Календари и империи

Анатолий Секретарев
frg 95.19 Календари и империи.

См. статью "Климатические циклы и антропогенный потенциал":
http://www.proza.ru/2010/05/21/193

Тезисы.
Тз. Природные циклы и адаптации к ним в истории человечества.
Тз. В чем состоит благоприятность и неблагоприятность двух фаз 2400-летнего климатического цикла.
Тз. Пары альтернатив, связанных с двумя стадиями календарного и климатического циклов и двумя стадиями империализации.
Приложения.
frg 95.19.a1Возникновение мистики: противостояние календарей, календарные феномены..

88888888888888888888888888888888888
Тезисы.

Тз. Природные циклы и адаптации к ним в истории человечества.

  Начну с того, что данный текст может служить быть репрезентантом структуры и содержания книги "Онтологические заметки", над которой я сейчас интенсивно работаю. Он являет собой попытку кратко обобщить довольно большое число написанных ранее различных онтологических текстов и отдельных заметок, которые были навеяны впечатляющими аналогиями между двумя процессами, различающихся своими масштабами, но весьма схожими по своей сущности.

   Первый процесс - это адаптация локальных сообществ (прежде всего  - проживающих в климатических зонах, где в течение года происходит чередование двух ярко выраженных контрастных сезонов, один из которых является явно более благоприятным для проживания человека) к двухсезонному годичному циклу и выработка соответствующего календаря, регламентирующего временное развертывание жизни сообщества.
 .
  Второй процесс -  это то, что мы называем империализацией и деимпериализацией, глобализацией и федерализацией, т.е. подобная адаптация, но уже в куда более значительных пространственных и временных масштабах. А именно. Это -  адаптация уже не локальных сообществ, а этносов и макрологоценозов к изменениям глобального климата, происходящим по мере развертывания  уже не годичного, а гораздо более медленных климатических циклов, в первую очередь - 2400-летнего. В этом случае календарем можно считать историю традиций, в том числе и историю религий.

  Несколько слов о последней. Связь религий и календарей общеизвестна (см. здесь приложение *frg 95.19.a1*). Но в истории религий просматривается не только адаптация локальных сообществ к смене сезонов годичного цикла, а и отражение куда более медленных процессов империализации и деимпериализации макросообществ, т.е.адаптации составных, обширных по масштабу частей человечества к более долговременным изменениям, происходящих и в них самих вследствие логоэволюции, и в окружающей среде по мере развертывания упомянутых климатических циклов. Таким образом, в истории религий (а именно история религий поставляет нам наиболее емкий и широкоохватный во времени  архив логоэволюции) очень хорошо просматриваются следы обоих процессов локальной  и глобальной адаптации человечества к природным циклам различной периодичности. Именно поэтому, как будет видно далее, с историей религии необходимо связывается так много локальных тем в онтологических исследованиях. 

88888888888888888888888888888888888
Тз. В чем состоит благоприятность и неблагоприятность двух фаз 2400-летнего климатического цикла.

Сначала о том, что происходит в благоприятные - сухие, холодные фазы 2400-летнего климатического цикла.
 
Параметры внешней среды в целом на планете становятся более благоприятными для проживания человека (прежде всего это касается средних широт самого обширного и самого "широтного" континента - Евразии, так называемого пояса древних цивилизаций). В частности, спад увлажненности поверхности континентов в гумидных зонах средних широт резко повышает их антропогенный потенциал, приводит к росту населения.

  Вследствие максимальной заполненности океанического резрвуара, во-первых, снижается частота катаклизмов, характерных для противоположной фазы 2400-летнего климатического цикла (см. ниже ), во-вторых, становятся более резкими, более ощутимыми колебания состояния среды по мере развертывания более высокочастотных природных циклов, в первую очередь - годичного и 11-летнего.

 Последнее, т.е. усиление контрастности климатических перемен на фоне возрастания благоприятности климата в целом, способствует более интенсивному ходу логоэволюции, препятствуя, в частности, застою, излишнему консерватизму, усиливая, скажем так -  гетерогенность мироощущения человеком гетерогенного же мироздания. Именно в таких условиях в человеческих сообществах происходит формирование и расцвет дуальных организаций, позволяющих сочетать достоинства как смежного, так и несмежного сосуществования целостностей.

 Главной особенностью неблагоприятных  - теплых, влажных фаз 2400-летнего климатического цикла является то, что можно назвать возбуждение гидросферы Земли.  Оно выявляется в том, что вследствие незначительного относительно среднего значения, но долговременного возрастания активности Солнца, наиболее консервативный резервуар земной влаги  - океанический  - максимально опорожняется из-за усиленного испарения. В результате переувлажненности атмосферы усиливается интенсивность осадков (что приводит к переувлажнению поверхности континентов в средних широтах) и, вообще, процессов механического переноса ( в частности, таких разрушительных явлений как быстро движущиеся атмосферные вихри). Кроме того, в утяжелившийся атомосфере возникает то, что можно назвать стоячими волнами, что приводит к образованию устойчивых зон высокого и низкого давлений, а значит, учащения как затяжных засух, так и, наоборот, затяжных ливней.

  Кроме того, вследствие подъема облегченных океанических плит и опускания утяжелившихся за счет переувлажнения плит континентальных усиливается тектоническая напряженность в зонах субдукции (подползания дрейфующих океанических плит под более стабильные континентальные), что приводит к учащению в этих зонах землетрясений, извержений вулканов  (этой теме посвящены несколько текстов, которые в скором времени будуи мною опубликованы). Заметим, что субдукционные землетрясения часто вызывают разрушительные цунами, создающие угрозу для населения прибрежных зон континентов, а субдукционные извержения вулканов характеризуются наиболее интенсивными газовыми выбросами в атмосферу, также крайне опасными и для человека, и для всей биосферы. 

8888888888888888888888888888888888888

Тз. Пары альтернатив, связанных с двумя стадиями календарного и климатического циклов и двумя стадиями империализации.

  Здесь я привожу список (он будет уточняться) пары семантических, символических и ситуационных альтернатив, соответствующие двум стадиям (сезонам) двухсезонного календарного цикла (они помечены в списке буквой "к"), двум стадиям империализации (помечены буквой "и"), и тем, и другим  (помечены буквами "ик").
  Практически каждая пара альтернатив может служить темой отдельного исследования. Большинству этих пар и посвящены уже опубликованные и готовящиеся к публикации тексты из книги "Онтологичекие заметки"

Стадия 1.                Стадия 2.
 
к Благоприятный сезон года.              к Неблагоприятный сезон года.
к Несмежное расселение.                к Смежное расселение.
к Рекреация женщины.                к  Беременность женщины.
и Благоприятная фаза 2400-                и Неблагоприятная фаза 2400-
летнего климатического цикла           летнего климатического цикла
и Расцвет дуальных организаций       и Кризис дуальных организаций
ик Верховенство жреца.                ик Верховенство вождя.
ик Круг и крест                ик Крест и круг.
ик Белое, цвет рассеянного.               ик Черное, цвет сконцентрированного.
и Счет целостностями.                и  Счет частями целостности.
и Линейное время.                и Циклическое время.      
и Культ предка.                и Культ неба, природных циклов.
и Бессмертие как вечное                и  Бессмертие как череда
существование                смертей и воскрешений.
и Линейное время.                и Циклическое время.      
и Вождь смертен и рожден                и Вождь - сын божества, после смерти
от смертных                причисляется к сонму бессмертных.
и Жрец имеет потомство.                и Жрец не состоит в браке..
ик Монотеизм, культ единого             ик Политеизм, культ полигональной
полисемичного символа.                системы символов.
и Территория - собственность             и Территория - собственность
божества.                императора, сына божества.
ик Жертва - дань божеству за              ик Жертва - дань божеству за право
право владеть частью земли.               "владеть" частью времени.
и Письменная речь                и Устная речь


888888888888888888888888888888888888888888888
Приложения.
 
frg 95.19.a1Возникновение мистики: противостояние календарей, календарные феномены..

(выдержка из текста *frg 115.35.1 Упорядочивание пространства-времени и религия. Общие замечания.*)
Тз. Возникновение мистики. Религия и противостояние календарей.

Пр497. Кэмпбелл Джозеф. Мифы, в которых нам жить. Изд. София. 1997. Русский перевод книги: Joseph Campbell   Myths to  live by - New York, 1972. 

Пр496.1. Brischoux F., Bonnet X. Life history of sea kraits in New Caledonia.// Ecologie des Tricots Rayers de Nouvelle-Caledonte.- Universite Francois Rabelais,  Tours. 2007. P. 27- 57.
 
 Правдоподобным видится следующее утверждение: решение задачи упорядочивания пространства и времени необходимо приводит к зарождению религии. Заметим, что упорядочивание пространства является более простой задачей, поскольку она, в отличие от задачи упорядочивания времени, не связана с широтой  местности, клтиматом. По этой и другим причинам "вклад" в формирование религии процессов, связанных с упорядочиванием времени наиболее значителен.
 
 Тогда и зарождение календаря, очевидно, можно считать тесно связанным с зарождением религии. Если календарь является результатом согласования хода трех времен  - личностного, коллективного и природного, то религия является мистической проекцией этого согласования.
  Но почему возникает эта мистическая проекция? На первый взгляд, причиной являются несовершенства календарной системы, например, - несовпадения между периодами календарных и природных циклов или неспособность календарей достаточно точно прогнозировать погоду.
  Но мне кажется, что мистика вообще возникает не вследствие противостояния совершенного мира и несовершенного знания (кстати, современный ученый-агностик куда более отчетливо ощущает несовершенность своего знания, чем современный мистик-гностик), а вследствие внутреннего противостояния различных систем или различных аспектов вечно несовершенного человеческого знания.   
   Поэтому более точным видится следующее высказывание  -  зарождение календарей (а не календаря) влечет за собой зарождение религии  как мистического отражения не столько самой календарной идеи, сколько противостояния нескольких, хотя бы двух, календарных систем. Необходимость выбора одной календарной системы из нескольких возможных ее вариантов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, при отсутствии возможности в полной мере осознать, аргументировать правомочность этого выбора и приводит к появлению его мистических мотиваций.
  Именно поэтому большинство календарных ритуалов и мифов представлены как фантастические поединки между претендентами на роль "властелина времени". Ярким примером служат различные змиеборцы, победители львов, огнедышащих быков, наконец, -  Геракл с его 12 подвигами.  Злое божество, которое в большинстве сакралов противостоит доброму божеству, часто является ничем иным как образом "неправильного" календаря.

     Похоже, что если бы характеристики внешней среды и ритмы изменения ее состояний были бы одинаковы во всем пространстве обитания человека, религия, по крайней мере в ее крайне мистическом, фанатическом проявлении, вряд ли бы возникла. 

  Впрочем, есть основания и для другого, более близкого к общепринятому, толкования причин появления мистики в процессе упорядочения времени. Такой причиной может служить существование в окружающей среде, как на небе, так и на земле, ярко выраженных периодических явлений, которые могли трактоваться предками, образно говоря, как  наделенные волей генераторы времени, от которых зависел ход времени, смена прошлого настоящим и будущим.
 
  Приведу только один, как мне кажется, очень яркий пример ситуации, в которой мог возникнуть образ такого мистического властелина времени. Эту ситуацию удалось реконструировать, когда я пытался понять календарное содержание одного полинезийского мифа, приведенного  Д. Кэмпбеллом в книге "Мифы, в которых нам жить" (*Пр497, глава II ). Главным героем мифа оказалась морская змея, большой плоскохвост (Laticauda saintgironsi ) обладающий прямо-таки невероятными "календарными" свойствами. Во-первых, все тело этой змеи покрыто хорошо заметными, контрастными поперечными полосами, число которых колеблется в пределах 27-33, т.е.примерно равное числу дней в месяце (*Пр496.1, 38.*). Во-вторых, плоскохвосты, как и все морские змеи, линяют чаще сухопутных - каждые 2-6 недель, к этому их вынуждают гнездящиеся на их коже водные паразиты. Но, в отличие от других морских змей, плоскохвосты для линьки выползают из воды на берег, причем зачастую в одно и то же облюбованное место. Вообще-то частота линьки зависит от многих факторов и потому весьма изменчива. Но вполне возможно,  что в определенных местностях периодичность линьки более-менее стабильна и происходит примерно раз в месяц.
  Тогда можно допустить следующее. Изумленный предок замечает, что некоторая змея, у которой число колец на теле равно, скажем, 28, числу дней в лунном месяце (именно по этому числу колец предок и узнает змею), примерно раз в месяц выползает на берег и сбрасывает кожу, на которой число полос равно числу дней, прошедших за минувший месяц. Понятно, что возникают все основания считать эту змею "властелином времени",  а ее сброшенную кожу с 28-мю отметинами - образом завершившегося месяца.