Они носят в ушах громадные кольца. Их вставляют в самую нижнюю часть уха, вопреки практике Горакхнатхов. И отверстия для серег делают большой иглой. Носят все виды колец, но наиболее распространенные сделаны из костей некой «змеи, найденной на холмах», салу самп. Во время прокалывания ушей они делают подношения Горакхнатху. Эти Джоги носят все виды бусин, но особенно рудракшу и маленькие беленькие бусинки, приобретенные в Хинг Ладдже. Чтобы не пускаться в долгий и трудный путь на запад, эти бусинки покупают в Индостане. Священный шнур не носят. Отращивают длинные бороды, сплетают их в два кольца и завивают концы вокруг ушей, как делают Сикхи из Пенджаба. Они завязывают волосы в узел, поверх которого наматывают тюрбан таким необычным способом, что создается впечатление, как будто тюрбан собирается свалиться.

Они не практикуют Йогу, но, подобно другим Йоги, сжигают мертвых в сидячем положении. Они утверждают, что поклоняются Горакхнатху и являются учениками Канипа (или Канипао), чьим учителем был Джаландхарипа. Говорят, однако, что Канипа, был сыном Кинвара, поймавшего рыбу, из которой родился Матсьендранатх. Как описано выше, почти все они являются домовладельцами, проживающими со своими семьями. И пока Йоги этого класса, кажется, находятся среди «криминальных кланов» под постоянным полицейским надзором, эта редкая группа, очевидно, имеет хорошую репутацию. И хотя у них в прошлом было много замечаний от должностных лиц, показывающих, что и они находились под наблюдением, на сегодняшний день они свободны и могут идти, куда пожелают. Утверждают, что эти Джоги не воры. Их бумаги демонстрируют, что они великие путешественники, и что они побывали во многих частях Индии. Вот некоторые из готр и фамилий Сепала: Гадария, Танк, Пхенкра, Линак, Чаухан, Тахливал, Атхвал, Сохтра и Бамна. Их ранг ниже, чем у Хинду Йоги, потому что они берут пищу у мусульман и едят мясо шакала. В Деви Патане говорят, что Сепала едят змей. Эти Джоги нечистые и невежественные люди, внушающие ужас и страх и презираемые каждым классом на всей территории Индии. Сепала (иногда как «Канипао») рассматривают как «полу-пантов» (halfpanth) Горакхнатха. Интересно сравнить описание Сепала с описанием тех каст Йоги, что находятся в Бомбее, Бераре, во владениях Турецкой армии и на Юге, где появляется много шансов на контакт с ними.

Однажды во время пиршества, дарованного Горакхнатхом и Матсьендранатхом, определившими социальное положение и кастовость суб-сект в Бераре, Канипа, чьими учениками по их собственному утверждению являются Сепала, потребовал  вареных змей и скорпионов и был изгнан из толпы криками и гиканьем.